Наследственные отношения в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследовать теоретические и практические аспекты наследственных прав иностранцев в Республике Беларусь и наследственных прав белорусских граждан за границей, с точки зрения современного международного частного права, коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений международного характера.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием о наследовании в международном частном праве;
определить цели и проблемы наследования в международном частном праве;
проанализировать и оценить состояние наследования по законодательству Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..5

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ………………………7

1.1 КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ О НАСЛЕДОВАНИИ (ОБЪЕМЫ И ПРИВЯЗКИ)……………………………………………7

1.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ……………………………………….16

1.3 КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………….25

1.4 НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ…………………..28

1.5 НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ………………………….32

II НАСЛЕДОВАНИЕ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………..36

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………36

2.2 НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА БЕЛОРУССКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………..41

2.3 ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО………………………….44

III ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА……….46

3.1 ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА……………46

ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЕРТИФИКАТ …………………………......57

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ1.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Консул принимает меры по охране наследственного имущества, оставшегося после смерти гражданина Республики Беларусь за границей. Если такое имущество полностью или частично состоит из скоропортящихся предметов, а также при чрезмерной стоимости их хранения консул имеет право продать это имущество и направить полученные деньги по принадлежности.

Консул незамедлительно  сообщает Министерству иностранных  дел Республики Беларусь все известные  ему сведения о наследстве, открывшемся  в пользу граждан Республики Беларусь, и о возможных наследниках.

Консул имеет право  принимать наследственное имущество для передачи наследникам, находящимся в Республике Беларусь, может принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы, принадлежащие гражданам Республики Беларусь.

Консул имеет право  представлять граждан своей страны без особой доверенности, в том числе и по наследственным делам, в стране пребывания, если граждане отсутствуют и не поручали ведения своего дела какому-нибудь лицу.

Консул выполняет другие функции, касающихся наследования: он принимает меры к охране наследственного имущества, выдает свидетельства о праве наследования, принимает меры по охране наследственного имущества, находящегося на территории его консульского округа или в целом государства пребывания.

Таким образом, белорусские  граждане имеют право наследовать и завещать свое имущество за рубежом. Законодательством большинства стран предусмотрено, что при отсутствии наследников, а также в случае их отказа от наследства имущество наследодателя переходит к государству на общих основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО.

 

Если после смерти иностранного гражданина или лица без  гражданства, у которого нет наследников  ни по закону, ни по завещанию, остается какое-либо имущество (выморочное имущество), оно переходит в казну. Таково общее правило, свойственное всем правовым системам. Однако в этом случае сразу же возникает вопрос: какому из двух или более, в зависимости от ситуации, государств отойдет такое имущество: государству, гражданином которого является данное лицо; государству, в котором оно было домицилировано; или государству, на территории которого имущество находилось в момент смерти лица? При этом можно предположить варианты, когда имущество будет находиться на территории нескольких государств. Решение этой проблемы в разных государствах опирается на различные принципы [21, с. 311].

Во Франции имущество  иностранного гражданина переходит  к государству на основании принципа публичного порядка, суть которого воспрепятствовать  завладению иностранным государством таким имуществом, если оно находится  на территории Франции. Статья 773 алжирского ГК содержит прямое правило о режиме выморочного имущества – оно принадлежит государству. Алжирское государство, таким образом, приобретает имущество не в порядке наследования, а в силу предписаний, действующих в Алжире как территориальный закон.

В других государствах практика иная. Суды Бельгии, ФРГ, напротив, применяют  наследственный статут. В Австрии  и США имущество переходит  к государству не в порядке  наследования, а по праву «оккупации». Следует сказать, что в известном смысле и Англия использует категорию наследственного статута, несмотря на то что общая концепция перехода выморочного имущества к государству обосновывается здесь с помощью теории «оккупации». Согласно сложившемуся в Англии порядку, основанному на судебной практике и доктрине, к выморочному имуществу в виде движимых вещей, которое после смерти лица осталось в Англии, применяется закон домициля: если лицо домицилировано в Англии – по ее правопорядку, если оно домицилировано за границей, - по закону того государства, к праву которого коллизионная норма страны домициля отсылает решение вопроса о том, как переходит имущество в казну государства [12, с. 458].

Лунц Л.А. подчеркивает в связи с этим, что «решающее слово принадлежит закону, которому подчинено наследование: если этот закон квалифицирует переход выморочного имущества к государству как наследование, то имущество переходит к государству, праву которого подчинено наследование; если же закон считает, что при выморочности имущества имеет место оккупация, то очевидно, что оккупирующим государством может быть лишь то, на территории которого имущество находится» [29, с. 359].

История знает примеры, когда цена вопроса о выборе соответствующего правопорядка могла быть достигнута четырнадцатизначной цифрой. В этом плане интересно выглядит иллюстрация, связанная с наследством гетмана Полуботки, приведенная М.М. Богуславским.

