Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:14, реферат
Искоренение пыток — дело совести всех и каждого. Боль и страдание каждой отдельной жертвы преодолевают политические, религиозные и культурные барьеры, и поэтому все мы обязаны направлять усилия и стремиться к общей цели — гуманному миру, в котором нет места пыткам.
Принцип 2 гласит:
«Работники здравоохранения,
в особенности врачи, совершают
грубое нарушение медицинской этики,
а также преступление, в соответствии
с действующими международными документами,
если они занимаются активно или пассивно
действиями, которые представляют собой
участие или соучастие в пытках или других
жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видах обращения и наказания,
или подстрекательство к их совершению,
или попытки совершить их».
Принципы эффективного
документирования пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания
Принципы основаны на касающихся расследования пунктах, которые содержатся в Руководстве по эффективному предупреждению и расследованию внезаконных, произвольных и суммарных казней, принятом Экономическим и Социальным Советом ООН в его резолюции 1989/65 и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 44/162 (1989). Принципы разработаны с целью применить к проблеме пыток те же принципы расследования, которые используются в отношении внезаконных казней, но с поправками, отражающими специфику проблемы. Резолюцией 55/89 (2000) Генеральная Ассамблея призвала правительства государств — членов ООН обратить внимание на Принципы и настоятельно рекомендовала рассматривать их в качесте полезного инструмента борьбы пртив пыток. Полный текст Принципов приводится в Приложении 4.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ПЫТОК
Комитет против
пыток
Комитет против пыток создан в 1987 году в соответствии со статьей 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Комитет состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Срок полномочий членов Комитета, выступающих в личном качестве, составляет четыре года и может продлеваться. Как правило, Комитет ежегодно проводит две очередные сессии.
Периодические
доклады
Каждое государство — участник Конвенции представляет Комитету доклады о принятых им мерах по осуществлению своих обязательств согласно Конвенции. Первый доклад должен быть представлен в течение одного года после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства. В дальнейшем раз в четыре года представляются доклады обо всех новых событиях. Комитет предлагает представителям государств присутствовать на тех заседаниях, на которых рассматриваются их доклады. После рассмотрения каждого доклада Комитет может делать такие замечания по докладу, которые он сочтет целесообразными3. В частности, он может указать, что соответствующее государство, как ему представляется, не выполнило некоторые обязательства, налагаемые на него в соответствии с Конвенцией. Замечания Комитета передаются соответствующему государству-участнику, которое может на них ответить. Хотя заключительные замечания Комитета с юридической точки зрения не имеют обязательной силы, они отражают мнение единственного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Таким образом, игнорирование или несоблюдение государствами этих соображений свидетельствовало бы об их недобросовестном выполнении своих обязательств по Конвенции.
Полномочия в
отношении проведения расследования
В соответствии
со статьей 20 Конвенции, Комитет уполномочен
получать информацию и проводить расследования,
касающиеся заявлений о систематическом
применении пыток в государствах-участниках.
Эта процедура характеризуется двумя
элементами: конфиденциальностью и поиском
сотрудничества с соответствующим государством.
Компетенция Комитета проводить расследования
является факультативной в том смысле,
что в момент ратификации Конвенции или
присоединения к ней то или иное государство
может заявить о том, что оно не признает
эту компетенцию. В этом случае вплоть
до снятия такой оговорки Комитет не может
осуществлять в отношении этого государства
полномочия, признаваемые за ним в статье
20 Конвенции4.
В отношении
всех государств, согласившихся с
процедурой, предусмотренной в статье
20 Конвенции, Комитет может получать
сведения о применении пыток. Если Комитет
считает, что полученная информация является
достоверной и содержит вполне обоснованные
данные о систематическом применении
пыток на территории какого-либо государства
— участника Конвенции, он предлагает
этому государству сотрудничать в рассмотрении
этой информации путем представления
своих замечаний по данному поводу. Комитет
может также запросить дополнительную
информацию у представителей правительственных
и неправительственных организаций, а
также у частных лиц с целью получить новые
элементы для оценки.
Комитет может
назначить одного или нескольких
своих членов для проведения конфиденциального
расследования в том случае, если
он сочтет его целесообразным в связи
с полученной информацией. В этом
случае он предлагает соответствующему
государству-участнику назначить полномочного
представителя для встреч с членами Комитета,
которым поручено проведение расследования,
для представления информации, которую
они cчитают необходимой. С согласия соответствующего
государства расследование может также
включать посещение его территории, во
время которого они могут заслушать показания
свидетелей. Члены Комитета, уполномоченные
для проведения расследования, представляют
свои выводы Комитету, который направляет
их со своими собственными замечаниями
и предложениями соответствующему государству.
Этому государству предлагается в дальнейшем
информировать Комитет о мерах, которые
оно принимает в связи с полученными замечаниями.
По завершении работ, связанных с расследованием, и после консультации с государством-участником Комитет может принять решение о включении краткого отчета о результатах расследования в свой ежегодный доклад. Только в этом случае деятельность Комитета обнародуется; в других случаях вся деятельность и документы, связанные с расследованием, являются конфиденциальными.
