Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:15, реферат
Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Развитие танкерного судоходства и необходимость борьбы с загрязнением нефтью, возникшая особенно остро в связи с известной аварией либерийского танкера «Торрии Кэньон» в 1967 году, вызвали принятие Брюсельской конференцией в 1969 году Международной конвенции о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Конвенция 1969 года установила право прибрежного государства принимать меры за пределами своих территориальных вод для устранения непосредственной опасности их берегам вследствие загрязнения нефтью из-за морской аварии.
Право преследования.
Судно, совершившее правонарушение
в иностранных внутренних водах,
территориальном море или прилежащей
зоне, может подвергнуться
В ст. 111 особо
подчёркивается, что, если иностранное
судно находится в прилежащей
зоне, преследование может быть начато
только в связи с нарушением прав,
для защиты которых установлена эта зона.
Преследование может начаться после подачи сигнала остановится с дистанции, «позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал». Оно может осуществляться летательным аппаратом. Преследование должно быть прекращено с того момента, когда судно зашло в территориальное море своего или третьего государства.
Борьба с пиратизмом. Первоначально преследование пиратства регламентировалось национальным правом. Первым законом Англии, предоставившим суду право преследовать пиратство, был Адмиралтейский закон о юрисдикции 1391 года.
Международное право считает пиратскими только те действия, которые совершены «в открытом море» либо «в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства».
Запрет перевозки рабов. «Каждое государство, – гласит ст. 99 Конвенции 1982 года, – принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб нашедший убежище на этом судне, под каким бы флагом это судно не плавало, ipso facto свободен». Иными словами, государство флага, прежде всего само обязано предотвратить такую перевозку. Неприятие мер может привезти к вмешательству в открытом море со стороны военного корабля другого государства. Если у военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого судна.
Борьба с незаконным
вещанием. В последние годы получило
распространение «
Под эгидой Европейского совета в 1965 году было заключено Европейское соглашение о предотвращении радиовещания со станций находящихся за пределами национальных территорий. Участники соглашения объявляют наказуемым по своему законодательству вещание, осуществляемое как своими, так и иностранными гражданами. Всё это касает. Всё это касаетлько с судов и самолётов, но и также с сооружений, в том числе плавающих, стационарных, опирающихся на дно и др.
Важнейший вклад
в борьбу с несанкционированным
вещанием вносит Конвенция 1982 года, установившая
в ст.110, что военный корабль
может осуществить
Государство может «арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».
Пересечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция 1982 года содержит весьма важное положение, касающееся пересечения «незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международной конвенции». Государство, имеющее разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратится к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пересечении такой незаконной торговли». Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 1988 года: согласно ст.17 военный корабль вправе осуществить вмешательство, проверить иностранное судно на предмет незаконной перевозки наркотических или психотропных веществ и принять соответствующие меры.
Борьба с терроризмом
на море. Поднявшаяся в последние
десятилетия волна терроризма не обошла
стороной и морское судоходство. После
захвата террористами итальянского лайнера
и убийства на его борту гражданина США
в 1988 году на конференции в Риме была принята
Конвенция о борьбе с незаконными актами,
направленными против безопасности морского
судоходства. Был также принят протокол
о борьбе с незаконными, актами, направленными
против стационарных платформ на континентальном
шельфе.
Континентальный
шельф.
Современное понятие континентального шельфа представляет собой продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Указанная статья
устанавливает, что фиксированные
точки, избранные прибрежным государством,
имеющим широкий шельф, для провидения
линии внешней границы
Регулированию прав и обязанностей государств в отношении континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые практически воспроизводят соответствующие нормы Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные государства в целях разведки и разработки его природных ресурсов.
Суверенные права
прибрежного государства на континентальный
шельф не затрагивают правового
режима покрывающих вод, т.е. открытого
моря или той его части, которая может
составлять исключительную экономическую
зону, а также правового режима воздушного
пространства над этими водами. Осуществление
прав прибрежного государства в отношении
континентального шельфа не должно ущемлять
осуществление судоходства и других прав
и свобод иных государств или приводить
к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Исключительная
экономическая зона.
Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых институтов международного права. Развитие правового института исключительной экономической зоны началось во второй половине 40-х годов 20 столетия с провозглашения рядом латиноамериканских государств своих претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря.
В соответствии со ст.55 Конвенции ООН по морскому праву исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под устоновленый в настоящей части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст.57 Конвенции).
Прибрежное государство
имеет в отношении
Во вторых, прибрежное
государство осуществляет юрисдикцию,
предусмотренное в
- Создания и использования искусственных островов, установок и сооружений.
- Морских научных исследований.
- Защиты и сохранения морской среды.
В исключительной
экономической зоне все государства,
как прибрежные, так и не имеющие
выхода к морю, пользуется свободами
судоходства и полётов, прокладки подводных
кабелей и трубопроводов и другими правомерными
с точки зрения международного права видами
использования моря, относящимися к этим
свободам. Другие государства при осуществлении
своих прав и выполнении и выполнении
своих обязанностей по Конвенции в исключительной
экономической зоне должны учитывать
права и обязанности прибрежного государства
и соблюдать законы и правила, принятые
прибрежном государством постольку, поскольку
они не являются не совместимыми с Конвенцией
и с другими нормами международного права.
Морское
дно за пределами
действия национальной
юрисдикции. Район.
До 3-й конференции
ООН по морскому праву на дно морских
морей и океанов
На сессии Ген6еральной Ассамблеи ООН в 1967 году впервые была официально выдвинута концепция международно-правового регулирования деятельности государств по освоению морского дна за пределами национальной юрисдикции в соответствии с принципом, согласно которому дно Мирового океана и его ресурсы являются «общим наследием человечества».
Концепция общего наследия человечества стала предметом острых дискуссий в ходе 3-й конференции ООН по морскому праву. Достигнутый на ней компромисс заключается в понятии подтверждения концепции общего наследия человечества, которая состоит из следующих положений. Во-первых, освоение ресурсов морского дна (по терминологии Конвенции – «Район») осуществляется на благо всего человечества. Во-вторых деятельность в международном районе морского дна осуществляется с особым учётом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. В-третьих деятельность в Районе может осуществляется независимо гот географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В-четвёртых доступ к «Району» происходит через Международный Орган по морскому дну. В-пятых, район подлежит использованию исключительно в мирных целях.
Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может претендовать на права, на полезные ископаемые, добываемые в Районе, приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией (ст.37 Конвенции).
Правовой статус
и внутренняя структура Органа определяется
Соглашением об осуществлении Части
9 Конвенции ООН по морскому праву
1982 года. Орган состоит из Ассамблеи,
Совета и Секретариата. В соответствии
с Конвенцией создаётся также Предприятие
– учреждение, через которое Орган осуществляет
свои функции.
Защита
и сохранение морской
среды.
Защита и сохранение морской среды являются важнейшими принципами международного морского права. Связанное с развитием технологического прогресса во второй половине 20 века загрязнение морской среды обусловило решимость государств принимать меры по нормативно-правовому регулированию деятельности государств в Мировом океане для предотвращения дальнейшего загрязнения морской среды.
Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена часть 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Статья 192 Конвенции содержит определение общего обязательства государств в отношении морской среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».