Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:21, реферат

Описание работы

Проблема мировой политики и международных отношений является одной из основных во всей политической теории.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных
противоречивых, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая
политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества,
совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность
по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность
основных субъектов международного права.

Работа содержит 1 файл

Я думаю это.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

г.) о необходимости органического  сочетания в ней пяти тесно  связанных между собой, взаимовлияющих элементов:

экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики.

Предшественниками геополитики  считаются Геродот, Аристотель, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье. Геополитика – это

достояние не только европейской  цивилизации. Китайский мыслитель  Сунн Цзы еще в VI в. до н.э. оставил описание шести

типов местности и девяти типов пространства, которые должен знать стратег для успешного  ведения военной политики.

Тем _____не менее, собственно геополитика появляется в конце XIX в., когда немецкий географ Фридрих  Ратцель (1844 –

1904) и его ученики создали  дисциплину, призванную изучать  отношения между географией и  политикой.

Существует узкое и  расширенное понимание геополитики. С точки зрения сторонников первого, термином

«геополитика» оперируют  тогда, когда речь идет о спорах между  государствами по поводу территории, причем каждая из

сторон апеллирует при  этом к истории. Подобное понимание  геополитики становится все более  уязвимым в эпоху

постиндустриальной революции, когда рушатся практически все  традиционные императивы «классической  геополитики».

Современное мировое пространство все труднее характеризовать  только как «межгосударственное» –  с точки зрения

способов его раздела, принципов функционирования социальных общностей, ставок и вызовов нынешнего  этапа всемирной

истории.

Поэтому в последние годы все более употребимым становится более широкое толкование геополитики – как

совокупности физических и социальных, материальных и моральных  ресурсов государства, составляющих тот  потенциал,

который позволяет ему  добиться своих целей на международной  арене.

К традиционным элементам  геополитики, таким, как пространственно-территориальные  характеристики государства

(географическое положение,  протяженность, конфигурация границ), его недра, ландшафт и климат, размеры и структура

населения и т.п., сегодня  добавляются новые, изменяющие прежние  представления о силе государств, меняющие приоритеты

при учете факторов, влияющих на международную политику. Речь идет о появлении и распространении  оружия массового

уничтожения – прежде всего, ракетно-ядерного, – которое выравнивает  силы владеющих им государств, независимо от их

удаленности, положения, климата  и населения.

Традиционная геополитика  также не принимала в расчет массовое поведение людей. В отличие от нее, современная

геополитика обязана учитывать, что развитие средств информации и связи, а также повсеместное распространение феномена

непосредственного вмешательства  населения в государственную  политику имеют для человечества последствия, сравнимые

с последствиями угрозы ядерного катаклизма.

На ранних этапах общественного  развития и вплоть до эпохи промышленной революции влияние природной  среды на

человека, общество и государство  было если не решающим, то весьма существенным, а во многих отношениях –

определяющим. Эта зависимость  человека от окружающей среды объясняет  и придает определенную оправданность

«географическому детерминизму» (разумеется, в известных исторических и логических пределах).

Промышленная революция  стала исходной точкой новой фазы во взаимодействии между внешней  политикой

государства и ее географическими  рамками. Начинается безудержная, хищническая  эксплуатация человеком окружающей

среды, использование ее законов в своих целях. Возрастают антропогенные нагрузки на естественные условия человеческого

существования – на климат Земли, ее флору и фауну, земной покров, воздушное пространство, подземные  ресурсы. Синдром

«переделывания» природы, подчинения ее человеку, принял столь широкие  размеры, что в конечном итоге  стал причиной

возникновения и чрезвычайного  обострения глобальных проблем, создающих  угрозу самому существованию цивилизации.

Потрясенная до основания  бесцеремонным вмешательством человека в свои законы, природа «мстит за себя» тем, что уже не

обеспечивает в достаточной  мере всех естественных условий его  существования. Тем самым она  вновь заставляет

государства и политиков  считаться с собой.

Под МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ  в теории международных отношений  понимается состояние

международных отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Другими  словами, международная

безопасность – это  состояние международных отношений, при котором их субъектам не угрожает опасность войны либо

другое посягательство извне  на суверенное существование и независимое  развитие.

В соответствии с Уставом  ООН в настоящее время главная  ответственность за поддержание  мира возложена на Совет

Безопасности. Именно ему  принадлежит исключительное право  применять санкции против агрессора.

Идея международной безопасности, ее практическая реализация обусловлены  историческими, экономическими,

политическими, социальными  и другими факторами. Возникнув  с образованием института государства, проблема

международной безопасности исторически всегда была тесно связана  с решением вопросов войны и мира. Многочисленные

войны вынуждали государства  заботиться о своей безопасности, выступавшей в качестве их способности  различными

средствами (самостоятельно либо в составе коалиции государств) обеспечить защиту от внешней угрозы своему

существованию и развитию.

В каждую эпоху международная  безопасность зависит от господствующего  способа производства, характера  и

тенденций развития международных  отношений и связей. На ее обеспечение  оказывают прямое и опосредованное влияние

уровень развития цивилизации, материальной и духовной культуры: состояние производства, военного дела, науки и

техники, международной торговли, информации, связи и транспорта; развитие процессов интернационализации  хозяйства и

общественной жизни, географической среды; характер глобальных проблем  и т.д.

Эти факторы придают большое  конкретно-историческое своеобразие  содержанию международной безопасности, ее

видам, формам, путям формирования, способам осуществления, международно-правовым и другим механизмам реализации,

эффективности используемых гарантий и пр. Вместе с тем они  не являются фатально предопределенными. Большую роль

играет сознательная деятельность людей, классов, партий, общественных движений и международных организаций.