Жалобы государств
Ход процедуры, связанной с жалобами государств, которая предусмотрена в статье 21 Конвенции, обусловлен признанием этими государствами соответствующей компетенции Комитета. Применительно к государствам, сделавшим такое заявление, Комитет может получать и рассматривать сообщения, в которых какое-либо государство-участник заявляет, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств в соответствии с Конвенцией5.
Жалобы отдельных
лиц
Сообщение в
Комитет против пыток может быть
представлено любым лицом, которое
утверждает, что оно является жертвой
нарушения Конвенции тем или
иным государством-участником, признавшим
компетенцию Комитета по смыслу статьи
22 Конвенции6, и которое находится
под его юрисдикцией. Если предполагаемая
жертва не в состоянии сама представить
сообщение, то от ее имени могут выступать
родители или представители.
Цель рассмотрения сообщения Комитетом состоит прежде всего в определении его приемлемости, после чего, в случае выполнения условий приемлемости, рассматривается существо вопроса. Для того, чтобы быть приемлемым, сообщение не должно:
быть анонимным и несовместимым с положениями Конвенции;
представлять собой злоупотребление правом на представление сообщений;
быть рассмотренным
или рассматриваться в рамках
какой-либо другой процедуры международного
расследования.
Кроме того, все
имеющиеся внутренние средства защиты
должны быть исчерпаны.
Дополнительная
информация, разъяснения или замечания,
касающиеся вопроса о приемлемости, могут
запрашиваться Комитетом у соответствующего
государства-участника или у автора сообщения.
Если сообщение объявляется неприемлемым,
Комитет информирует об этом заинтересованные
стороны; однако этот же вопрос может быть
вновь рассмотрен в том случае, если Комитет
получит информацию, свидетельствующую
о том, что мотивы неприемлемости более
не применимы.
Если Комитет
принимает решение о
Сообщения в
Комитета против пыток следует направлять
по адресу:
Petitions Team
Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс: (41-22) 917 9022 (особенно по срочным вопросам)
Электронная почта:
tb-petitions@ohchr.org
Подкомитет по
предупреждению пыток
18 декабря 2002
года Генеральная Ассамблея
Специальный докладчик
по вопросу о пытках
В 1985 году Комиссия
ООН по правам человека учредила должность
Специального докладчика по вопросу
о пытках и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство
Специальный докладчик
расследует полученные им жалобы, предпринимает
поездки для проведения расследования
на месте в ту или иную страну по приглашению
правительства этой страны или же по собственной
инициативе, а также направляет результаты
расследования и свои рекомендации в Комиссию
ООН по правам человека. Он может запросить
у правительства той или иной страны информацию
о законодательных и административных
мерах, принятых с целью предотвращения
пыток или же ликвидации последствий применения
пыток, если таковые имели место. Он выезжает
также в различные регионы мира для проведения
консультаций с правительствами тех стран,
которые выражают желание с ним встретиться.
Специальный докладчик не уполномочен
преследовать нарушителей Конвенции против
пыток в судебном порядке. Однако к его
отчетам и рекомендациям прислушивается
вся международная общественность.
Сообщение в адрес
Специального докладчика может быть направлено
по круглосуточной линии факсимильной
связи, установленной Верховным комиссаром
ООН по правам человека (41-22) 917 9022 или почтой
по адресу:
Special Rapporteur on torture and other cruel,
inhuman or degrading treatment or punishment
C/o Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
Palais des Nations, 8-14 Avenue de la Paix,
1211 Geneva 10, Switzerland
При составлении сообщения желательно соблюдать следующие минимальные требования к его содержанию:
указать жертву (жертвы) пыток;
указать лица (организации), подвергшие жертву (жертв) пыткам;
указать автора сообщения (анонимные сообщения не рассматриваются);
описать факт (факты)
применения пыток и сопутствовавшие
ему обстоятельства.
Фонд добровольных
взносов ООН для жертв пыток
Задолго до принятия
Конвенции против пыток, объявляющей
пытки вне закона, Генеральная
Ассамблея ООН выражала свою озабоченность
по поводу участи жертв пыток и
признавала необходимость оказания
им помощи. Исходя из этого, в декабре 1981
года она учредила Фонд добровольных взносов
ООН для жертв пыток с целью получения
добровольных взносов и их распределения
— через установленные каналы помощи
— в качестве гуманитарной, правовой и
финансовой помощи отдельным лицам, подвергавшимся
пыткам, и их родственникам. Фонд полностью
зависит от добровольных взносов правительств,
частных организаций, учреждений и отдельных
лиц. Он никоим образом не финансируется
за счет регулярного бюджета ООН.
Фонд управляется
Генеральным секретарем ООН с помощью
Совета попечителей, члены которого обладают
большим опытом в области прав человека
и действуют в своем личном качестве. Они
назначаются Генеральным секретарем с
должным учетом справедливого географического
распределения и после консультации с
правительствами их стран. Совет попечителей
содействует деятельности Фонда и просит
правительства, организации, частные заведения
и отдельных лиц вносить в него взносы.
На созываемых по меньшей мере раз в год
совещаниях он рассматривает просьбы
об оказании финансовой помощи для осуществления
различных проектов возмещения ущерба
жертвам пыток и дает рекомендации Генеральному
секретарю относительно того, каким проектам
следует предоставить помощь.