Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:21, реферат
Проблема мировой политики и международных отношений является одной из основных во всей политической теории.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных
противоречивых, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая
политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества,
совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность
по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность
основных субъектов международного права.
2 – становление и развитие
нового европейского
отношений; он завершается развалом Версальского миропорядка и установлением германской гегемонии в Европе;
3 – история международных
отношений в годы Второй
структуры мира;
4 – период «холодной войны» Восток – Запад и раскол Европы;
5 – время глобальных
изменений в мире, связанных с
кризисом и разложением
Союза, становлением нового миропорядка.
ХХ в. стал веком глобализации мировых процессов, усиления взаимозависимости государств и народов мира. Внешняя
политика ведущих государств все отчетливее сопрягалась с интересами не только сопредельных, но и географически
удаленных стран. Одновременно
с глобальными системами
функционировали их периферийные подсистемы на Ближнем и Дальнем Востоке, в Центральной и Южной Америке и т.д.
Развитие мировой цивилизации в целом и отдельных стран в значительной степени определяется взаимоотношениями
населяющих Землю народов.
ХХ в. ознаменовался бурным
развитием международных
политике, экономике, идеологии, культуре, религии. Межгосударственные связи вышли на новый уровень, превращаясь в
сравнительно устойчивые
системы международных
государства на международной арене ХХ в., являлось население страны, его этнодемографический состав.
Одной из главных тенденций последних столетий было резкое увеличение численности населения. Если за первые 15
веков нашей эры население земного шара выросло лишь в 2,5 раза, то в течение XVI – XIX вв. число людей увеличилось почти
в 10 раз. В 1900 г. в мире было 1630 млн. человек. В настоящее время жителей планеты Земля уже более 6 млрд. Самыми
населенными странами являются Китай (немногим менее 1,5 млрд.) и
Индия (более 1 млрд. человек).
Исследователи насчитывают в современном мире от 3,5 до 4 тысяч различных народов – от крупнейших наций до
самых мелких племен с населением
в десятки человек. Вообще, определение
национального состава в
крайне сложное дело. В международных отношениях одним из определяющих факторов является осознание народа как
единой нации, консолидированной вокруг национальной идеи (а ее подчас найти нелегко). В Европе, где живут в основном
большие нации, выделяется около 60 крупных наций.
К наиболее распространенным языкам мира относятся:
– китайский (около 1,5 млрд., включая жителей диаспоры, т.е. проживающих вне Китая);
– английский (около 500 млн.);
– хинди (около 300 млн.);
– испанский (около 280 млн.);
– русский (около 220 млн.);
– арабский (около 160 млн.);
– португальский (около 160 млн.);
– японский (около 120 млн.);
– немецкий (около 100 млн.);
– французский (почти 94 млн.).
На этих языках говорит почти две трети человечества. Официальными и рабочими языками ООН являются английский,
французский, русский, испанский, арабский, китайский.
РЕЛИГИЯ. С развитием общества,
усилением контактов между
религиозные общности; одну и ту же религию могут исповедовать разные народы. К ХХ в. большинство крупных современных
народов принадлежало к одной
из мировых религий –
Из предтечей этих религий можно выделить:
• иудаизм – первая монотеистическая религия, появилась у древних евреев;
• зороастризм – в основе его дуализм – представление о противоборстве доброго и злого начал;
• конфуцианство и даосизм (религиозно-этические и философские доктрины, возникшие в Древнем Китае);
• индуизм, для которого характерна вера в переселение душ;
• синтоизм (Япония).
Если попытаться представить население Земли через призму конфессиональной принадлежности, то получится:
• Христиан – более 1 млрд., из них:
– католиков – около 600 млн.;
– протестантов – около 350 млн.;
– православных – около 80 млн.
Интересно, что большинство католиков и протестантов проживают в настоящее время в Новом Свете.
• Ислам исповедует более 800 млн. человек, из них
– суннитов – 730 млн.;
– шиитов – 70 млн.
• Индуизм – древнюю религию Индии – почитают 520 млн. человек. Несмотря на такое количество адептов
(приверженцев), эта религия
не входит в число мировых,
так как носит чисто
• Буддизм – самую старую из мировых религий – исповедуют около 250 млн. человек.
