Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа
Анализ нормативного материала в целях определения морского судна показал, что международные договоры и национальное законодательство содержат лишь такое определение понятия "судна", которое необходимо для достижения предусмотренных в них целей. Поскольку цели принятия того или иного акта (международного или национального) весьма разнообразны, а круг отношений, реализуемых при участии и с помощью морских судов неограниченно широк (военное мореплавание, рыболовство, морские перевозки, научные исследования и многие другие), дать универсальное определение понятию "судно" не представляется возможным, вследствие чего ни национальное законодательство, ни международные договоры подобного понятия не содержат. Заметим, что отсутствие определения морского судна в Конвенции ООН 1982 года и объемное понятие, данное КТМ РФ, позволяют этим документам действовать в отношении всевозможных сооружений, используемых для мореплавания.
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ МОРСКОГО СУДНА И ЕГО СТАТУС
§1.Понятие морского судна……………………………………...
§2.Виды морских судов………..………………………………...
§3.Государственная регистрация судна………………………...
§4. Название судна……………………………………………….
§5. Проблема "удобных" флагов ………………………..
§6. Экипаж морского судна и его капитан……………………...
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПОРЯДОК ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
§1. Правовой статус капитана и его команды………………….
§2. Порядок захода иностранных судов в морские порты…….
§3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах………………………………………….
Заключение
Библиография
К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ.
Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Дипломы капитанов и лиц командного состава судов считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских торговых портов и капитанов морских рыбных портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств согласно установленным требованием.
Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы, либо их действие может быть приостановлено в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.
Согласно ст. 56 КТМ РФ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан России, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
Международные требования, предъявляемые к квалификации моряков, основаны в первую очередь на нормах Международной конвенции по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г., а также соответствующих рекомендаций и резолюций ИМО.
Командный состав при работе на судне должен иметь следующие квалификационные документы:
1) рабочий диплом с подтверждением;
2) свидетельство о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна.
Рядовой состав:
1) квалификационное свидетельство (матроса, моториста и т.п.);
2) свидетельство о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна.
Помимо указанных документов, судоводительский состав должен иметь:
1) свидетельство о
прохождении курсов
2) свидетельство о прохождении курсов судового оператора-радиотелефониста.
Старший помощник капитана при направлении на танкер должен также иметь свидетельство о прохождении курсов по мойке танков сырой нефтью.
От моряка могут потребоваться и другие квалификационные документы. К примеру, для командного состава введены требования об обязательном наличии сертификатов, выдаваемых в связи с вводом Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ).
Международные требования, касающиеся квалификации командного состава торговых судов, определены в Конвенции МОТ № 53 " О свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов" 1936 г. Требования к квалификации рядового состава сосредоточены в двух конвенциях МОТ: Конвенции № 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" 1946 г. и Конвенции № 74 "О выдаче матросам свидетельств о квалификации" 1946 г.
К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность по состоянию здоровья. Требования к морякам относительно их здоровья определены рядом международно-правовых актов. Условно их можно разделить на два вида: устанавливающие медицинские требования к профессиональной пригодности моряков и касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, желтая лихорадка, СПИД.
Прежде всего моряк должен иметь свидетельство о прохождении медицинского осмотра. Наличие этого свидетельства и медицинские требования, предъявляемые к морякам для его получения, определяются положениями Конвенции МОТ № 73 " О медицинском освидетельствовании моряков".
Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, подчиняется непосредственно ему. Так, согласно ст.71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а| также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
С другой стороны - при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.
§2. Порядок захода иностранных судов в морские порты
Воды морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому праву, «наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы окруженной берегами прибрежного государства34.
Прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода иностранных судов. Это положение получило отражение в заключенной в 1923 году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.
В некоторых доктринах иногда встречается мнение о том, что морские торговые порты должны оставаться открытыми для всех государств, и торговые суда всех стран имеют право захода в любой морской порт, служащий для внешней торговли. Однако эта точка зрения не соответствует современному состоянию международного морского права. Практика государств основана на уважении полного суверенитета прибрежного государства над его внутренними морскими водами, включая морские порты. Именно этим объясняется то обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, ни Конвенция ООН по морскому праву, участники которой сознают, как отмечено в ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое», не устанавливают, тем не менее, правового режима внутренних морских вод в целом или какой-либо их части. Установление указанного правового режима является суверенной прерогативой прибрежного государства.
