Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, курсовая работа
Цель работы указать исторические аспекты становления контроля в рамках ЕС, описать особенности и основные сферы деятельности Счетной палаты и омбудсмена. Указать этапы и исторические аспекты становления институтов омбудсмена и Счетной палаты.
Ниццкий договор 2001 года включил в п.1 ст.248 норму, дающую палате возможность включать в декларации особые разделы, в которых будет содержаться оценка правильности ведения отчетности, а также законности и правильности операций.
Годовой
отчет палаты должны учитываться Советом
и Европейским парламентом при утверждении
отчета Комиссии об исполнении бюджета
ЕС. Специальные отчеты принимаются палатой
по итогам каждой проверки. Полномочия
палаты не сводятся исключительно к полномочиям
по проведению аудиторских проверок. Дело
в том, что п.4 ст.248закрепляет обязанность
палаты помогать парламенту и Совету при
осуществлении их полномочий по контролю
за исполнением бюджета. В связи с этим
институты КС могут обращаться к палате
по вопросам о даче заключений. При принятии
нормативных актов по целому ряду вопросов.
Последняя группа полномочий связана
с национальными аудиторскими учреждениями.
Эти органы сотрудничают при разработке
общих методологических основ своей деятельности.
Они не только проводят совместные проверки
, но и постоянно координируют свои усилия
для того, чтобы избежать слишком частых
проверок тех или иных вопросов.17
Раздел 3 Омбудсмен
3.1 Исторические этапы развития моделей института омбудсмена
Развитие
компетенции омбудсменов в
Традиционно считается, что институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Данный институт возник в Швеции в 1809 г. Как орган парламентского контроля за администрацией - Омбудсмена юстиции назначал Ригсдаг в качестве своего представителя для осуществления контроля за соблюдением законов судьями и государственными чиновниками и возбуждения производства против лиц, действующих при исполнении служебных обязанностей незаконно или не выполняющих надлежащим образом свои обязанности. Кроме того, указанное должностное лицо было подотчетно Ригсдагу.
Институт омбудсмена юстиции в Швеции заложил основу «исторической» модели компетенции омбудсмена ( например, омбудсмены Ригсдага в Швеции и парламентский контроль в Финляндии), которой присущи следующие черты. Во-первых, «историческая» модель компетенции предполагает осуществление омбудсменом парламентского контроля за органами исполнительной власти и органами судебной власти. Доминирующей целью омбудсменов, обладающих компетенцией указанной модели, является повышение эффективности государственного управления. В Швеции омбудсмены Ригсдага осуществляют контроль за тем, чтобы судьи и публичная администрация действовали при исполнении обязанностей законно, объективно и справедливо. Омбудсменам Ригсдага не подконтрольны: члены Ригсдага, административный совет Ригсдага, комиссия Ригсдага по рассмотрению жалоб, секретарь Ригсдага, члены руководящего и исполнительного органов Банка Швеции, правительство Швеции, Канцлер юстиции. В Финляндии парламентский омбудсмен должен осуществлять контроль за тем, чтобы судьи и другие органы ( в том числе Правительство и Президент), а также служащие, лица, работающие в общественном секторе, и другие лица, выполняющие общественные функции, следовали закону и надлежаще исполняли свои обязанности. Во -вторых, омбудсмены, обладающие компетенцией «исторической» модели, имеют возможность оказывать непосредственное влияние на чиновников, в действиях которых они усматривают нарушение прав человека, - они вправе возбуждать обвинение против должностных лиц о совершении преступлений при исполнении служебных обязанностей. В Швеции омбудсмены Ригсдага вправе возбуждать в отношении чиновников уголовные дела, в отношении членов Верховного суда или Верховного административного суда - дела о совершении преступлений при исполнении служебных обязанностей, об отстранении или освобождении должностных лиц от должности, о прохождении в обязательном порядке медицинского освидетельствования. В Финляндии парламентский омбудсмен вправе принимать решение о возбуждении обвинения против судьи в нарушении законности при осуществлении им служебных функций. Кроме того, он может проводить следствие или давать указание о возбуждении обвинения по другим делам, которые охватываются его контролем за законностью.
