Наследственные отношения в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследовать теоретические и практические аспекты наследственных прав иностранцев в Республике Беларусь и наследственных прав белорусских граждан за границей, с точки зрения современного международного частного права, коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений международного характера.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием о наследовании в международном частном праве;
определить цели и проблемы наследования в международном частном праве;
проанализировать и оценить состояние наследования по законодательству Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..5

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ………………………7

1.1 КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ О НАСЛЕДОВАНИИ (ОБЪЕМЫ И ПРИВЯЗКИ)……………………………………………7

1.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ……………………………………….16

1.3 КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………….25

1.4 НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ…………………..28

1.5 НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ………………………….32

II НАСЛЕДОВАНИЕ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………..36

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………36

2.2 НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА БЕЛОРУССКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………..41

2.3 ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО………………………….44

III ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА……….46

3.1 ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА……………46

ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЕРТИФИКАТ …………………………......57

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ1.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Если два или более  лиц, чьи сукцессий регулируются различными законами умирают в условиях, в которых неясно, в каком порядке  их смерть произошла, и где эти  законы предусматривают иначе в  этой ситуации, или не предусматривает  вообще, ни один из умерших должны иметь любые права наследования к другому или другим.

 Если закон доверия  создан в распоряжение имуществом  после смерти, приложение с правопреемством  законом определяются Конвенцией,  не исключает применения другого  закона доверия.  Наоборот, применение в доверительное ее руководящих закона не препятствует применению с правопреемством права, регулирующие правопреемство в силу Конвенции.  Если в соответствии с законом, применимым в силу Конвенции нет наследника, наследник или наследник по распоряжению имуществом после смерти, а не физическое лицо является наследником по закону, применение закона так решительно не препятствует государству или лицо, назначенное к ней это государство от присвоения активов недвижимости, которые находятся на его территории.

В Гаагской конвенции 1989 г. «О законе, применимом к наследованию» устанавливается, что к наследованию применяется закон государства, в котором умерший имел постоянное место жительства в момент смерти, при условии, что он обладал гражданством этого государства. Это условие имеет значение и то, что умерший проживал в этом государстве, по меньшей мере, в течение 5 лет до момента смерти. Но при чрезвычайных обстоятельствах, если в этом случае умерший в момент смерти явно имел более тесные связи с государством своего гражданства, то применяется закон этого государства. В других случаях к наследованию применяется закон государства, гражданством которого умерший обладал в момент смерти, за исключением случаев, когда умерший имел более  тесные связи с каким-либо иным государством. В таком случае применяется закон этого государства.

Данная Конвенция предусматривает  институт наследственного договора, который составляется в письменной форме или вытекает из завещаний  сторон. Этим договором стороны согласовывают  свои права, которые возникают при наследовании в будущем.

В Конвенции 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»  отражены все направления правового регулирования наследственных отношений – от закрепления принципа равенства в наследовании по закону и по завещанию граждан договаривающихся государств в сравнении с их собственными гражданами (статья 44) до урегулирования  вопросов принятия компетентными учреждениями мер по охране наследства (статья 50) [4].

Граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях  других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том  же  объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны.

 Право     наследования     имущества,     кроме    права  наследования  недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории  которой находится это имущество, определяется   по законодательству Договаривающейся  Стороны,  на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

Если по     законодательству     Договаривающейся    Стороны, подлежащему применению  при  наследовании,  наследником   является государство, то   движимое   наследственное   имущество  переходит Договаривающейся Стороне,     гражданином     которой     является наследодатель в   момент   смерти,   а  недвижимое  наследственное имущество переходит  Договаривающейся   Стороне,   на   территории которой оно находится. Способность лица  к  составлению и отмене завещания,  а также форма завещания и его отмены определяется по праву той страны, где завещатель имел местожительства в момент составления акта.  Однако завещание или его отмена не могут быть признаны  недействительными вследствие несоблюдения   формы,   если   последняя  удовлетворяет требованиям права места его составления. Производство по делам о наследовании  движимого  имущества компетентны вести    учреждения   Договаривающейся   Стороны,   на территории которой имел место жительства  наследодатель  в  момент своей смерти [4].

