Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка значимости международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды в международной политике и выявление современных проблем, связанных с реализацией международных норм в данной области.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику международного права окружающей среды;
2) охарактеризовать принципы международного права окружающей среды;
3) исследовать источники международного права окружающей среды;
4) рассмотреть роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.docx

— 77.02 Кб (Скачать)

    В иных случаях наряду с международным  договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации.

    Во-вторых, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере, которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Согласно ст. 81 Федерального закона Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

    В-третьих, в ряде законов имеются отсылки  к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Например, ст. 33 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны атмосферного воздуха, а также их особую роль применительно к обеспечению проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 20)12.

    В-четвертых, на федеральном уровне в России принимаются  специальные акты о порядке реализации договоров. Например, постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин на неформальных тематических дебатах по климату в рамках Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 31 июля – 1 августа 2007 г.) заявил: Россия намерена выполнять обязательства в течение действия Киотского протокола до 2012 г. Для этого у нас имеются все необходимые инструменты, включая соответствующую нормативно-правовую базу, в которую водит:

    1) Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»,

    2) Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»,

    3) Приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2008 г. № 331 «Об утверждении формы паспорта проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»,

    4) Приказ Минэкономразвития РФ от 14 марта 2008 г. № 70 «Об утверждении перечня независимых экспертных организаций»,

    5) Приказ Минэкономразвития РФ от 15 августа 2008 г. № 248 «Об утверждении типовых целевых показателей эффективности проектов и их предельных значений»,

    6) Приказ Минэкономразвития РФ от 20 декабря 2007 г. № 444 «Об утверждении методических указаний по рассмотрению проектной документации» и другие документы.

    В-пятых, международно-правовые нормы обязывают  Россию восполнять пробелы в правовом регулировании отношений по использованию  и охране окружающей среды на национальном уровне и обеспечивают возможность  защиты государством своей окружающей среды на международном уровне.

    Российская  Федерация является участницей соглашений:

  1. О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция(с 1976);
  2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (с 1976);
  3. Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995);
  4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, с 1997);
  5. Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 г.)
  6. Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония, Киото). Вступил в силу 16 февраля 2005 г.
 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И  ИХ РОЛЬ

    В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 
2.1. Сотрудничество государств в сфере охраны окружающей среды

    Истощение озонового слоя, уничтожение лесов, загрязнение вод, испытания ядерного оружия, войны, аварии на атомных электростанциях причиняют огромный вред окружающей среде и здоровью человека. В связи с этим в современном мире защита окружающей среды является одной из важнейших задач любого государства. Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов вооружений, способных повлечь масштабные вредные последствия или даже уничтожить все живое на Земле.

    В настоящее время угроза для окружающей среды сохраняется, и прежде всего  от самого человека. Загрязнение вод  Мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные  проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушению болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на нашей планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет парниковый эффект, т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанные с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, Югославии, Персидском заливе, Ираке и т.д. Согласно данным Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий в 2008 г. в результате стихийных бедствий миллионы жителей планеты погибли, получили травмы, были вынуждены покинуть свои дома или испытали на себе другие последствия землетрясений, тайфунов, штормов, наводнений, ураганов и засух, а экономические убытки от стихийных бедствий составили 181 млрд долларов США.

    Изменения в системе с негативными процессами во всех сферах окружающей человека среды побудили государства осознать проблему охраны окружающей среды как глобальную проблему современности, от решения которой зависит дальнейшее существование человечества.

    Природа не признает государственных и административных границ, соответственно, усилия одного или нескольких государств не могут решить экологические проблемы и дать ощутимых результатов в данной области, где неизбежно требуется международное сотрудничество, совместные согласованные действия государств и международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях. В Резолюции 2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 г. Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который проводится в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.).

    Причины международного сотрудничества в области  охраны окружающей среды таковы.

    Во-первых, необходимость межгосударственного  исследования вопросов, связанных с механизмом воздействия человека на природу и способами решения возникающих при этом проблем. Современная наука пока не способна ответить на многие вопросы, связанные с механизмом воздействия человека на природу и способами решения возникающих при этом проблем. Требуются обширные и дорогостоящие исследования, успех которых в немалой степени зависит от наличия постоянно действующих глобальных и региональных систем обмена научной информацией и экологического мониторинга. Примером глобального экологического мониторинга является изучение и обобщение экологической информации ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) в докладах о состоянии окружающей среды. Такие сборники и доклады, как UNEP YEAR BOOK (Ежегодник ЮНЕП) или Global Environment Outlook 2000–2004 (Глобальные экологические перспективы за 2000–2004 гг.), в том числе привели к осознанию в мире возникающих экологических проблем.