Павел Полуботка  был гетманом Украины при Петре I. После измены Мазепы новый гетман потерял доверие царя, был арестован  и заточен в Петропавловскую крепость, где вскоре умер. Однако еще в 1720 г. он отправил со своим сыном Яковом в Лондон почти все свое золото. Яков в сопровождении трех человек на английской шхуне, которая вышла из Архангельска и благополучно доплыла до берегов Англии, доставил туда бочонок с золотом. В Лондоне по поручению отца он поместил золото (200 тысяч рублей) в банк Ост-Индской компании. При этом были определены следующие условия: 4% годовых с нарастающими процентами; срок хранения – до истребования самим гетманом, лицами, им назначенными, или его наследниками. В XVIII веке никаких сведений о судьбе золота Полуботки не поступало, однако в 1827 г. петербургская газета «Сенатские новости» попыталась найти наследников гетмана, поместив специальное объявление. Известно, что перед началом первой мировой войны в Чернигове состоялось собрание многочисленных наследников гетмана, среди которых был известный писатель В. Короленко. Война, а затем революция помешали дальнейшим поискам наследников и ведению дела о получении вклада. Шаги в этом направлении предпринимались в 1930 г. Затем в 1958 г. Инюрколлегия при Московской коллегии адвокатов, ведущая наследственные дела, пыталась разыскать активы Полуботки в английском банке и в казначействе Англии, однако безрезультатно. По сведениям Книги рекордов Гиннеса, полуботковский вклад в английском банке, с учетом оговорки о реальности его существовании, может составить 32 триллиона долларов. На получение вклада, как об этом свидетельствует один из пресс-релизов, распространенных Представительством Украины при ООН, претендует и украинское государство [13, с. 451].

Имущество белорусского гражданина, умершего за границей, при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону, и по каким-то причинам не было составлено завещание, или завещание составлено, но было признано недействительным. По белорусским законам в этих случаях имущество переходит к государству как наследнику.

Таким образом, вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам, чаще всего выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

III ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

3.1 ВОПРОСЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ  ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА.

 

 

Налоги, взимаемые с наследства, распространены повсеместно. Законодательная практика различных стран демонстрирует общность взглядов, утверждая, что налоги на наследство необходимы для покрытия затрат, понесенных государством при вступлении наследника в права владения. Общим критерием для различных стран является установление взаимозависимости между режимом налогообложения наследуемого имущества и налоговым статусом владельца этого имущества. Исчисление налога для иностранцев и его уплата, как правило, производятся на тех же основаниях, что и для отечественных граждан. Таким образом, речь идет о предоставлении иностранцам национального режима.

Налоги, взимаемые с  наследства (interitance tax, в США – death tax), распространены повсеместно. Законодательная практика различных стран демонстрирует в этом вопросе общность взглядов, руководствуясь тем, что налоги на наследство необходимы для покрытия затрат, понесенных государством при вступлении наследника в права владения, а также на возмещение похоронных и административных расходов. Общим критерием для различных стран является установление взаимозависимости между режимом налогообложения наследуемого имущества и налоговым статусом его владельца. Исчисление налога для иностранцев и его уплата, как правило, производятся на тех же основаниях, что и для отечественных граждан. Таким образом, речь идет о предоставлении иностранцам национального режима налогообложения.

Существуют  два вида налогов, взимаемых с имущества, переходящего от одного собственника к другому в порядке наследования. Один вид так и именуется налогом с наследства. Другой относится к имуществу, переходящему от одного собственника к другому в виде дара. Эти налоговые платежи взаимоувязаны между собой, поскольку оба подлежат уплате с имущества, право на которое переходит к новому владельцу не в результате коммерческой сделки. Связующим компонентом является то обстоятельство, что названные виды налогов имеют одинаковые ставки и порядок определения облагаемой суммы [12, с. 450].

В США, Великобритании, Германии оба вида налога существуют раздельно, причем налогообложение имущества, перешедшего в результате наследования и дарения, осуществляется главным образом на центральном (федеральном) уровне. Исключение из правила составляет Швейцария, где налоги с наследств и дарений взимаются на уровне кантонов, что, несомненно, приводит к появлению особенностей такого налогообложения на уровне каждого из кантонов. Весьма парадоксальная ситуация сложилась в Канаде, где действующим законодательством не предусмотрены ни налог с дохода, составляющего предмет накоплений, ни налог на собственный капитал. В силу этого ни на уровне правительства, ни соответственно на уровне администраций провинций специальные налоги на наследство и на дарение не взимаются. Налогообложение имущества, переходящего от одного собственника к другому как в пределах семьи, так и вне ее, осуществляется посредством применения налогов на доход.