Широкое распространение институт омбудсмена получает после Второй мировой войны. С этого момента вводятся в действие инновационные механизмы защиты прав и свобод человека. Одним из них становится институт омбудсмена.
К концу 70-х годов в странах с так называемым переходным политическим режимом от авторитарного к демократическому все больший акцент в сфере компетенции омбудсменов приобретают вопросы защиты прав и свобод человека. Основной целью омбудсменов становится содействие реализации прав и свобод человека. Омбудсмены появились в Португалии(1975), Испании(1978), Польше(1987), Венгрии(1989), Литве(1994), Грузии(1996), Узбекистане(1997).18
Следует выделить следующие отличительные черты «правозащитной модели» компетенции омбудсменов. Во-первых, доминирующей целью указанных омбудсменов является содействие защите прав граждан, а не повышение эффективности государственного управления; связь омбудсменов с парламентами ослабевает - они назначаются и освобождаются от должности парламентами, но независимы от них и неподконтрольны им; сфера компетенции омбудсмена в рамках указанной модели распространяется на широкий круг субъектов вплоть до частных организаций.19 Согласно ст. 208 Конституции Республики Польша Уполномоченный по гражданским правам стоит на страже прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и других нормативных актах.
По мере
распространения института
Анализ конституционно-правового статуса омбудсменов выделяет следующие модели: законодательная и исполнительная модель, квазиомбудсмены, коллегиальные омбудсменские службы, специализированные омбудсмены, наднациональные, региональные и местные омбудсмены.
Парламентская модель, деятельность омбудсмена больше связана с законодательными органами власти. Омбудсмены назначаются на должность парламентом или по его согласию, он имеет право досрочно прекратить полномочия омбудсмена в случае ненадлежащего исполнения последним своих полномочий или по другим причинам, определенным в законодательстве. Представительские омбудсмены тесно сотрудничают с парламентом, его структурами, несут ответственность перед законодательным органом, ежегодно представляют отчет о своей деятельности и о состоянии соблюдения прав человека в стране. Нередко такие омбудсмены рассматриваются как дополнительные органы парламента по осуществлению ими контроля за деятельностью иных ветвей власти в сфере прав человека.
Вторая половина XX ст. характеризируется не только как время массового введения института омбудсмена, но и как период экспериментов относительно
его моделей. Исполнительные омбудсмены находятся в среде исполнительной власти. Внедрение такого рода омбудсменов делает исполнительную власть в сфере прав человека более демократичной, гибкой, либеральной. Но данная
модель имеет и недостатки: 1) сначала они пытаются выявлять нарушения прав
и рассматривать жалобы, связанные с информацией; 2) существует опасность необъективного рассмотрения жалоб граждан.20
Коллегиальные омбудсмены выполняют свои функции при участии нескольких
лиц. Такие
службы функционируют в виде комиссий,
когда решение по делу принимаются
ее членами коллегиально, или в форме
Специализированные омбудсмены, они имеют определенную специализацию,
Контрольно-надзорные и правозащитные полномочия в разных сферах.
Также
выделяют наднациональных, региональных
и местных омбудсменов.21
3.2 Правовые аспекты деятельности и особенности статуса омбудсмена
Интеграционные процессы, которые характерны и для Европы, обогащение и универсализация прав и свобод человека и гражданина, их гарантии на национальном уровне и международном влияли на распространение института омбудсмена. Вопросы относительно введения должности наднационального омбудсмена поднимали в разное время как члены Совета Европы, так и Европейского Союза. Со временем было принято положительное решение. И теперь наднациональные институты омбудсмена действуют как в Европейском Союзе так и Совета Европы. Введение института омбудсмена ЕЭС впервые было предусмотрено в ст.138 «Е» Маастрихтского договора от 17 февраля 1992 года. В соответствии с договором о Европейском Союзе, назначение омбудсмена прерогатива Европарламента. При этом требуется, что по поводу его кандидатуры предварительно было мнение Комиссии и согласие Совета, одобренная квалифицированным большинством голосов. Назначение омбудсмена происходит после очередных выборов в Европарламент. Этот представительский орган также устанавливают общие правила и порядок исполнения обязанностей, возложенных на омбудсмена.