    Во-вторых, необходимость в правовом регулировании  отношений, связанных с использованием и исследованием, а также охраной окружающей среды. Институциональное и договорное сотрудничество является в настоящее время одной из основных эффективных форм реакции международного сообщества государств на возникающие экологические проблемы, способной адекватно реагировать на стремительные изменения в состоянии окружающей среды и уровне научных знаний о природе.

    В-третьих, экологические проблемы связаны  с проблемами экономического развития и должны разрешаться с учетом социальных, демографических и экономических факторов. Народы заинтересованы в справедливом обмене экономическими средствами жизни, базирующимися в большинстве случаев на охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

    Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды.

    Международное правовое сотрудничество в области  охраны окружающей среды осуществляется в трех направлениях:

  1. в рамках Организации объединенных наций (ООН);
  2. региональных союзов государств;
  3. в рамках континентального сотрудничества отдельных государств.

    Эти формы сотрудничества показывают следующее.

    Несмотря  на существование концепций по охране окружающей среды, все еще недостаточным  является рост сознания у людей о  значении экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природы.

    С целью конкретизации целей и  задач, стоящих перед мировым  сообществом по охране окружающей среды, международное экологическое сотрудничество должно рассматривать несколько аспектов, а именно: правовое, экономическое, военное, цивилизованное.

    За  всю историю своего существования  человечество впервые оказалось  объединенным в борьбе за выживание  планеты Земля. Правда, это объединение идет противоречивым путем. Многие люди поняли, что современные общества зависят друг от друга в рамках человечества намного больше, чем когда-либо. Однако это единство не является однородным по целям и интересам, которые имеют отдельные общества, организованные как государства.

 
2.2. Деятельность Организации объединенных наций в сфере охраны

окружающей  среды

    Ведущая роль в развитии международного права  окружающей среды принадлежит международным  организациям. Особое место занимает ООН в лице ее основных органов, вспомогательных  органов и специализированных учреждений.

    ООН решает два самых главных глобальных вопроса для человечества:

  1. сохранение мира на планете Земля;
  2. сохранение окружающей среды.

    ООН вносит огромный вклад и прилагает  огромные усилия в объединение общественных организаций и государств для сохранения мира на Земле и решение проблем охраны окружающей среды в глобальных масштабах.

    С целью организации экологического сотрудничества ООН объединяет страны с различными общественно-экономическими системами. Причем страны, входящие в  это сотрудничество, между собой  находятся в различных взаимоотношениях — от отношений дружеских до враждебных. Как отмечает Данило Ж. Маркович, «сотрудничество в рамках ООН позволяет решать определенные экологические проблемы, которые имеют национальный характер, т. е. такие проблемы, которые касаются отдельных государств».

    ООН является инициатором многих региональных и двусторонних контактов и переговоров, а также международных договоров по охране окружающей среды. ООН также оказывает помощь и поддержку неправительственным организациям и объединениям, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды.

    Для более четкой координации этой важной работы в 1972 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи при ООН была создана специальная программа – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

    Основные  положения ее работы представлены в  программах ООН по окружающей среде, в предотвращении загрязнения воздуха  и воды и в рациональном использовании природных богатств.

    ЮНЕП  принимает активное участие в  формировании основ международного экологического права и в его постоянном совершенствовании, а также способствует принятию решений по охране окружающей среды на договорных основах.

    Государства — члены ЮНЕП избрали следующие  направления своей деятельности в развитии международного и национального (внутреннего) экологического права:

  1. систематический сбор информации в области экологического права;
  2. разработка и развитие принципов ответственности государства в области охраны окружающей среды;
  3. стимулирование международно-правового регулирования охраны окружающей среды в глобальном и национальном масштабах;
  4. стимулирование университетов и научно-исследовательских учреждений по включению в учебные и исследовательские программы правовых аспектов охраны окружающей среды;
  5. содействие в развитии экологического права и оказание помощи развивающимся странам в целях развития и совершенствования национального (внутреннего) законодательства по охране окружающей среды.

Информация о работе Международное право окружающей среды