Производство  по делам о наследовании недвижимого  имущества компетентны вести    учреждения   Договаривающейся   Стороны,   на территории которой находится имущество.

По делам  о  наследовании,  в  том  числе  по  наследственным спорам, дипломатические    представительства    или    консульские учреждения каждой    из    Договаривающихся   Сторон   компетентны представлять (за исключением права на  отказ  от  наследства)  без специальной доверенности  в  учреждениях  других  Договаривающихся Сторон граждан своего государства,  если они  отсутствуют  или  не назначили представителя.

Учреждения    Договаривающихся    Сторон    принимают    в соответствии со  своим  законодательством  меры,  необходимые  для обеспечения охраны  наследства,  оставленного  на  их  территориях гражданами других Договаривающихся Сторон, или для управления им.

В качестве примера рассмотрим наследование имущества (квартиры, принадлежащей наследодателю  на праве личной собственности и  расположенной в г. Минске, и дачи, находящейся в пригороде г. Москвы, а также денежных средств, хранящихся на счетах в банках г. Киева и Женевы) оставшегося, допустим, после гражданина Казахстана, последним постоянным местом жительства которого был Минск, его двумя детьми – гражданами Украины будет подчиняться белорусскому праву в том, что касается денежных средств на банковских счетах и квартиры, находящейся на территории Беларуси, и праву российской Федерации в отношении дачи, расположенной  России, поскольку согласно Конвенции право наследования имущества определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел последнее место жительства. Но право наследования недвижимого имущества подчиняется законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится имущество (пункт 2 статьи 45).

Споры по подобного  рода делам рассматриваются соответственно (статья 48):

  1. в отношении движимого имущества – в судах страны, на территории которой находится недвижимость;
  2. в отношении движимого имущества – в судах государства, на территории которого наследодатель имел место жительства в момент своей смерти [4].

Компетентные учреждения государств-участников Конвенции обязаны  принимать в соответствии со своим  внутренним законодательством меры, необходимые для  обеспечения охраны наследства, оставленного на территориях гражданами других государств, или управления им.

Кроме многосторонних конвенций, вопросы правового регулирования  наследственных отношений получили отражение и в двухсторонних соглашениях, таких как:

  1. договорах о правовой помощи;
  2. консульских конвенциях.

Согласно  статьи 35 Консульской конвенции, заключенной между Республикой Беларусь и Республикой Польша 2 марта 1992 г., консульское должностное лицо имеет право добиваться: сохранения наследства, опечатывания и снятия печати, принятия мер по сохранению наследства, в том числе назначения опекуна наследства, а также участия в этих действиях. Особыми случаями, которые подлежат решению с помощью двусторонних межгосударственных инструментов, считаются ситуации, когда гражданин одной договаривающейся стороны умирает во время поездки по территории другой договаривающейся стороны, где он не имеет постоянного местожительства. В таких случаях, вещи, которые находились при нем, передаются дипломатическому представительству или консульскому учреждению договаривающейся стороны, гражданином которой был умерший. Соответствующие органы Государства пребывания в возможно короткий срок сообщают консульскому учреждению об открытии наследства в Государстве пребывания после смерти гражданина представляемого Государства, а также об открытии наследства, независимо от гражданства умершего лица, если наследником является гражданин представляемого Государства. Соответствующие органы Государства пребывания принимают необходимые меры, предусмотренные законодательством этого Государства, для сохранения наследства, а также передачи консульскому должностному лицу копии завещания, если оно было написано, а также всей имеющейся информации, касающейся наследства, местонахождения лиц, имеющих право на наследство, стоимости и состава наследства, включая квоты из фондов социального страхования, заработной платы, страховых полисов. Они также сообщают о сроках начала прохождения дел, касающихся наследства, или стадии, на которой это дело находится.

