Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;
3. выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;
4. проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России;
5. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем[10]:
· рост масштабов международной трудовой миграции.
· разно направленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую;
· рост доли молодежи,
женщин и детей в миграционном
процессе. Так, доля молодежи в общем
числе мигрантов достигает 50% в
Бельгии, Нидерландах. В других странах
она также значительна и
· увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии. иммигрантов проживает больше 20 лет.;
· снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации;
· миграция ученых,
высококвалифицированных
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки мозгов».
Формы утечки мозгов различны[11]:
1) непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;
2) выезд за рубеж на контрактной основе;
3) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны–донора;
4) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
Лидерство в
конкуренции за преимущественное обладание
интеллектом как носителем и
генератором современных
Исходя из всего выше сказанного в целом можно отметить следующие тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:
· рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;
· повышение входного барьера проникновения на международный рынок рабочей силы;
· усиление конкуренции между продавцами рабочей силы;
· продолжает существовать дискриминация мигрантов;
· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие основные миграционные тренды последних лет:
1. Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).
2. Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).
3. Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы.
4. Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.
5. Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран – кандидатов.
По мнению экономистов из OECD использование иностранной рабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населения принимающих стран, так как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями.
Анализ миграционных процессов и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному развитию экономики этих стран.
После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность иностранцев за счет воссоединения семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности)[12]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».
В 90-х годах, когда
демографические процессы и требования
рынка труда вошли в
Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.
Прогрессирующая
нелегальная миграции способствует
формированию криминальных сетей, занимающихся
контрабандной транспортировкой людей
и работорговлей. Уже сейчас, по самым
скромным оценкам, численность нелегальных
мигрантов в развитых странах
превышает 10 млн. человек[13]. Одновременно растут
и масштабы нарушений прав мигрантов (среди
них – прежде всего детей и женщин), еще
более усиливающие напряженность миграционной
ситуации. Неурегулированность многих
вопросов, связанных с правовой защитой
мигрантов, повышает уровень социального
неравенства в трудовых отношениях, обеспечении
доступа к услугам образования, здравоохранения
и др. Международная миграция приводит
к серьезному дисбалансу численности
населения между странами в отдельных
регионах. Сфера миграции чутко реагирует
на все катаклизмы и кризисы международной
и общественной жизни.
2.
Рынок труда в
РФ. Трудовая миграция
населения в РФ:
тенденции и проблемы
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
Рассматривая
тенденции миграционных процессов
в России, которые мы наблюдаем
в настоящее время, отражающие неустойчивость
и непредсказуемость многих сторон
нашей жизни, обусловленных политическими,
национальными, экономическими, социальными
и другими факторами, необходимо
разграничивать тенденции, являющиеся
результатом естественного хода
развития общества, сформировавшиеся
ранее и имеющие как
Интеграция России
в международный рынок труда
означает усилившийся за последние
десятилетия международный
Изменение социально-экономических
условий – кризис экономики, разрыв
хозяйственных связей, сокращение производства,
ухудшение жизненного уровня значительных
категорий населения, усилившаяся
региональная дифференциация уровня жизни
– нашло отражение в
Внутренние миграции
населения являются доминирующим компонентом
в миграционных процессах регионов
страны, их объемы и направления
оказывают заметное влияние на перераспределение
численности населения
Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.
По данным текущего
учета после Всероссийской
В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].
Сибирь и Дальний
Восток потеряли более 350 тыс. своих
жителей, что составляет более половины
(52%) перераспределенного между
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы в России