Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценка значимости международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды в международной политике и выявление современных проблем, связанных с реализацией международных норм в данной области.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику международного права окружающей среды;
2) охарактеризовать принципы международного права окружающей среды;
3) исследовать источники международного права окружающей среды;
4) рассмотреть роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.
В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации.
Во-вторых, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере, которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Согласно ст. 81 Федерального закона Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В-третьих, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Например, ст. 33 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны атмосферного воздуха, а также их особую роль применительно к обеспечению проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 20)12.
В-четвертых, на федеральном уровне в России принимаются специальные акты о порядке реализации договоров. Например, постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин на неформальных тематических дебатах по климату в рамках Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 31 июля – 1 августа 2007 г.) заявил: Россия намерена выполнять обязательства в течение действия Киотского протокола до 2012 г. Для этого у нас имеются все необходимые инструменты, включая соответствующую нормативно-правовую базу, в которую водит:
1) Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»,
2) Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»,
3) Приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2008 г. № 331 «Об утверждении формы паспорта проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»,
4) Приказ Минэкономразвития РФ от 14 марта 2008 г. № 70 «Об утверждении перечня независимых экспертных организаций»,
5) Приказ Минэкономразвития РФ от 15 августа 2008 г. № 248 «Об утверждении типовых целевых показателей эффективности проектов и их предельных значений»,
6) Приказ Минэкономразвития РФ от 20 декабря 2007 г. № 444 «Об утверждении методических указаний по рассмотрению проектной документации» и другие документы.
В-пятых, международно-правовые нормы обязывают Россию восполнять пробелы в правовом регулировании отношений по использованию и охране окружающей среды на национальном уровне и обеспечивают возможность защиты государством своей окружающей среды на международном уровне.
Российская Федерация является участницей соглашений:
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.1.
Сотрудничество государств в сфере охраны
окружающей среды
Истощение озонового слоя, уничтожение лесов, загрязнение вод, испытания ядерного оружия, войны, аварии на атомных электростанциях причиняют огромный вред окружающей среде и здоровью человека. В связи с этим в современном мире защита окружающей среды является одной из важнейших задач любого государства. Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов вооружений, способных повлечь масштабные вредные последствия или даже уничтожить все живое на Земле.
В настоящее время угроза для окружающей среды сохраняется, и прежде всего от самого человека. Загрязнение вод Мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушению болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет парниковый эффект, т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанные с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, Югославии, Персидском заливе, Ираке и т.д. Согласно данным Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий в 2008 г. в результате стихийных бедствий миллионы жителей планеты погибли, получили травмы, были вынуждены покинуть свои дома или испытали на себе другие последствия землетрясений, тайфунов, штормов, наводнений, ураганов и засух, а экономические убытки от стихийных бедствий составили 181 млрд долларов США.
Изменения
в системе с негативными
Природа
не признает государственных и
Причины международного сотрудничества в области охраны окружающей среды таковы.
Во-первых,
необходимость
Во-вторых, необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием и исследованием, а также охраной окружающей среды. Институциональное и договорное сотрудничество является в настоящее время одной из основных эффективных форм реакции международного сообщества государств на возникающие экологические проблемы, способной адекватно реагировать на стремительные изменения в состоянии окружающей среды и уровне научных знаний о природе.
В-третьих, экологические проблемы связаны с проблемами экономического развития и должны разрешаться с учетом социальных, демографических и экономических факторов. Народы заинтересованы в справедливом обмене экономическими средствами жизни, базирующимися в большинстве случаев на охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.
Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды.
Международное правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в трех направлениях:
Эти формы сотрудничества показывают следующее.
Несмотря на существование концепций по охране окружающей среды, все еще недостаточным является рост сознания у людей о значении экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природы.
С целью конкретизации целей и задач, стоящих перед мировым сообществом по охране окружающей среды, международное экологическое сотрудничество должно рассматривать несколько аспектов, а именно: правовое, экономическое, военное, цивилизованное.
За всю историю своего существования человечество впервые оказалось объединенным в борьбе за выживание планеты Земля. Правда, это объединение идет противоречивым путем. Многие люди поняли, что современные общества зависят друг от друга в рамках человечества намного больше, чем когда-либо. Однако это единство не является однородным по целям и интересам, которые имеют отдельные общества, организованные как государства.
2.2.
Деятельность Организации объединенных
наций в сфере охраны
окружающей среды
Ведущая
роль в развитии международного права
окружающей среды принадлежит
ООН решает два самых главных глобальных вопроса для человечества:
ООН вносит огромный вклад и прилагает огромные усилия в объединение общественных организаций и государств для сохранения мира на Земле и решение проблем охраны окружающей среды в глобальных масштабах.
С
целью организации
ООН является инициатором многих региональных и двусторонних контактов и переговоров, а также международных договоров по охране окружающей среды. ООН также оказывает помощь и поддержку неправительственным организациям и объединениям, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды.
Для более четкой координации этой важной работы в 1972 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи при ООН была создана специальная программа – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Основные положения ее работы представлены в программах ООН по окружающей среде, в предотвращении загрязнения воздуха и воды и в рациональном использовании природных богатств.
ЮНЕП принимает активное участие в формировании основ международного экологического права и в его постоянном совершенствовании, а также способствует принятию решений по охране окружающей среды на договорных основах.
Государства — члены ЮНЕП избрали следующие направления своей деятельности в развитии международного и национального (внутреннего) экологического права: