Контрольные органы ЕС: Счётная палата и Омбутсмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы указать исторические аспекты становления контроля в рамках ЕС, описать особенности и основные сферы деятельности Счетной палаты и омбудсмена. Указать этапы и исторические аспекты становления институтов омбудсмена и Счетной палаты.

Работа содержит 1 файл

!Контрольные органы ЕС Счётная палата Омбутсмен.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

                                                   Введение

 Некоторые авторы считают, что институты Европейского Союза не делятся на ветви власти.1 Однако большинство авторов считают, что в совокупности институтов Европейского Союза действуют как стойкий согласованный механизм, который саморегулируется и самоуправляется и воплощает в своей структуре своеобразное деление власти, предусмотренное для эффективного обслуживания динамического развития Европейского Союза. В деятельности каждого из институтов ЕС проявляются его специфические функции. В работе   подробнее рассматривая органы контроля, а именно Счетная палата и омбудсмен. Счетная палата – это специализированный орган, который призван оказывать помощь и другим институтам ЕС. Счетная палата – орган узкофункциональный. Объем его полномочий  и соответственно роль его в системе институтов ЕС значительно уступает той, которая принадлежит всем другим институтам. Тем не менее, благодаря своей независимости и объективности проводимых расследований и контроля, Счетная палата смогла утвердится как весьма авторитетный институт, хотя и действующий в узкоспециальной, но тем не менее жизненно важной области функционирования Сообществ и Союза. Некоторое представление об активности Счетной палаты дают статистические данные. Так, Счетной палатой было опубликовано в связи с исполнением бюджета 1997 г. 25 специальных докладов. Подготовлено в этих же временных рамках 14 докладов, касающихся деятельности различного рода агентств и учреждений, созданных ЕС или функционирующим благодаря  дотациям со стороны Сообществ. Ею также подготовлено несколько десятков заключений по вопросам функционирования органам  и институтов ЕС.

Европейский Союз является одной из самых влиятельных  организаций на континенте. Объединенные страны  вместе решают вопросы, и прежде всего вопросы экономического сотрудничества. Следует отметить, что именно этот аспект взаимодействия стал определяющим  в создании в 1957 года Европейского экономического сообщества. Но со временем интеграционные процессы приобрели все большего размаха, государства – участницы отошли от обычного понимания принципов объединения только на экономических принципах. Большого значения приобрело переосмысление  назначения  интеграционных организаций и перенесение акцента из исключительно частного, экономического аспектов к публичной стороне – то есть к политическому взаимодействию. И здесь на одно из первых мест вышел вопрос широкого обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина ЕС. Заимствованный из теории построения правового государства институт

 Омбудсмена  нашел воплощение в структурах  ЕС.  Следует отметить, что институт  омбудсмена создан в 1992 году  после подписания Маастрихтского  договора, однако более существенное  значение он приобрел в последние  годы. На это указывают следующие факты: если  в 1995г. количество жалоб составляло 298, то в 1998 г. – 1617.2

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что при заметном отчуждении аппарата государства от граждан, высоком  уровне коррупции,  правовом нигилизме обуславливается необходимость развития новых, независимых институций как Счетная палата и омбудсмен.

Цель  работы указать исторические аспекты  становления контроля в рамках ЕС, описать особенности и основные сферы деятельности Счетной палаты и омбудсмена. Указать этапы и исторические аспекты становления институтов омбудсмена и Счетной палаты.

Объектом  работы является  правовой статус контрольных органов ЕС.

Предметом является омбудсмен и Счетная палата.

Нормотворческой базой для написания работы стали: Договор о Европейском Союзе, Договор о создании европейского Сообщества, Ниццкий договор и т.д.

Научной основой стали труды таких  ученых как Алана Татама, Альваро  Хиль -Роблеса, Араха М., Бойцовой В.В., Грицяк И., Грачевой М.Е., Кашкина С.Ю., Кушниренко О., Маклаков В.В., Марцеляк О.В., Свободы П., Тароевой В.В., Опришко В.Ф. и т.д.

Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

 В  разделе 1 рассмотрено контрольные  органы в рамках ЕС, их исторические  аспекты становления.

В разделе 2 рассматривается правовой статус Счетной палаты, её история становления, особенности и основные сферы деятельности.

