Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценка значимости международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды в международной политике и выявление современных проблем, связанных с реализацией международных норм в данной области.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику международного права окружающей среды;
2) охарактеризовать принципы международного права окружающей среды;
3) исследовать источники международного права окружающей среды;
4) рассмотреть роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.
Также вопросами охраны окружающей среды занимаются такие организации как:
1) Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО);
2) Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Под эгидой ЮНЕСКО были разработаны два важнейших универсальных соглашения: Парижская конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и Рамочная конвенция о водно-болотных угодьях);
3) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое проводит исследования по влиянию интенсивного радиоактивного излучения на деградацию окружающей среды. Ведется контроль за работой АЭС во всех странах мира;
4) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Занимается проблемами здоровья людей, в контексте рассматривает и вопросы охраны окружающей среды. ВОЗ развернула активную деятельность по определению стандартов и норм загрязнения окружающей среды и по определению степени опасности среды для здоровья людей;
5) Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Данная организация занимается проблемами радикального использования и охраны вод, также значительное внимание уделяет и экологическим вопросам.
6) Международная организация труда (МОТ). Эта организация, занимающаяся проблемами трудовой среды, все чаще указывает на взаимозависимость проблем загрязнения в окружающей и трудовой среде.
7) Всемирная метеорологическая организация (ВМО) проводит метеонаблюдения и обмен метеорологической информацией, а также изучает атмосферу и атмосферные явления и др.
Экологическая проблематика получила отражение в работе вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН – Комиссии международного права, одной из задач которой является содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) в виде принятия:
проекта статей об ответственности государств (ст. 19 предусматривает намеренное и серьезное загрязнение окружающей среды в качестве наиболее тяжкого международного правонарушения);
проекта статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности;
проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (к числу военных преступлений ст. 20 проекта относит не оправданное военной необходимостью причинение обширного и серьезного ущерба окружающей среде);
Особо заслуживает внимание Глобальный экологический фонд, который выступает в качестве международного финансового механизма, обеспечивающего ресурсную базу для оказания содействия государствам в осуществлении проектов, способствующих решению проблем окружающей среды общепланетарного значения. Данный Фонд был учрежден в 1991 г. по инициативе Всемирного банка, Программы развития ООН и Программы ООН по окружающей среде. Членство в нем открыто для любого государства – члена ООН или ее спецучреждений. В настоящее время членами ГЭФ являются 178 государств, в том числе Россия. С 1991 г. Фондом предоставлено в общей сложности 7,4 млрд долларов в грантах и 28 млрд долларов США совместно с другими организациями для поддержки почти 2 тыс. проектов в 160 развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
На
10-й специальной сессии Совета управляющих
Программы ООН по охране окружающей
среды (ЮНЕП)/Глобального
На региональном уровне заслуживает внимания деятельность Европейской экономической комиссии ООН, которая первой в системе ООН занялась рассмотрением экологических проблем (первое природоохранное соглашение под эгидой ЕЭК было заключено еще в 1958 г.).
К
числу наиболее значительных достижений
ЕЭК относятся Женевская
В области охраны атмосферы Конвенция 1979 г. явилась первым юридически обязательным документом, заключенным на широкой региональной основе. Более того, на сегодняшний день Женевская конвенция служит одним из редких примеров действенного природоохранного соглашения: с момента вступления в силу в 1983 г. она была расширена путем принятия протоколов, устанавливавших темпы и объемы сокращения государствами-участниками выбросов загрязняющих веществ. В результате, согласно данным на 1994 г., осуществление Конвенции оказало значительное воздействие на общее уменьшение выбросов серы и на стабилизацию выбросов оксидов азота в регионе ЕЭК.
2.3. Сотрудничество государств в сфере охраны окружающей среды в отдельных регионах
Значительную роль в охране и улучшении окружающей среды играет сотрудничество государств в отдельных регионах.
Начальным примером является сотрудничество Средиземноморских государств. Ими была подписана конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения всеми государствами этого региона (кроме Албании) и одобрен План действий по охране Средиземного моря.
К сожалению, в течение длительного времени балканские страны не могли развернуть необходимое сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Существенную роль в защите окружающей среды играет сотрудничество в рамках Содружества Независимых государств (СНГ). Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. В рамках Содружества приняты такие базовые соглашения, как:
Актуальной в странах Содружества является проблема обеспечения технологической и производственной безопасности, связанная с критическим износом основных фондов, размещением производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшими технологиями и т.д.
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется тесное и плодотворное взаимодействие министерств и ведомств стран Содружества в работе:
– Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер);
– Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимодействие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводнениях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т.д.);
– Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние производственных фондов);
–
Межгосударственного
К приоритетным направлениям деятельности СНГ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности относятся:
–
совершенствование
– создание научных основ, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
– дальнейшее развитие взаимодействия органов отраслевого сотрудничества в области совместной деятельности по борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
–
реализация Концепции
–
взаимодействие в оценке и прогнозе
возможных климатических
– консолидация усилий государств – участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ;
– согласованное уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека;
– совместное решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств – участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.
Вопросы защиты окружающей среды все больше выдвигаются на первый план в деятельности Европейского Союза (ЕС). Значимым моментом является включение экологической политики и защиты окружающей среды в проект Конституции Европейского Союза.
В ЕС выработана единая экологическая политика, которая в свою очередь является основой для разработки общеевропейского законодательства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономического сообщества в 1972 г., на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
Экологическая политика ЕС характеризуется:
– своим динамизмом, учетом общественных потребностей и интересов его членов;
– тем, что она связана с принятием и реализацией программ действий по окружающей среде, на основе которых были подготовлены нормативные акты Европейского сообщества по охране окружающей среды, например Программа Окружающая среда 2010: наше будущее, наш выбор. Она охватывает период с 2001 по 2010 г. и определяет следующие задачи:
На протяжении всего времени действия этой программы и пяти предшествующих ей программ, когда в течение более чем 30 лет устанавливались стандарты, ЕС выработал комплексную систему охраны окружающей среды. Спектр разрешаемых проблем чрезвычайно широк: шумовое загрязнение, отходы, защита среды обитания, выхлопные газы, химические вещества, промышленные аварии, чистота питьевой воды, создание европейской информационной сети и системы взаимопомощи в случае чрезвычайных ситуаций (вступают в действие в случае природных катастроф, таких как разлив нефти или лесные пожары).