Следует коснуться содержания трех основных элементов налога на наследство — предмета (объекта) налогообложения, способа обложения налогом и ставки налогообложения. Ответ на вопрос, что же составляет предмет налогообложения по существу, уже приведен выше: это материальные и нематериальные вещи, хотя перечень таких вещей отличается известным разнообразием. Так, в США, Германии, Великобритании это недвижимость, личная собственность,   физически   расположенная   на   территории   этих стран, валюта и неосязаемая личная собственность, которая включает в себя долю от доходов в акционерном капитале компании, участие в товариществе или доверительном фонде. В Германии к неосязаемой личной собственности также относятся вклады в страховые компании, денежные средства, хранимые на банковских счетах, а к личной собственности — ценные бумаги. В этой стране налог с наследства взимается только с тех вкладов и тех средств, что принадлежат физическим лицам.

Различают две формы  взимания налога с наследств и  дарений. Так, одним государствам свойственно  взимать налог с наследств  и дарений со всего объема стоимости  наследуемого или предоставляемого в качестве дара имущества (estate-type). Отчасти этот тип налогообложения нашел применение в Великобритании, Северной Ирландии и США. В этих государствах в целях расчета налога на первой стадии устанавливают налог с суммарной стоимости имущества умершего. Далее рассчитывают предварительный налог с оценочной стоимости налогооблагаемого имущества и суммарной стоимости налогооблагаемого дарения, не включенного в общую стоимость собственности.

В иных странах налогом  облагается только доля каждого получателя имущества (inheritance-type). Непосредственно размеры налоговых платежей с имущественных и земельных долей, переходящих в порядке наследования или дарения, исчисляются исходя из их стоимости. Необходимым условием налогообложения доли наследуемого или переходящего в порядке дарения имущества является документальное подтверждение наличия долевой собственности наследодателя или дарителя [14, с. 312].

Ставки обложения  налогом наследств и дарений устанавливаются с учетом принадлежности (по степени родства) индивида-наследника и получателя дарений к тому или иному налоговому классу. Каждому классу свойствен свой размер налоговых ставок, повышающихся при уменьшении степени родства. От налогового класса зависит и размер налогооблагаемого имущества. Интересен в этом отношении опыт Германии, в которой существуют четыре группы плательщиков налога на наследство и на дарение [44, с. 50].

Однако не все государства  прибегают именно к такому методу расчета налога. Так, в ЮАР ставка налога на наследство и дарение не зависит от принадлежности лица к кругу наследников или индивидов, имеющих право на получение дарственной, и едина для всех, кто постоянно проживает на территории ЮАР. Налог с наследств и дарений в ЮАР уплачивают не только физические лица, но и правосубъектные образования, обладающие статусом юридического лица (компании).

Как показывает международный  опыт, налогам на наследство и на дарение свойственны высокие  уровни предельных налоговых ставок. Однако наблюдается любопытная деталь: в общей сумме поступлений  в бюджет государства доля от налогообложения наследств и дарений невелика        (менее 1 %) . Это объясняется тем, что практически во всех странах действуют системы разрешенных вычетов из суммы наследования, подлежащей налогообложению. Нельзя не учитывать и фактор льготного налогообложения (имущество благотворительных фондов) [45, с. 196].

Нельзя пройти мимо такой  проблемы, как устранение избыточного  налогового бремени. Именно здесь необходимо упомянуть о специальных международных актах – двусторонних соглашениях об устранении двойного налогообложения в отношении наследования недвижимости, дарений и иных форм перехода собственности. Эти соглашения содержат указания, какими именно методами государству следует руководствоваться при определении своей налоговой юрисдикции.

Таким образом, практика совершенствования международных соглашений по наследованию уже сейчас позволяет выявить некоторые тенденции их развития. Одна из них состоит в том, что регламентация правоотношений в сфере наследования в основном будет осуществляться посредством многостороннего регулирования вопросов наследования. Очевидным стимулом к этому является непрерывное углубление разнообразных форм сотрудничества между странами и народами. Многосторонние соглашения позволят создать прочную основу для подготовки двусторонних договоров по наследованию и, следовательно, большей детализации тех норм, которые регламентируют разрешение спорных вопросов наследования [12, с. 459]. Налоги, взимаемые с наследства, распространены повсеместно. Законодательная практика различных стран демонстрирует общность взглядов, утверждая, что налоги на наследство необходимы для покрытия затрат, понесенных государством при вступлении наследника в права владения. Общим критерием для различных стран является установление взаимозависимости между режимом налогообложения наследуемого имущества и налоговым статусом владельца этого имущества. Исчисление налога для иностранцев и его уплата, как правило, производятся на тех же основаниях, что и для отечественных граждан. Таким образом, речь идет о предоставлении иностранцам национального режима.

Информация о работе Наследственные отношения в международном частном праве