В разделе  3 рассмотрено статус омбудсмена, исторические этапы становления данного института.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                           Раздел  1 Контрольные органы в рамках Европейского  Союза

Исторические  аспекты становления  контроля в ЕС

            После образования Европейского  Союза в Сообществе действует «единственный институциональный механизм»(ст.3 ДЕС).3 Институтов ЕС сначала было 4, сейчас их 5: Европейский Парламент, Совет, Комиссия, Счетная палата. Однако существование учредительных договоров свидетельствует, что институтов значительно больше. Европейский совет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банкАгентство Евроатома, Политический комитет, Европол, Европейский контролер по защите данных и т.д. Омбудсмен ЕС, как контрольный орган, не уступает по своему значению Счетной палате. В юридической литературе исследования деятельности институтов европейского Союза занимаются такие авторы: С.Ю.Кашкин, Войтер Кернз, А.В.Омельченко, В.Ф. Опришко, Алан Татам, Т.К.Хартли, В.Е.Чиркин. Некоторые авторы считают, что институты Европейского Союза не делятся на ветви власти.4 Однако большинство авторов считают, что в совокупности институтов Европейского Союза действуют как стойкий согласованный механизм, который саморегулируется и самоуправляется и воплощает в своей структуре своеобразное деление власти, предусмотренное для эффективного обслуживания динамического развития Европейского Союза. В деятельности каждого из институтов ЕС проявляются его специфические функции. Так, Совет и Европейский Парламент – представительские органы, в функциях которых преобладают правотворческие принципы. Европейская Комиссия наделена  исполнительными функциями, хотя имеет большое влияние на законодательный процесс, поскольку является единым органом, который владеет правом законодательной инициативы и может выдавать акты в границах делегированного законодательства. Европейская Комиссия также имеет контрольные функции. Счетная палата представляет контрольную власть ЕС, поскольку обеспечивает проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов и органов ЕС. В юридической литературе  к контрольным органам ЕС относят Европейскую Комиссию, Суд ЕС, Счетная палата, Омбудсмен, Европейский контролер по защите данных. Разделение властей произошло не сразу. Так наднациональный Верховный орган ЭОВС – план Шумана  -  соединял обе функции. Он одобрял нормативные акты  и другие решения по предметах ведения ЕОВС и сам обеспечивал их выполнение. Но Римский договор 1957  был составлен из представителей национальных правительств Совета. Было образовано Комиссию, первоочередным заданием которого  было обеспечение применения договора и мероприятий, одобренных институтами. Будучи постоянным органом,  каждый член комиссии действует исключительно в общих интересах. Комиссия осуществляет текущее, ежедневное управление общественными процессами на всей территории ЕС, контролирует, а иногда привлекает к ответственности государства-члены и юридические лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение соответствующих предписаний права ЕС.5 Комиссия является коллективным органом, который действует на постоянной основе и представляет интересы исключительно европейской интеграции, воплощает её самобытность и обеспечивает достижения максимального исполнения обязательств государствами-членами. Комиссары являются гражданами государств-членов, каждое из которых имеет одного, а некоторые – 2 членов Комиссии.6 Комиссия делится на 24 генеральные дирекции, дирекции, службы, комитеты – отраслевые и профильные. Комиссия – мотор европейской интеграции, поскольку её заданием является создание условий, при которых происходит максимальное исполнение интеграционных обязательств со стороны государств. Комиссия имеет монополию на подготовку проектов нормативных актов, без которых Совет не имел бы оснований для своих заседаний. Комиссия принимает предписания для имплементации на основании полномочий, делегированных Советом. Комиссия имеет право издавать директивы о статусе государственных предприятий.

Комиссию  стоит считать контрольным органом  ЕС, поскольку он вправе осуществлять контроль. Комиссия осуществляет надзор  за соблюдением права ЕС. В случае нарушения государствами-членами права ЕС Комиссия должна подать жалобу в соответствии к ст.226 ДЕС.7 При отсутствии реагирования со стороны государства на решение по данному делу, ст.228 ДЕС, Комиссия может подать иск в Европейский суд, в котором содержится предложение о финансовых санкциях.

Комиссия  осуществляет надзор за исполнением  конкурентного права в широком  смысле. При этом при нарушении  права ЕС со стороны Совета, Европейского парламента, Европейского центрального банка Комиссия может подать иск в Европейский суд.8

Со времен основания в рамках ЕС функционируют  наднациональные органы правосудия, которые имеют контрольные функции, а также   принимают новые юридические нормы – прецедентное право ЕС.