Следует отметить, что все
мировые религии – плоды
идеологии – либерализм, социализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм, национализм, христианская демократия –
продукты ЗАПАДА.
Религия объединяет народы, но она же может стать причиной вражды, конфликтов и войн, когда люди одной
этнической группы, говорящие на одном языке, способны на братоубийственные войны. В настоящее время религиозный
фактор является одним из ключевых в международных отношениях.
Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной
областях жизни мирового
сообщества, в сфере военной безопасности,
позволяют выдвинуть
новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении ХХ в., а во многом,
– и начиная с классической Вестфальской системы.
В мировой и отечественной литературе сложился более или менее
устойчивый подход к систематизации
международных отношений в
движущих сил и
в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку
отсчета принимается завершение «Тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира 1648 г. С той поры
весь 350-летний период международного взаимодействия рассматривается многими, особенно западными, исследователями,
как история единой Вестфальской системы. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В
системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих
национальных границ и в принципе равноправны.
Большинство ученых сходятся во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных
отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие – не допустить
этого. Исход соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они
вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период
стабильных мирных отношений;
нарушение баланса сил в
конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и упрощения
сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации,
а затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом – собственная
выгода. Главный критерий – сила.
Вестфальскую систему
международных отношений
закономерностями, но отличающихся
друг от друга особенностями, характерными
для конкретного периода
государствами. При этом обычно выделяют:
– систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII–XVIII вв.;
– систему «европейского концерта наций» или «Венского конгресса» XIX в.;
– Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами;
– систему «холодной войны», или Ялтинско-Потсдамскую.
Очевидно, что во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в международных отношениях произошли кардинальные
изменения, которые позволяют говорить о завершении «холодной войны» и формировании новых системообразующих
закономерностей.
Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между «холодной
войной» и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы
осенью 1989 г., а наглядным примером считают падение Берлинской стены. Очевидными отличительными моментами за-
рождения новой системы
по сравнению с предыдущей является
снятие политико-идеологического
«антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения
последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы «холодной войны» вокруг двух
полюсов – Вашингтона и Москвы.
В последнее время все чаще звучат пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее
стабильна, менее предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Ситуация усугубляется и тем, что смена
систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым, и ощущение повышенной нестабильности и
опасности вызвано изменчивостью нового и непонятного мира.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Согласно данным Союза международных ассоциаций, к XХI в. существовало 6020 международных организаций; за
последние два десятилетия их общее число выросло более чем вдвое.
Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные)
организации. Они учреждаются
на основе международного
группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование
основано на приведении к некоторому общему зна-
менателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей
организации.
2. Международные
государствами, а путем объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне
рамок официальной внешней политики государств.
Значение первой группы для
регулирования международной
воздействия межгосударственных организаций на международную политическую жизнь варьируются в довольно широких
пределах. Деятельность некоторых
из них имеет особое значение для
современных международных
заслуживает специального рассмотрения.
Поскольку об ООН подробно рассказано выше, рассмотрим другие наиболее значимые международные организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ). Эта структура, на протяжении
двух десятилетий называвшаяся СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), начала функционировать в
1973 г. как дипломатический
форум в составе 35 государств.
В их число входили
США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относившиеся к разным общественно-политическим
системам, входившие в противостоящие друг другу военные союзы – НАТО и Организацию Варшавского договора, а также
нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по
актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.
Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы
взаимоотношений между странами (Хельсинкский декалог) и наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества в ряде
областей. Продолжением этой
линии стали встречи
– 1983), Вене (1986 – 1989), организация научного (Бонн, 1980) и культурного (Будапешт, 1985) форумов, проведение
конференций по
экономическому сотрудничеству и «человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген, Москва, 1990–1991), по
Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990).
С 1995 г. организация стала называться ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Произошло
значительное расширение
круга участников ОБСЕ. В состав
организации вошли все
возникшие на территории бывшей Югославии.
В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это придало ОБСЕ более репрезентативный
характер и вместе с тем стало фактором, способствовавшим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших
в Закавказье и Центральной Азии. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.
Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года.
Центральный руководящий орган – Совет министров (в составе министров иностранных дел) – собирается ежегодно.