Автор: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:59, контрольная работа
Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.
Признание
государства непосредственно
Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему
межгосударственных отношений. Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, "конституировало" государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств. Взгляды отечественных юристов-международников в базируются на представлении о том, что признание нового государства является актом большой политической важности. Оно дает возможность новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения.
Не создавая государства как субъекта международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связанного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осуществляется в рамках принципов международного права. В частности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отношений, что невозможно без признания. Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений.
Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе.
Возможно и, подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.
От
юридического, официального признания
следует отличать признание фактическое,
неофициальное. Оно осуществляется в форме
постоянных или эпизодических контактов
как на правительственном, так и неправительственном
уровнях. Вариантом фактического признания
считается признание ad hoc (разовое, на данный
случай). Признание оформляется актом
признающего государства. В качестве примера
можно привести Указ Президента Российской
Федерации "О признании Эритреи"
от 12 мая 1993 г. В нем сказано: "Исходя
из того, что в соответствий с итогами
референдума о независимости провозглашается
новое государство — Эритрея, признать
Эритрею в качестве самостоятельного
и независимого государства". Признание
государства как субъекта международного
права одновременно означает и признание
его правительства. Если в акте, оформляющем
признание, говорится о признании правительства,
то это означает и признание государства.
Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регулирования. В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов.
Первый — традиционный и более распространенный и в наши дни. Традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, межгосударственных отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники указанных отношений могли претендовать на статус международной правосубъектности. Соответственно получило распространение особое понимание субъекта международного права, отличающееся от понятия субъекта в общей теории права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами.
Соответственно
носители прав и обязанностей, установленных
правовыми нормами, характеризуются
как субъекты права. В теории международного
права сложилась концепция
Такой особый статус признавался, прежде всего, за государствами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (межгосударственными) организациями, государствоподобными образованиями, нациями и народами, борющимися против колониализма, за создание собственных государств. Поскольку физические лица (индивиды) и юридические лица (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрисдикцией соответствующих государств, не обладают независимым положением в международных отношениях, их самостоятельный международно-правовой статус отрицался, они не признавались субъектами международного права.
Второй представлен более скромными попытками распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т.е. идентифицировать понятие субъекта международного права с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понимание субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельного международно-правового статуса и способности к равноправному участию в создании норм и к независимому, свободному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению. Если же в соответствии с современной трактовкой предмета международно-правового регулирования принять характеристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей, то признается и связанная с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода отношений новых участников — юридических лиц, физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также — в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, — составных частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.
В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).
Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Категория производных (вторичных) субъектов — это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во первых, в том, что они порождены — именно как субъекты международного права — волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.
Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.
Вопрос
о статусе и видах
Имеется
достаточно оснований для разграничения
в международно-правовой системе правосоздающих
субъектов и правоприменяющих субъектов.
Разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие
и вместе с тем правоприменяющие, так как
тот, кто участвует в нормотворческом
процессе, не может быть в стороне от практики
применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие,
но не обладающие нормотворческой способностью.
К первой категории относятся государства,
международные организации, в меньшей
мере — государствоподобные образования
и борющиеся нации; ко второй — индивиды,
хозяйствующие субъекты и другие юридические
лица, международные хозяйственные объединения
и неправительственные организации. Иначе
говоря, круг реализующих нормы международного
права значительно шире круга создающих
эти нормы.
Формой компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы: «В 1803 г. США купали у Франции Луизиану, в 1867 г. - У России Аляску и Алеутские острова, в 1916 г. – у Дании группу Антильских островов». «В 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 кв. км своей территории со зданиями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсойоки».
Цессия может происходить, путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения обмениваемых участков: «СССР и Польша по договору от 15.02.1951 года обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области»; «В 1945 г. СССР и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах».
Информация о работе Основные подходы и способы международно-правового признания государств