Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:01, реферат
Наиболее распространенным в настоящее время является следующее определение: международное морское право – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой определяют правовой статус морских пространств, включая дно и ресурсы, и порядок их использования.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
РЕФЕРАТ
на тему
«Понятие, принципы, источники международного морского права»
Минск, 2012
Понятие международного морского права
В юридической литературе
в настоящее время можно
По мнению А. Л. Колодкина, под международным морским правом понимается часть международного права, представляющая собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.
В. Н. Гуцуляк считает, что международное публичное морское право представляет собой отрасль международного права, объектом которой является относительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана.
Морской энциклопедический словарь предлагает более краткое определение международного морского права – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере морской деятельности (автором этого определения является профессор В.Ф.Сидорченко).
Согласно заключению Д. Коломбоса (Англия), международное морское право является существенной частью международного права, которая включает в себя принципы, регулирующие общение с морем, ведение морской войны и нейтралитет.
Наиболее распространенным в настоящее время является следующее определение: международное морское право – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой определяют правовой статус морских пространств, включая дно и ресурсы, и порядок их использования.
Принципы международного морского права.
Основными принципами отрасли являются:
Первые 3 принципа закреплены в Уставе ООН 1945 г., последний – в Декларации принципов Заключительного Акта СБСЕ 1975 г.
Наиболее важные специальные принципы международного морского права:
Принцип свободы открытого моря закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Сущность данного принципа состоит в том, что открытое море должно быть свободным и для прибрежных государств, и для государств, не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря согласно, Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права:
а) свободу судоходства;
б) свободу полетов;
в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
г) свободу возводить
д) свободу рыболовства;
е) свободу научных исследований.
Все государства имеют право на осуществление этих свобод, но при этом они должны учитывать заинтересованность других государств в использовании открытого моря.
Принцип использования открытого моря в мирных целях предполагает исключение применения силы или угрозы силой к морской деятельности государств, а также запрещение ведения военных действий государств на морях и в океанах. Регламентируется исключительно мирное использование пространств Мирового океана.
Первоначально данный принцип был закреплен в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. Общий смысл этого принципа также отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Преамбула Конвенции отмечает, что правовой режим, установленный данной Конвенцией должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст.88 открытое море резервируется для мирных целей.
Принцип рационального использования морских ресурсов сформировался в начале XX в., изначально нашел отражение в двусторонних договорах о рыболовстве, окончательно сформировался в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. Сущность данного принципа заключается в том, что государства, занимающиеся ловом живых ресурсов открытого моря, должны осуществлять данный вид деятельности в тех объемах, которые необходимы для обеспечения населения продуктами питания и другими морскими продуктами. В 1982 г. данный принцип был закреплен в Конвенции по морскому праву в ст. 117.
Принцип предотвращения загрязнения морской среды впервые был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Преамбула Конвенции содержит согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов, также в данном документе определены запретные для слива нефти зоны.
Документом, в котором также
нашел отражение
В дальнейшем принцип предотвращения загрязнения морской среды был включен в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Статья 192 Конвенции в императивной форме обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Ст. 194 определяет меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды, ст. 195 обязывает государства не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой. Ст. 207 содержит перечень требований по предотвращению загрязнения из находящихся на суше источников, ст. 208 – перечень загрязнений, вызываемых деятельностью на морском дне, ст. 210 – перечень загрязнений, вызываемых захоронением, ст. 211 – перечень загрязнений с судов, ст. 212 – перечень загрязнений из атмосферы или через нее.
Принцип свободы морских научных исследований впервые сформулирован в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Ст. 240 определяет общие принципы проведения морских научных исследований, ст. 245 – порядок проведения исследований в территориальном море, ст. 246 – в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, ст. 255 – на морском дне.
Источники международного морского права
Источниками отрасли международного морского права являются:
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи. Первая попытка кодифицировать существующие обычаи состоялась в 1930 г., когда была созвана Гаагская конференция. Цель конференции – рассмотрение проекта Международной конвенции о территориальных водах. Данный документ содержал основные моменты, необходимые для регулирования морского пространства. Также было рассмотрено Приложение к докладу II Комитета по территориальным водам, в котором были сформулированы основные определения морских категорий.
Несмотря на то, что конвенция не была принята, она стала отправной точкой в процессе развития и норм международного морского права.
В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приняты 4 Женевские конвенции, содержащие нормы регулирования международного морского права и Факультативный протокол:
Конвенция об открытом море содержит тридцать семь статей, где дано определение понятия отрытого моря, пиратства, закреплены некоторые отраслевые принципы международного морского права. Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне состоит из тридцати двух статей. Документ формулирует понятие территориального моря, излагает методы определения границы территориального моря, регламентирует порядок мирного прохода судов через территориальное море, определяет режим прилежащей зоны. Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г.
Конвенция о континентальном шельфе включает в себя пятнадцать статей. Конвенция определяет понятие континентального шельфа, формулирует права прибрежного государства на континентальный шельф. Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г.
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря содержит двадцать две статьи. Общий смысл статей, включенных в конвенцию, заключается в том, что каждое государство, во-первых, имеет право на осуществление рыболовной деятельности его гражданами, во-вторых, обязано принимать меры по охране живых ресурсов открытого моря. Конвенция вступила в силу 10 марта 1966 г.
Факультативный протокол, касающийся обязательного разрешения споров состоит из семи статей. Согласно Протокола споры, касающиеся толкования или применения Женевских конвенций по морскому праву, подлежат обязательной юрисдикции Международного суда, поэтому заявления могут подаваться любой стороной возникшего спора. Протокол вступил в силу 20 сентября 1962 г.
Однако Женевские конвенции 1958
г. оказались
Конвенция включает 17 частей, 320 статей, 9 приложений. Конвенцией установлен всеобъемлющий режим всего морского пространства. Для государств-участников данный документ имеет большую юридическую силу, нежели Женевские конвенции.
Конвенция регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, закрепляет права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов, определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа, касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанских вод и районов включает положение о принудительном решении споров по просьбе одной из сторон.
С принятием конвенции создается
новая международная
Конвенция вступила в силу 16 ноября 1984 г. Однако некоторые крупные морские государства (США, Великобритания, Турция) не являются участниками Конвенции. По их мнению, обычные нормы международного морского права гарантируют им многие права, санкционированные этой Конвенцией.
В целях уточнения и дополнения Конвенции 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН в 1994 г. одобрила Соглашение о правовом статусе морского дна. Данное Соглашение применяется совместно с частью IX Конвенции 1982 г.
Ресурсы морского дна, согласно данному документу, признаются достоянием человечества.
В приложениях к Соглашению определены функции МОД в сфере передачи технологии, в процессе формирования политики в области производства, при оказании экономической помощи.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности, например, Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и другие.