Основные подходы и способы международно-правового признания государств

Автор: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 

   Территория  государства может изменяться в  результате цессии – уступка части  государственной территории. Цессия обычно осуществляется на возмездных началах, т.е. требует компенсации в денежной или иной форме. Цессия может происходить путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами.

   В какой бы форме цессия не совершалась, она должна быть оформлена заключением  договора между соответствующими государствами, который является наиболее ясной  формой волеизъявления сторон. Основанием всякой цессии является соглашение. Поскольку цессия оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву наций на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора. В договоре цессии, как и во всяком договоре, воля сторон должна быть выражена добровольно, без насилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Консультативное заключение Международного суда ООН
 

Международный суд,

2006 г. 

2006 г. 

9 декабря

Общий список

No. 131 

9 декабря 2006 г.  
 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО  СУД

ОТНОСИТЕЛЬНО  ВОЗМОЖНОСТИ УСТУПКИ 

ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ТЕРРИТОРИИ  

Присутствуют: Председатель ШИ; Вице-председатель РАНДЗЕВА; судьи                  

                              ГИЙОМ, КОРОМА,  ВЕРЕЩЕТИН, ХИГГИНС, ПАРРА-

                             АРАНГУРЕН, КООЙМАНС, РЕЗЕК, АЛЬ-ХАСАУНА, 

                             БЮРГЕНТАЛЬ, ЭЛЬ-АРАБИ, ОВАДА, ЗИММА, ТОМКА;

                             Секретарь КУВРЁР. 

Суд в  вышеуказанном составе вынес свое консультативное заключение по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН  (резолюция от 6 ноября 2006 года) по вопросу о возможности уступки части государственной территории.

     «В 1803 г. США купали у Франции  Луизиану, в 1867 г. -  У России Аляску и Алеутские острова, в 1916 г. – у Дании группу Антильских островов». «В 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 кв. км своей территории со зданиями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсойоки».

 «СССР  и Польша по договору от 15.02.1951 года обменялись равными по  размеру пограничными участками  в Люблинском воеводстве и  Львовской области»; «В 1945 г. СССР  и Иран обменялись соответствующими  участками своей территории во  взаимных интересах».

«В 1962 г. СССР и Финляндия заключили договор, по которому Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала и остров Малый Высоцкий».  «В 1898 г. Германия и Китай заключили договор, согласно которому Китай уступал в аренду на 99 лет территорию Кьао-чеу в Северном Китае». «Территория Гонконга была сдана в аренду Великобритании на 99 лет в 1898г.».  «В 2004 г. Россия и Китай заключили соглашение, которое изменило линию прохождения восточной части государственной границы, в результате чего фактически произошла уступка части территории, исторически считавшейся российской». 

      Формулировка  вопроса была следующей: возможна ли уступка части государственной  территории на какой-либо компенсационной  основе или каким-либо иным образом?

     1. Суд единогласно пришел к выводу, что, в соответствии с п. "f" ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 1974 года, действия государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию. Запрещено насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой. Учитывая принципы мирного разрешения международных споров и неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях, единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.

     2. Суд 12 голосами против 3  сделал вывод, что государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.

   С утверждением в международном праве принципа самоопределения  народов все наиболее крупные и  существенные  территориальные  изменения  происходят или должны происходить на его основе.

      Самоопределение    не     исключает     других     видов     изменения принадлежности территории. Даже при осуществлении  самоопределения  возможно применение некоторых второстепенных принципов  в  качестве  вспомогательных, например географических принципов.  Сравнительно  небольшие  территориальные изменения могут осуществляться на иной основе.  Так,  передача  небольших  и незаселенных участков (цессия) происходит на договорной основе. Такие территориальные изменения происходят в  соответствии  с международным правом, мирным путем  и  по  договоренности.   Пограничные государства могут произвести обмен равноценными  участками территории.

      3. Суд единогласно решил, что передача участка должна происходить на  возмездной основе. Одной из форм компенсации за передачу участка  территории  может  быть выплата  согласованной  денежной  суммы. За денежную компенсацию могут быть уступлены сравнительно небольшие  участки территории, которые являются, незаселенными или  малозаселенными.  Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной  территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.

      4. Суд единогласно решил, что передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может  привести  к тому, что в дальнейшем  права  нового  территориального  суверена  на  вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.

     Договоры о передаче  территории    требуют  ратификации, которая   производится высшим представительным  органом государственной власти. Договор, вступает  в  силу  после  обмена  сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре.  С этого момента  на  переданную  территорию  распространяется  территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.

