Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:06, контрольная работа
Объектом регулирования в международном экономическом праве являются международные экономические отношения — многосторонние и двусторонние, трансграничное перемещение ресурсов (в самом широком понимании «ресурсов» — от материальных до интеллектуальных).
Тема 1. Международное экономическое право и система международных экономических отношений.
3. Что является объектом регулирования в международном экономическом праве?
Тема 2. Источники и субъекты международного экономического права.
17. Какие существуют виды ТНК?
Тема 3. Экономическая интеграция государств и международное эконмическое право.
Что такое интеграция?
Тема 4. Урегулирование споров в международных экономических отношениях.
6. Какова компетенция Суда ЕС?
Тема 5. Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях.
5. Какие коллективные санкции применяются в МЭП?
Тема 6. Международное торговое право.
12. Что такое «мягкое право»?
Тема 7. Международное финансовое право.
7. Что представляют собой Парижский и Лондонский клубы кредиторов?
Тема 8. Международное инвестиционное право.
5. Что является источником (источниками) международного инвестиционного права?
Тема 9. Право международной экономической помощи.
2. Что является источником (источниками) права международной экономической помощи?
Тема 10. Международное трудовое право.
3. Какова роль МОТ в правовом регулировании труда?
признаки норм «мягкого» права:
— содержатся в писанных нормативных источниках;
— являются результатом активной нормотворческой деятельности государств и других субъектов международного права;
— носят общий характер;
— являются результатом согласования воль государств и других субъектов международной системы;
— не имеют качества формальной определенности и не порождают для государств конкретных, четко определенных прав и обязанностей;
— могут быть промежуточным этапом на пути формирования международно-правовых норм.
С учетом вышеизложенного можно отметить, что «мягкое» право — это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и других субъектов международного права общего характера, созданных путем согласования их воль, закрепленных в международном нормативном источнике, но не обладающих качеством формальной определенности «твердого» права.
Тема 7. Международное финансовое право.
7. Что представляют собой Парижский и Лондонский клубы кредиторов?
Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.
Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран.
Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Главная идея деятельности
Парижского клуба - проявлять заботу
о наиболее бедных странах, имеющих
явно безнадежную внешнюю
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику.
В своей работе Парижский
клуб руководствуется тремя
• наличие непосредственной угрозы прекращения платежей
• обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику
• равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Лондонский клуб - неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.
Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран.
Лондонский клуб – это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название «Лондонского клуба». Данный «клуб» является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира».
Лондонский клуб занимается
реструктуризацией долгов коммерческим
структурам, тогда как Парижский
клуб пересматривает долги официальным
кредиторам. Лондонский клуб не имеет
постоянного председателя или секретариата,
и его процедуры и организация
носят гораздо более свободный
характер, чем в Парижском клубе.
Поэтому правила, регулирующие проведение
заседаний Лондонского клуба, значительно
различаются в зависимости от
страны. Такая гибкость подхода затрудняет
задачу описания процедур Лондонского
клуба. Соглашение, достигнутое между
страной-должником и
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Лондонский клуб - это объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с суверенными заемщиками. В случае России клуб объединил свыше 600 банков, деятельность которых координировалась консультационным комитетом во главе с "Дойче банком". Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность СССР перед частными коммерческими банками Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года. Объем долга составлял свыше $30 млрд.
В 1997 году долг б.СССР перед Лондонским клубом претерпел первую реструктуризацию. Задолженность по основному долгу была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (PRINs) со сроками обращения с 2002 по 2020 годы, а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (IANs) со сроками обращения в 2002-2015 годах.
Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы. После дефолта России по долгам в августе 1998 года российское правительство перестало обслуживать долги бывшего СССР и рублевые ГКО и ОФЗ, производя выплаты только по новым российским евробондам и займам международных финансовых организаций.
