Международное уголовное право и правовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации.

Содержание

1. Понятие и источники международного уголовного права

2. Международные преступления и преступления международного характера

3. Ответственность за преступления международного характера

4. Правовая помощь по уголовным делам

Работа содержит 1 файл

реферат по международному праву.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

    Оказание  правовой помощи по уголовным делам  предусматривают международные  договоры РФ - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную  группу можно выделить соглашения Генеральной  прокуратуры РФ.

    В литературе межгосударственные договоры подразделяют на два основных вида: конвенции о борьбе с преступлениями международного характера, в которых  зафиксированы, как правило, несколько  видов правовой помощи по уголовным  делам; договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.

    Межправительственные  договоры представляют собой двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера  и соглашения о сотрудничестве и  обмене информацией в области  борьбы с нарушениями налогового законодательства.

    Договоры  такого рода, как правило, предусматривают  следующие виды сотрудничества: обмен  данными о лицах, совершающих  указанные преступления; обмен информацией  о готовящихся и совершенных  преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответствующими специалистами и технологиями и  т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области  борьбы с нарушениями налогового законодательства.

    Соглашения  о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры  включают в себя следующие виды правовой помощи:

    1) пересылка материалов прокурорско-следственной  деятельности;

    2) выполнение отдельных процессуальных  действий;

    3) осуществление надзорных функций,  связанных с расследованием преступлений;

    4) содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также  в этапировании арестованных и осужденных;

    5) борьба с правонарушениями в  области экономики и внешнеэкономической  деятельности;

    6) обмен информацией о преступниках  и лицах, причастных к преступлениям;

    7) сотрудничество по иным вопросам  прокурорской деятельности.

    Взаимодействие  осуществляется через генеральные  прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок. Просьба об оказании правовой помощи подписывается генеральным прокурором или его заместителем.

    При исполнении ходатайства применяется  законодательство запрашиваемого государства. Однако при этом могут применяться  и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.

    Согласно  положениям договоров правовая помощь по уголовным делам оказывается  органами суда, прокуратуры, другими  учреждениями государств, к компетенции  которых относятся расследование  и рассмотрение уголовных дел.

    По  вопросам оказания правовой помощи стороны  взаимодействуют через свои центральные  органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необходимо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать указаний.

    С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.

    Правовая  помощь оказывается на основании  запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором  указываются:

    а) наименование запрашиваемого учреждения;

    б) наименование запрашивающего учреждения;

    в) наименование дела, по которому запрашивается  правовая помощь;

    г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство  и местопребывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена  родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

    д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

    е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

    Поручение должно быть подписано и скреплено  гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном  языке запрашивающей стороны. К  поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный  язык запрашиваемой стороны.

    При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет  законодательство своего государства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

    Если  запрашиваемое учреждение не компетентно  исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и  уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

    По  просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте  исполнения поручения, с тем, чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

    В случае если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое  учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.

    После выполнения поручения запрашиваемое  учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно  одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

    Государства самостоятельно несут расходы, возникающие  при оказании правовой помощи на их территории.

    Выделяют  следующие виды правовой помощи.

    1. Вручение документов. Факт вручения  удостоверяется подтверждением, подписываемым  лицом, которому вручен документ, скрепленным официальной печатью  соответствующего учреждения, с  указанием даты вручения. В случае  невозможности вручения документов  по указанному в поручении  адресу принимаются меры по  его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ей возвращаются документы, подлежащие вручению.

    2. Установление адресов и других  данных. Государства по просьбе  оказывают друг другу в соответствии  со своим законодательством помощь  при установлении адресов лиц,  проживающих на их территориях,  если это требуется для осуществления  прав их граждан. При этом  запрашивающая сторона сообщает  имеющиеся у нее данные для  определения адреса лица, указанного  в просьбе. Учреждения юстиции  оказывают помощь, в частности,  в установлении места работы  и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.

    3. Осуществление уголовного преследования.  Государства обязуются по поручению  запрашивающей стороны осуществлять  в соответствии со своим законодательством  уголовное преследование против  граждан (в том числе собственных), подозреваемых в том, что они  совершили преступление на территории  договаривающегося государства.  Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать помимо прочего: фамилию, имя, гражданство подозреваемого, иные сведения о нем; описание деяния, времени и места его совершения; текст закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также иные нормы законодательства, имеющие существенное значение по делу; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.

    4. Розыск лиц. Это правовое действие  проводится в целях привлечения  к ответственности, обеспечения  выдачи или приведения приговора  в исполнение и заключается  в мероприятиях (процессуальных  и оперативных) по отысканию  соответствующего лица, осуществляемых  в соответствии с внутренним  законодательством. Следует обратить  внимание на то, что цель розыска  должна указываться обязательно.  Например, если лицо разыскивается  за совершение деяния, не являющегося  в запрашиваемом государстве  преступлением, розыск производиться  не будет.

    5. Взятие лица под стражу для  обеспечения выдачи. Это действие  состоит в применении в соответствии  с внутренним законодательством  меры пресечения - заключения под  стражу. Лицо не может быть  взято под стражу по данному  поручению, если оно не может  быть выдано.

    6. Производство обысков, выемок, изъятий.  Основанием для совершения данных  следственных действий является  решение компетентного органа  запрашиваемого государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкционированного.

    Если  необходимо получить из иностранного государства документы, записи и  другие доказательства, нужно в запросе  указать держателя и/или местонахождение  документов и описать их, по возможности  указав все детали (например, для  банковских документов - название банка, его адрес, номер счета и фамилию  владельца счета, описание необходимых  документов).

    7. Производство экспертиз. Основанием  для производства соответствующих  экспертиз служит постановление  компетентного органа, должным образом  санкционированного. Прежде чем  направлять поручение о производстве  экспертизы, следует проконсультироваться  с отечественными экспертами  о вопросах, которые должны быть  поставлены. Кроме того, следует  учитывать, что некоторые виды  экспертиз по линии прокуратуры  могут производиться за счет  запрашивающего государства.

    8. Передача предметов. По просьбе  запрашивающей стороны ей могут  передаваться предметы: использованные  при совершении преступления, в  том числе предметы и орудия  преступления; приобретенные в результате  совершения преступления или  в качестве вознаграждения за  него; имеющие значение доказательств  в уголовном деле. При этом, если  указанные предметы необходимы  в качестве доказательств по  уголовному делу в запрашиваемом  государстве, их передача может  быть отсрочена до окончания  производства по делу. По окончании  производства по делу переданные  предметы должны быть возвращены.

    Вызов и допросы обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих  отношение к процессу, в запрашивающее  государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса  или производства с их участием других следственных действий. При этом в  запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица (в стране проживания иностранца), с которым следует связаться для уточнения деталей поездки.

    Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответчик и их представители, а также  эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей  стороны, не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной  границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

    Однако  указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей  стороны, хотя и имеют для этого  возможность, до истечения 15 суток с  того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что  в дальнейшем в их присутствии  нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение  которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей  стороны.

Информация о работе Международное уголовное право и правовая система России