     5. 11 голосами против 3 суд пришел к выводу, что часть государственной территории может быть сдана в аренду другому государству.  Причем арендуемая территория продолжает оставаться под суверенитетом государства-арендодателя, и на нее распространяется его территориальное верховенство. Государство-арендатор осуществляет на арендуемой территории отдельные права юрисдикции, в пределах, согласованных с государством-арендодателем. Международная аренда государственной территории возможна только на основе двустороннего договора между государством- арендатором и государством-арендодателем. Такой договор является международно-правовым, и на него в полной мере распространяется право международных договоров

       Международная аренда имеет возмездный аспект, в частности выплата арендатором денежных сумм либо получение государством-арендодателем нематериальных выгод.

     6. Суд единогласно решил о возможности транзита через государственную территорию. Транзитный проезд по суше сопредельного государства регламентируется специальными двусторонними соглашениями. 

По этим причинам, на основании международных принципов

СУД

1) единогласно

определяет, что он обладает юрисдикцией для вынесения запрошенного консультативного заключения;

2) четырнадцатью  голосами против одного постановляет выполнить просьбу о вынесении консультативного заключения;

ГОЛОСОВАЛИ  ЗА: Председатель Ши; Вице-Председатель Рандзева; судьи Гийом, Корома, Верещетин, Хиггинс, Парра-Арангурен, Коойманс, Резек, аль-Хасауна, Эль-Араби, Овада, Зимма, Томка;

ГОЛОСОВАЛИ  ПРОТИВ: судья Бюргенталь;

3) отвечает следующим образом на вопрос, поставленный Генеральной Ассамблеей: 

А) 12 голосами против 3  сделал вывод, что государство  по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории;

ГОЛОСОВАЛИ  ЗА: Председатель Ши; Вице-Председатель Рандзева; судьи Гийом, Корома, Верещетин, Хиггинс, Парра-Арангурен, Коойманс, Резек, аль-Хасауна, Эль-Араби, Овада,;

ГОЛОСОВАЛИ  ПРОТИВ: судья Бюргенталь; Зимма, Томка; 

Б) суд  единогласно решил,  что передача участка должна происходить на  возмездной основе; 

В) 12 голосами против 3 суд пришел к выводу, что часть государственной территории может быть сдана в аренду другому государству;

ГОЛОСОВАЛИ  ЗА: Председатель Ши; Вице-Председатель Рандзева; судьи Гийом, Корома, Верещетин, Хиггинс, Парра-Арангурен, Коойманс, Резек, аль-Хасауна, Эль-Араби, Овада,;

ГОЛОСОВАЛИ  ПРОТИВ: судья Бюргенталь; Зимма, Томка; 

 Г)  Суд единогласно решил о возможности  транзита через государственную  территорию. 

Совершено на французском и английском языках, во Дворце мира, Гаага,  девятого декабря  две тысячи четвертого шестого года, в двух экземплярах, один из которых будет передан в архивы Суда, а другой препровожден Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. 

(Подпись) ШИ Цзюон

Председатель

(Подпись) Филипп КУВРЁР

Секретарь 

  1. Раскройте механизм реализации принципа обеспечения мира и международной безопасности. В каких источниках международного права закреплен этот принцип?
 

     Данный  принцип является совокупностью  следующих принципов: принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств. Принцип неприменения силы и угрозы силой (принцип ненападения) впервые был закреплен в Парижском договоре (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г., в ст.1 которого государства осудили “обращение к войне для урегулирования международных споров” и отказались “от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики”. В послевоенный период принцип ненападения был закреплен в Уставе ООН, который обязывает все государства воздерживаться “в их взаимных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН”. Понятие “сила” применяется  в широком смысле, включая все акты принуждения против государства-правонарушителя, например, полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, воздушных, почтовых средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также использование вооруженной силы, т.е. современное международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении. Угроза силой может включать в себя концентрацию сил одного государства вблизи границ другого; маневры (в частности военных кораблей) вблизи границ или берегов другого государства, на которое хотят оказать давление; объявление всеобщей мобилизации, когда между государствами существуют серьезные разногласия.

     Принцип ненападения обязывает каждое государство: а) воздерживаться как от прямого, так и от косвенного применения вооруженной силы  первым;  б) воздерживаться  от  пропаганды  агрессивной войны; в) воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства, а также демаркационных линий, линий перемирия, установленных международными договорами; г) воздерживаться от применения вооруженной  силы  в  качестве  средства  разрешения  международных  споров; д) воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы; е) не применять насильственных действий, препятствующих осуществлению народами их права на самоопределение; ж) запрещать организацию, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организацию или поощрение организации иррегулярных сил, вооруженных банд, состоящих, в частности, из наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Информация о работе Основные подходы и способы международно-правового признания государств