Встречи с кредиторами Лондонского клуба шли весь 1999 год, а окончательные договоренности были закреплены в феврале 2000 года. И эти договоренности оказались триумфальными для России. Кредиторы Лондонского клуба пошли на списание 36,5% ($10,5 млрд) основной суммы долга. Остаток задолженности общим объемом $31,7 млрд (включая проценты) подлежал переоформлению в еврооблигации России РФ с погашением в 2010 и 2030 годах.
Как говорится в сообщении ведомства, в конце 2009 года Минфин выкупил оставшиеся обязательства PRINs и IANs у кредиторов, принявших предложение об урегулировании, и перевел денежные средства в их пользу на общую сумму около $1 млн.
С учетом того, что в конце декабря 2009 года была урегулирована одна из самых сложных категорий государственного внешнего долга, унаследованного от бывшего СССР - коммерческая задолженность, а еще ранее, в августе 2006 года, Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским клубом кредиторов на $23,7 млрд., можно сказать, что к настоящему времени Россия урегулировала основные категории долга бывшего СССР.
Тема 8. Международное инвестиционное право.
5. Что является источником (источниками) международного инвестиционного права?
Источниками международного инвестиционного права являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, международные соглашения об устранении двойного налогообложения, двусторонние международные торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также ряд международных конвенций и региональных договоров.
Следующим источником
международного инвестиционного права
выступают международные
Одним из многосторонних соглашений из числа ключевых источников международного инвестиционного права является Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и юридическими, физическими лицами другого государства. Данная Конвенция была разработана и подписана под эгидой МБРР 46 государствами - членами этого специального финансового учреждения ООН. Учрежденная ООН 18 марта 1965 г., Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. В настоящее время в ней участвуют более 100 государств. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Целью Вашингтонской конвенции является создание специального международного правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств.
Следующим по важности источником международного инвестиционного права выступает Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) - Mutilateral Investment Garantee Agency (MIGA). Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность. По состоянию на 31 января 1999 г. в ней участвуют 147 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря того же года является ее полноправной участницей. Основной задачей МИГА является всемерное поощрение иностранного инвестирования в странах - участницах Конвенции и особое содействие привлечению инвестиций в развивающиеся страны, что дополнительно обеспечивает деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений в целях социально-экономического развития стран.
В качестве источников международного инвестиционного права выступают также международные региональные договоры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата. Наиболее разработанными из них являются, пожалуй, соглашения инвестиционного характера, действующие в рамках Европейского Союза.
Рассматривая Руководящие
принципы, следует подчеркнуть, что
их разработка - заметное достижение, поскольку
они объединяют в одном сборнике
основополагающие национальные и международные
источники инвестиционного
Тема 9. Право международной экономической помощи.
2. Что является источником (источниками) права международной экономической помощи?
Источниками
права международной
В государствах-донорах
США в середине 90-х гг. занимали на рынке экономической помощи 2-е место (после Японии). В соответствии с Законом о помощи иностранным государствам в 1994 году ими было ассигновано на помощь 13 млрд. долларов (в том числе 76% на экономические нужды, 24% — на военные).
Основными получателями американской помощи являются Израиль (3 млрд. долларов), Египет (более 2 млрд. долларов). При этом в качестве целей международной помощи провозглашается: обеспечение национальной безопасности США; содействие в установлении системы открытой рыночной экономики; содействие развитию демократии. Более 2/3 объема международной помощи оказывается Соединенными Штатами на безвозмездной основе, 1/3 — в виде льготных кредитов.
В Советском Союзе
Под технической помощью понимается оказание технических услуг при поставке оборудования или строительстве промышленных и иных объектов. Такие технические услуги могут заключаться в выполнении исследовательских и проектных работ, монтаже, пуске оборудования в эксплуатацию, передаче технической документации, предоставлении лицензий, командировании специалистов, консультациях по проектированию и строительству, обучении национальных кадров и т.п.
Зачастую развивающимся
странам предоставлялись
На многостороннем уровне
экономическая и техническая
помощь идет через самые разнообразные
каналы и структуры. В рамках ОЭСР
такая помощь осуществляется промышленно
развитыми государствами