Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:15, реферат
Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
На
тему: «Конвенция ООН по морскому праву».
Выполнил:
Студент 3 курса 1 группы
Юридического факультета
Рогуля
Р.Г.
Одесса – 2011
Введение.
Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Иными словами, международное морское право – система правовых норм, содержащихся в международных договорах и обычаях, заключённых и установленных государствами по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи с использованием Мирового океана, морской воды, её флоры и фауны, минеральных ресурсов.
Всё, что происходит в Мировом океане, должно соответствовать международному правопорядку. Порядок в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года, Договором об Антарктике 1959 года, и многими другими международно-правовыми актами.
Огромное значение в деле кодификации норм международного морского права имела разработка комплексного международно-правового режима Мирового океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. Кроме того, конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить исcкуствунные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.
Конвенция 1982 года
является всеобъемлющим международным
договором по морскому праву, исторической
вехой в области кодификации и прогрессивного
развития международно-правовых норм,
призванных регламентировать режим Мирового
океанов современных условиях развития
общества.
Внутренние
морские воды.
Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод... на прилегающий морской пояс, называемый территориальным морем.
Прибрежное государство
решает, какие порты могут быть
открыты для допуска
Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.
В последнее
время заметно обострилась
Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в случае вынужденного захода (бедствие и т.п.). В доктрине международного морского права высказывается точка зрения, согласно которой отказ судну в заходе, например ядерному судну с повреждённой ЯЭУ, будет правомерен в том случае, если прибрежное государство сочтёт, что заход связан с угрозой для жизни и здоровья его граждан, причём вред, который может быть причинён «превышает ущерб, угрожающий судну». Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПоЛ 1973/1978) позволяет государству-участнику отказывать иностранному судну в заходе в порты по причине того, что это судно не отвечает положениям Конвенции (п.3 ст.5).
Создание трудностей и установление ограничений для захода научно-исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества, прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи, исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения» исследований и в необходимых случаях для «облегчения... доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам...».
Что касается нарушения
судном международных норм и стандартов,
касающихся «годности судов для
плавания» и создания угрозы нанесения
ущерба морской среде, то в соответствии
со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство
порта принимает административные меры,
чтобы предотвратить выход такого судна
в море. В целях устранения нарушения судну
может быть разрешён только переход «на
ближайшую подходящую судоремонтную верфь».
Территориальное
море.
Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага – к его архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением общепризнанным норм международного права.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Только прибрежному государству принадлежит право в своём территориальном море регулировать заход, плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую другую деятельность иностранных судов и летательных аппаратов.
Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».
Международное
право устанавливает ряд
Проход считается
мирным, если им не нарушается мир, добрый
порядок или безопасность прибрежного
государства. Прибрежное государство
может принимать в своём
Статья 27 Конвенции
1982 года предусматривает, что уголовная
юрисдикция в отношении преступлений,
совершённых на борту судна во
время прохода через
Конвенция 1982 года
(ст.31) впервые предусмотрела
Прилежащая
зона.
Прилежащая зона
– морское пространство, прилегающее
к внешней границе
Положения о прилежащей зоне содержаться в ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и в ст. 33 Конвенции 1982 года. Прилежащая зона является районом открытого моря, следовательно, суверенитет прибрежного государства на неё не распространяется.
В соответствии
с Конвенцией о территориальном
море и прилежащей зоне 1958 года ширина
зоны не должна превышать 12 морских
миль, а в соответствии с Конвенцией
1982 года – прилежащая зона не может
распространяться за пределы 24 морских
миль. За последнее время значительно
возросло число государств установивших
прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких
государств было 68, у которых ширина прилежащей
зоны полностью соответствовала требованиям
Конвенции 1982 года, и только Сирия имела
прилежащую зону, ширина которой составляла
41 морскую милю.
Открытое
море.
Открытое море
– морское пространство, простирающееся
за внешней границей территориального
моря, не подчинённое суверенитету
кокого-либо государства или государств
и находящееся в общем пользовании всех
народов.
Принцип свободы открытого моря раскрывается, в сущности ст. 87 и 89 Конвенции 1982 года: «Открытое море открыто для всех государств...» «Никакое государство не в праве претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету». Принцип свободы открытого моря, концентрируя в себе менее общие принципы, сам проявляется в этих принципах. Нарушение любого из принципов, составляющих принцип свободы открытого моря (свободы судоходства или свободы рыболовства и т.д.), есть нарушение принципа свободы открытого моря.
Согласно ст.90 Конвенции 1982 года «каждое государство, независимо от того, является оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море». При этом, согласно ст.91 Конвенции, каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.
Статья 92 Конвенции 1982 года устанавливает, что в открытом море «суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняются его исключительной юрисдикции». При этом имеется в виду, разумеется, юрисдикция в широком смысле, т.е. не только судебная, но и иная власть государства флага.
Ещё в первой половине 19 века было заключено несколько конвенций (между Англией и Францией в 1830 и 1845 годах), устанавливающих право осмотра торговых судов. Из действующих конвенций следует отметить, прежде всего, Международную конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей от 14 марта 1884 года, предусматривающую задержание судна, подозреваемого в повреждении подводных кабелей, ряд договоров о рыболовстве и других промыслах. Международная конвенция о рыболовстве в Северном море, подписана в Гааге 6 мая 1882 года, установила право вмешательства при нарушении правил рыболовства. Вмешательство предусматривала Конвенция по охране котиков от 7 июля 1911 года (подписали Япония, Россия и США). 9 февраля 1957 в Вашингтоне была подписана Временная конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана (участники – СССр, США, Канада и Япония), наделявшая правом надзора и обыска уполномоченных на то лиц, действующих от имени стран-участниц.