В соответствии с принципом правового государства, суды Союза представляют отдельную  систему органов государственной  власти, независимую в своей деятельности от иных органов ЕС.

Сначала в текстах учредительных договоров  используется термин Суд, который позднее становится единым органом для всех трех сообществ и принимает официальное наименование «Суд европейских сообществ». После 1993 Суд, как и Совет, Комиссия, Европарламент, выступает как единый институт ЕС. Повышение авторитета Суда связано с принятием Амстердамского и Ниццкого договоров. Существует также трибунал первой инстанции – орган правосудия ЕС, который был основан с целью облегчить труд ЕС, освободив от наипростейших функций, которые не влекут  политических последствий. Целью создания судебных палат является намеренье облегчить работу Суда. Состав Суда образуется из двух категорий членов: судей и генеральных адвокатов. После вступления в Союз 3  новых государств было решено сохранить за 5 наибольшими странами  ЕС – ВБ, Испания, Италия, Франция, ФРГ – по одному постоянному адвокату, и 3 вакансии решено по очереди предоставлять гражданам других государств Союза.

Правозащитный механизм  ЕС является императивом  европейской политики, совокупностью  норм права ЕС, которые закрепляют важные и единые для всех стандарты поведения людей и граждан в обществе и т.д.

В каждом из 3 институтов Европейского сообщества издавна существовали собственные органы финансового контроля: в ЕОВС был единоличный аудитор, ЕЭС и Евроатом свои коллегиальные Аудиторские советы. В 1967 в связи со слиянием 3 сообществ, является единым контрольным органом в финансовой сфере стал Аудиторский совет.

Расширение  масштабов деятельности Европейских сообществ, которые обусловили рост количества и социального значения бюджета каждого из них, возникла необходимость в органе финансового контроля. С этой целью по предложению Комиссия, которая была одобрена Европарламентом по бюджетному контролю и руководителями  государств-членов Сообществ, в 1975 вместо бывшей Аудиторской палаты был основан новый орган финансового контроля – Счетная палата, через 2 года она начала свою работу. Прошло еще 17 лет и в 1992 году палата получила статус 5 института  Сообществ и Союза. В условиях существования собственных бюджетных средств палата призвана следить за их законным и правильным поступлением в бюджет и использованием.  Её деятельность обеспечивает также прозрачность и эффективность финансового менеджмента в целом. В состав Счетной палаты входят 15 членов,  назначенных сроком на 6 лет Советом после консультации с Парламентом. Главным полномочием выплывающим из задач Счетной палаты является осуществление аудита. В его рамках  проверяютс все доходы и расходы Сообществ и т.д. Предметом аудиторских проверок является не только правомерность, но и эффективность, целесообразность действий связанных с распоряжением средствами европейского бюджета. Объектом контроля со стороны палаты  выступает не только Комиссия, но и другие образования, которые  руководят доходами  или затратами от имени  Сообщества. Инспекторы Счетной палаты  имеют право осуществлять проверки на местах , в том числе по месту проживания любого физического или юридического лица, тем самым финансовый контроль имеет универсальный характер, охватывая всех субъектов частного и публичного права. Счетная палата подает ежегодный финансовый отчет, который содержит оценку правильности руководства финансами и подлежит опубликованию в Официальном журнале европейских сообществ.

В 2001 году палата получила право создавать  в своей структуре внутренние палаты для подготовки  отдельных категорий отчетов и выводов. Отставка (1999) стала ярким примером эффективности Европейской Счетной палаты в борьбе  с бесхозяйственностью на европейском на европейском уровне.

Европейский  Омбудсмен также принадлежит к контрольным органам Европейского Союза. Впервые институт Омбудсмена возник в Швеции с целью обеспечения правовой защиты  граждан. Для этого Омбудсмен наделен полномочий по осуществлению  контроля за судами. В своем развитии институт Омбудсмена перенял датскую модель. Таким способом обеспечивается сближение органов государственной власти с обществом и повышается прозрачность действий государственной администрации. В конечном итоге институт Омбудсмена получил почти неограниченную функцию  контроля за законностью действий орган исполнительной власти.

Информация о работе Контрольные органы ЕС: Счётная палата и Омбутсмен