Такой же прерогативой является право прибрежного государства объявлять любой свой порт открытым или закрытым для захода иностранных судов. Однако в интересах поддержания и развития международных экономических и иных отношений прибрежные государства обычно открывают многие из своих портов для свободного захода иностранных невоенных судов без различия их флагов и дискриминации, а также заключают по некоторым вопросам, касающимся пребывания иностранных судов в них, международные соглашения. Как правило, для посещения открытых портов не требуется запрашивать у властей прибрежного государства разрешение на заход или направлять им уведомление об этом.
В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов допускается только с разрешения властей прибрежного государства, полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно, международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария, необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно сообщить властям соответствующего морского порта.
В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской среды, появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью морского судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные государства стали принимать правила, которые или ограничивают заход в открытые порты некоторых категорий иностранных судов, или же устанавливают определенные условия, без выполнения которых иностранное судно может быть не допущено в открытый морской порт. Так, законодательством Швеции, Дании, Финляндии, Марокко и других стран введен разрешительный порядок для захода в их порты государственных некоммерческих судов.
Естественно, международное право не может вопреки согласию государств ограничивать законные проявления суверенной воли государств, включая их право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты35. В. А. Киселев справедливо заметил, что право прибрежного государства предъявлять к иностранным судам определенные требования в качестве условия допуска в порты вытекает из его суверенитета над внутренними морскими водами и что это право должным образом учтено как в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (и. 2 ст. 16), так и в Конвенции ООН по морскому праву (и. 2 ст. 25). Указанные нормы конвенций, пишет В. А. Киселев, означают, что прибрежное государство не только может предъявлять национальные требования в качестве условия допуска иностранных судов в порты, но даже препятствовать заходу в территориальные воды направляющихся в его порты судов, которые не отвечают таким требованиям. Вместе с тем следует уточнить, что прибрежное государство может в данном случае воспрепятствовать заходу иностранного судна, направляющегося, как гласят положения конвенций, во внутренние воды, а не в территориальное море или территориальные воды.
Столь же определенно такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других международных соглашений, в частности в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы иностранные ядерные суда перед заходом в порт представляли прибрежному государству информацию о безопасности такого захода. Если прибрежное государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для водных путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не допустить такое судно в свой порт.
Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не допускать захода иностранных судов в его морские порты в порядке предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются им в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты формулируются в соответствующих законах и правилах прибрежного государства, публикуемых им в «Извещениях мореплавателям» или иным должным образом. Естественно, что прибрежное государство не может выходить за рамки установленных им самим предписаний. Вместе с тем, поскольку прибрежное государство открывает свои порты для международного общения и в интересах развития международного сотрудничества, указанные законы и правила должны приниматься с учетом как общепринятых международных стандартов и практики, так и интересов международного сотрудничества, в том числе и в отношении регулирования допуска иностранных судов в порты и обращения с ними там без какой-либо дискриминации. В противном случае, такие законы и правила не только не будут соответствовать интересам равноправного международного сотрудничества, но и способны причинить ему ущерб.
Совершенно очевидно, что «выборочные» запреты на заходы иностранных судов в открытые для международного судоходства порты по политическим мотивам ведут к подрыву принципа международного сотрудничества и являются актами дискриминации, противоречащими принципу суверенного равенства и равноправия государств. На этом поприще, как известно, систематически проявляют себя США и некоторые из их союзников. На протяжении многих лет американские власти заносили в «черные списки» морские суда, посещавшие порты Кубы, и на этом основании не допускали их в порты США. В настоящее время в порты США запрещен доступ судов, плавающих под флагом Албании, Кубы, Кампучии, КНДР и Вьетнама, а для судов, имеющих национальность государств — участников Варшавского Договора, заход запрещен в 11 американских портов. При этом для судов ряда социалистических стран установлено требование заблаговременного запроса о разрешении на заход даже в открытые для них порты.
Некоторые государства
требуют получения