Основные подходы и способы международно-правового признания государств

Автор: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
  1. Основные  подходы и способы  международно-правового  признания государств.
 

   Признание государства непосредственно связано  с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.

   Декларативная теория исходила из того, что государство  является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему

межгосударственных  отношений. Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, "конституировало" государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств. Взгляды отечественных юристов-международников в базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.

   Не  создавая государства как субъекта международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания. Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений.  

      Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе.

   Возможно  и, подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.

   От  юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации "О признании Эритреи" от 12 мая 1993 г. В нем сказано: "Исходя из того, что в соответствий с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство — Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства". Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.  
 
 

  1. Субъекты  международного права: понятие и виды.
 

   Понятие субъекта международного права непосредственно  связано с оценкой предмета международно-правового регулирования. В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов.

   Первый  — традиционный и более распространенный и в наши дни. Традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, межгосударственных отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники указанных отношений могли претендовать на статус международной правосубъектности. Соответственно получило распространение особое понимание субъекта международного права, отличающееся от понятия субъекта в общей теории права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами.

   Соответственно  носители прав и обязанностей, установленных  правовыми нормами, характеризуются  как субъекты права. В теории международного права сложилась концепция особого  статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно- правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение.

     Такой особый статус признавался, прежде всего, за государствами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (межгосударственными) организациями, государствоподобными образованиями, нациями и народами, борющимися против колониализма, за создание собственных государств. Поскольку физические лица (индивиды) и юридические лица (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрисдикцией соответствующих государств, не обладают независимым положением в международных отношениях, их самостоятельный международно-правовой статус отрицался, они не признавались субъектами международного права.

     Второй  представлен более скромными попытками распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т.е. идентифицировать понятие субъекта международного права с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понимание субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельного международно-правового статуса и способности к равноправному участию в создании норм и к независимому, свободному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению. Если же в соответствии с современной трактовкой предмета международно-правового регулирования принять характеристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей, то признается и связанная с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода отношений новых участников — юридических лиц, физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также — в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, — составных частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.

     В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).

     Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Категория производных (вторичных) субъектов — это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во первых, в том, что они порождены — именно как субъекты международного права — волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

     Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

     Вопрос  о статусе и видах нетрадиционных субъектов решается, даже при признании  их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать  несколько таких субъектов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представляются вполне реальными. Это международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические лица). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями отдельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризуются составные части этих государств (по терминологии, принятой в отечественном законодательстве, — субъекты Российской Федерации).

   Имеется достаточно оснований для разграничения  в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, так как тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации. Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.  
 
 
 

  1. Задача 4 тема 15
  2. Под цессией обычно понимается передача суверенитета над определенной территорией одним государством другому по соглашению между ними.  Объектом цессии является передача суверенитета над территорией

   Формой  компенсации за передачу участка  территории может быть выплата согласованной  денежной суммы: «В 1803 г. США купали у Франции Луизиану, в 1867 г. -  У России Аляску и Алеутские острова, в 1916 г. – у Дании группу Антильских островов». «В 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 кв. км своей территории со зданиями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсойоки».

Цессия  может происходить, путем взаимного  обмена равноценными участками между  пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения  обмениваемых участков: «СССР и Польша по договору от 15.02.1951 года обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области»; «В 1945 г. СССР и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах».

  1. «В 1962 г. СССР и Финляндия заключили договор, по которому Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала и остров Малый Высоцкий».  «В 1898 г. Германия и Китай заключили договор, согласно которому Китай уступал в аренду на 99 лет территорию Кьао-чеу в Северном Китае». «Территория Гонконга была сдана в аренду Великобритании на 99 лет в 1898г.». Аренда международной территории - предоставление на договорной основе одним государством другому части своей территории или расположенных на ней объектов (сооружений) в пользование на определенный срок, в определенных целях и на определенных условиях. Государство-арендодатель сохраняет суверенитет в отношении территории, предоставляемой в аренду, ограничивая в строго определенном договором порядке некоторые свои права в пользу государства-арендатора.
  2. Передача (обмен) небольших участков территории в процессе уточнения линии государственной границы. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. «В 2004 г. Россия и Китай заключили соглашение , которое изменило линию прохождения восточной части государственной границы, в результате чего фактически произошла уступка части территории, исторически считавшейся российской.» Соглашение, подписанное в 2004, обозначает окончание споров о границе между Китаем и Россией. С одной стороны,  произошло улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов.

Информация о работе Основные подходы и способы международно-правового признания государств