Консульское должностное  лицо уполномочено без доверенности на представительство, без посредника или через своего представителя  перед судами или другими соответствующими органами Государства пребывания представлять гражданина представляемого Государства, имеющего право на наследство или заявляющего претензии на наследство в Государстве пребывания, если он отсутствует или не назначил своего представителя [5].

  Консульское должностное лицо  имеет право добиваться:

1) сохранения наследства, опечатывания и снятия печати, принятия мер по сохранению наследства, в том числе назначения опекуна наследства, а также участия в этих действиях;

2) продажи имущества,  входящего в состав наследства, как и сообщения о дате выставления  этого имущества на продажу с целью иметь возможность присутствовать при этом.

С момента завершения дела о наследстве или других юридических  действий соответствующие органы Государства  пребывания в возможно короткий срок сообщают об этом консульскому должностному лицу и после решения вопроса о долгах, сборах и налогах в течение трех месяцев передают ему наследство или часть наследства лиц, которых он представляет.  Консульское должностное лицо имеет право получения с целью передачи наследства или части наследства наследникам - гражданам представляемого Государства, не имеющим постоянного места жительства в Государстве пребывания, а также получения квот, принадлежащих наследникам от компенсаций, пенсий, неполученной заработной платы и страховых полисов.

Передача имущества и причитающихся сумм может проводиться только согласно законодательству Государства пребывания.

Общее правило для  наследственных дел с участием консула  – положение о том, что консул представляет гражданина направившего его государства без особой доверенности.

 В договорах о  правовой помощи в области  оглашения завещаний специально  указывается, что завещание вскрывает  (оглашает) орган договаривающейся  стороны, на территории которой  находится завещание. Вместе с  этим   копия завещания и  протокол о вскрытии (оглашении) пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании.

Что касается выдачи наследств, то во всех двусторонних соглашениях  Беларуси со странами СНГ имеются  подобно разработанные положения  о выдаче.

Таким образом, коллизионные вопросы наследования нашли свое решение в двухсторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Согласно этим договорам, граждане любого договаривающегося государства, независимо от того, на территории какого государства-участника они призываются к наследованию, имеют те же права, что и отечественные граждане соответствующего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  КОЛЛИЗИОННЫЕ  ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В БЕЛОРУССКОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

 

 

Наследственные отношения  с иностранным элементом решаются с помощью двух основных привязок: «личный закон наследодателя» и «закон места нахождения наследуемого имущества». Закон места нахождения вещи применяется в отношении недвижимого наследуемого имущества. Личный закон наследодателя дифференцируется на закон гражданства наследодателя на момент смерти и закон последнего постоянного места жительства наследодателя.  Большинство стран Западной Европы в коллизионном праве следуют привязке «закон гражданства наследодателя  в момент смерти». Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны СНГ придерживаются привязки «последнее постоянное место жительства наследодателя» [21, с 308].

Коллизионные вопросы  наследования в Республике Беларусь решаются на основании статьи 1133 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой отношения по наследованию определяются по праву той страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Отступление от нее возможно в трех случаях:

- наследование недвижимого  имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, регулируется по белорусскому праву (статья 1134);

- способность лица  к составлению и отмене завещания,  форма завещания и акт его  отмены определяются по праву страны, где наследодатель имел постоянное место жительства в момент составления акта (статья 1135);

- наследодатель может  избрать в завещании право  страны, гражданином которой он  является (статья 1135) [8].

Коллизионные вопросы  формы завещания в международном частном праве вызывают сложные проблемы. Национальное право государств очень разнится в этой области. Например, в некоторых странах признается олиграфическая форма завещания (акт, составленный от руки наследодателем), не требующая какого-то специального удостоверения. Для того чтобы обеспечить признание актов, закрепляющих волю наследодателя, которые не соответствуют императивным требованиям государства места рассмотрения дела, в законы о международном частном праве вводятся соответствующие положения [24, с. 251]. Так, в статье 1135 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь [8].

Информация о работе Наследственные отношения в международном частном праве