Срок полномочий омбудсмена составляет 5 лет. Но повторное его назначение на должность не имеет никаких ограничений. Омбудсмена избирают из числа лиц – граждан ЕС, которые в полном объеме пользуются правами гражданскими и политическими и отвечают требованиям, которые ставят страны для кандидатов на пост высших судей, или если кандидаты имеют общепризнанный опыт для выполнения функций омбудсмена. По своему статусу и заработной плате , пенсии, материально-техническому обеспечению омбудсмен приравнивается к судьям суда ЕС. Уволить омбудсмена с должности имеет право Суд Европейского Сообщества по ходатайству Европарламента при условии, что омбудсмен больше не отвечает требованиям, необходимым для выполнения возложенных на него обязанностей, или он виновен в совершении правонарушения. 22
Исполняя свои обязанности, омбудсмен должен оставить другую политическую, административную и профессиональную деятельность, независимо от того оплачиваемая она или нет. Относительно полномочий, то они закреплены в ст. 138 «Е» Маастрихтского договора, а также статус омбудсмена, утвержден решением Европарламента №94/262 от 9 марта 1994г., и ст.159-161 Правил процедуры Европарламента, которые регулируют отношения между парламентом и омбудсменом, утвержденные 16 октября 1997г.23
Руководствуясь
названными правовыми актами, омбудсмен
имеет право рассматривать
По Маастрихтскому договору, омбудсмен рассматривает не только жалобы о нарушении прав и свобод, представленные ему гражданами или иными субъектами, которые имеют на это право, он имеет право выявлять такие нарушения самостоятельно и принимать меры для их устранения. Это влияет на эффективную работу омбудсмена, его инициативность, активность и самостоятельность. В ст. 138 «Е» договора содержатся уточнения – с жалобой к омбудсмену возможно обратится непосредственно или через депутата Европарламента. Никаких отличий в юридическом аспекте нет. Однако уточнение свидетельствует о «парламентском духе» института омбудсмена и одновременно положительно влияет на сотрудничество между депутатами Европарламента и омбудсмена.
Омбудсмен ЕС также имеет право принимать жалобы на все факты ненадлежащего управления и нарушения прав человека за исключением случаев, когда все эти факты были предметом судебного рассмотрения. Если же омбудсмен выявит такие факты, он обращается в соответствующий институт с предложением рассмотреть на протяжении 3 месяцев вопрос о нарушении прав и свобод и информирует о мероприятиях, которые были предприняты для этого. Когда данные мероприятия омбудсмена не удовлетворяют, он обнародует данное нарушение в ежегодном докладе Европарламенту.
Институты и органы ЕС должны предоставлять омбудсмену сведенья, необходимые ему для рассмотрения обращения, обеспечить доступ к соответствующему делу. Отказ возможен лишь тогда, если это нужно для сохранения государственной тайны. Служебные органы ЕС обязаны по просьбе омбудсмена от имени и по поручению своих администраций предоставлять сведенья, соблюдая обязательство относительно сохранения профессиональной тайны. Если же омбудсмену нужна информация от государственных органов государств – членов ЕС, то они представляют их через постоянных представителей этих стран, за исключением той информации, которая, согласно с законодательными или иными решениями, считается тайной. Если же омбудсмен не получил информации от государств – членов ЕС, он информирует об этом Европарламент, который обязан принять соответствующие мероприятия.
Информация о работе Контрольные органы ЕС: Счётная палата и Омбутсмен