В прошлом традиционными  средствами обеспечения международной  безопасности считались: объединение  государств

в двусторонние и многосторонние военно-политические союзы, пакты, блоки, группировки и пр.; создание крупных

оборонительных систем (линий) и сооружений; обладание государствами  максимально возможным количеством

современного оружия и  военной техники, оснащение ими  вооруженных сил, способных решить поставленные перед ними

военно-политические и стратегические задачи. Соответственно этому разрабатывались  концепции международной

безопасности, военные доктрины, на основе которых развертывалась подготовка государств, их армий и флотов к  действиям

в условиях войны. Такая историческая практика, сложившаяся в обстановке военного соперничества и непрекращающихся

войн между государствами, оказалась неспособной обеспечить надежную международную безопасность.

До середины ХХ в. в международных  отношениях отсутствовали универсальные  международные организации и

устойчивые региональные соглашения и институты, целью которых  было бы обеспечение безопасности. Военные и военно-

политические союзы государств служили не столько средством  региональной и национальной безопасности входивших в эти

союзы стран, сколько орудием  подготовки новых войн и наиболее выгодного использования их результатов. В новейшее

время глубокие антагонистические  противоречия между враждующими  военно-политическими группировками  государств

породили многочисленные вооруженные конфликты, интервенции, колониальные войны и привели  к двум мировым войнам.

Созданная в 1919 г. Лига Наций  не смогла обеспечить, согласно ее Уставу, международного «мира и безопасности».

В настоящее время, как  представляется современным исследователям, сложилась новая расстановка  политических и

социальных сил в мире, обусловливающая необходимость  и возможность обеспечения международной  безопасности в

интересах всего человечества.

Система безопасности включает в себя военную, политическую, экономическую, гуманитарную и экологическую сферы.

Каждая из этих сфер относительно самостоятельна, имеет свои особенности  и проблемы, от решения которых  зависит степень

прочности международной  безопасности.

В социально-экономической  сфере обеспечению такой безопасности способствует: общая заинтересованность народов в

безопасном развитии мирового хозяйства и широких мирохозяйственных  связей; растущая интернационализация

социальной и экономической  жизни; наличие осложняющихся глобальных проблем современности, решение  которых

возможно лишь в безопасном мире, с позиций общечеловеческих интересов и потребностей, удовлетворение которых

невозможно без прекращения  гонки вооружений, разоружения и  упрочения мира.

В политической сфере в  пользу международной безопасности действуют такие мощные факторы, как относительная

целостность современного мира, растущая взаимозависимость государств, миролюбивая политика большинства  стран

мирового содружества; деятельность международных, региональных и национальных демократических движений и

организаций; прекращение  «холодной войны» между Востоком и Западом, налаживание между  ними нормальных,

цивилизованных отношений  во всех областях.

В военной сфере произошли  изменения, не имевшие места в  прошлом: как отмечалось выше, стало  ясно, что в ядерной

войне невозможно достичь  политических целей. Ядерная война  перестала быть рациональным средством  политики. К

наиболее актуальным проблемам  в военной сфере в новых  условиях относятся нераспространение, сокращение и ликвидация

ядерного оружия, отказ  от ядерной войны, демилитаризация  космоса, сокращение обычных вооружений и военных

бюджетов.

В гуманитарной сфере необходимость  и возможность создания международной  системы безопасности обусловлены

крупными позитивными  переменами в общественном сознании: упрочением современного политического  мышления с

присущей ему трактовкой приоритета общечеловеческих интересов  выживания над всеми другими  интересами и целями;

ростом антимилитаристских взглядов значительных масс населения, их убежденностью в недопустимости ядерной войны;

широким развитием гуманитарной сферы, сближающей народы и стимулирующей  их совместные действия в защиту мира и

укрепления безопасности.

В экологической сфере  обеспечение международной безопасности должно существенно ослабить загрязнение

поверхности земли и атмосферы  индустриальными и транспортными  отходами, хищническое и неумелое использование

природных богатств.

Прочность международной  безопасности должна строиться на справедливых принципах. В общем виде они

сформулированы в Уставе ООН. Применительно к Европе эти  принципы конкретизированы в Заключительном акте

Хельсинкского общеевропейского совещания (1975). Основные гарантии международной  безопасности разработаны и

изложены в документах ООН, других международных форумов  и являются общепризнанными в  отношениях между

государствами (союзами, коалициями).

К средствам обеспечения  международной безопасности относятся: сотрудничество государств в области  прекращения гонки

вооружений, ограничения  вооружений, частичного и полного  разоружения, в первую очередь, ядерного; предотвращение и

ликвидация очагов войны, вооруженных конфликтов; снижение международной  напряженности; отказ от курса на

достижение военного превосходства; искоренение неоколониализма, государственного терроризма, расизма; совместное

разрешение в интересах  народов назревших общечеловеческих, глобальных проблем; превращение согласованных

коллективных принципов  международной безопасности в конкретные договорные обязательства государств и создание

надежной системы контроля с помощью национальных и международных  средств за их строгим выполнением.

4. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

ФОРМИРОВАНИЕ  НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

История международных отношений  представляет собой науку, которая  изучает совокупность экономических,

политических, культурных взаимоотношений  стран и народов мира в исторической динамике. Насколько разнообразны,

сложны, неоднозначны в оценках  ученых и политиков международные  отношения, настолько сложна, интересна  и

познавательна эта наука. Равно как политика, экономика, культура взаимозависимы в рамках отдельного государства, так и

на уровне международных  связей эти составляющие неразделимы.

В истории международных  отношений ХХ в. условно можно  выделить пять основных периодов.

1 – от начала столетия  по Первую мировую войну включительно;

Информация о работе Международные отношения