Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:03, контрольная работа

Описание работы

Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообра¬зия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как спе¬цифические учреждения, создаваемые государствами за границей.

Содержание

Глава I. Историческое развитие консульского института и консульского права

Глава II. Консульские учреждения: порядок их создания, назначения консула и прекращение его функций

Глава III. Персонал консульского учреждения и консульские функции

Глава IV. Консульские иммунитеты и привилегии

Список использованной литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

консульские учереждения.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     За исключением указанных случаев, консульские должностные лица могут быть заключены в тюрьму или подлежат другим формам ограничений личной свободы только во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

     Следует отметить, что консульская  практика Российской Федерации  при заключении консульских конвенций  с другими государствами идет  по пути большей иммунизации  консульских должностных лиц, полного изъятия их вообще из-под юрисдикции государства пребывания, в том числе и уголовной юрисдикции.

    2.   Уведомление  об аресте,  предварительном заключении или судебном преследовании (ст.42). В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

3.  Иммунитет от юрисдикции (ст.43). Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций (за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом).

     Из этого положения следует,  что иммунитет от юрисдикции консульских должностных лиц имеет ограниченный функциональный характер, так как действует только при исполнении ими служебных обязанностей. Оно (положение) требует дополнительного разъяснения, толкования, так как весьма затруднительно его применение на практике в связи с тем, что, как правило, очень сложно определить ту грань, за которой кончаются служебные обязанности консульских должностных лиц.

     К этому следует добавить, что  многообразие допускаемых правонарушений  и невозможность в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого должностного лица, пользующегося функциональным иммунитетом, исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется также возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих представителей, и, с другой, - государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения.

     Как правило, на практике, при совершении консульским должностным лицом правонарушений Министерство иностранных дел всегда обращается к соответствующему консульскому учреждению или дипложматическому представительству иностранного государства с запросом: было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении служебных обязанностей. Естественно, во всех случаях, иногда даже вопреки здравому смыслу, ответ дается положительный, и вопрос о возможной уголовной ответственности консульского должностного лица снимается.

4.  Обязанность давать свидетельские показания (ст.44). Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это, возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

     Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

5. Налоговые изъятия (ст.49). Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания, налогов и сборов на частный доход, а также ряда других.

     Зарплата консульских должностных  лиц в стране пребывания освобождается  от налогов и сборов. Вместе  с тем работники консульских  учреждений, нанимая лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами этой страны на нанимателей. Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу, консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

6.  Освобождение от таможенных пошлин и досмотра (ст.50). Государство пребывания в соответствии с принятыми в нем законами и правилами разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;

б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Количество потребительских товаров не должно превышать количества, необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст. 50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для официального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когда есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако, должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

     Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажа консульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г.

7.  Наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей (ст.51). В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживавшего вместе с ним, государство пребывания:

а)  разрешает  вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;

б)  не взимает никаких государственных, районных или мукг-ципальпых налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

8.  Освобождение от личных повинностей и обложений (ст.52). Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.

      В заключение хочется отметить, что привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций. Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным. Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. особо подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульским должностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций от имени их государства. Право беспрепятственного сношения со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантиями нормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляют собой акт официального признания и уважения государством пребывания суверенитета аккредитующего государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 г.
  2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.
  3. Положение о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г.
  4. Положение о почетном консуле Российской Федерации 1998 г.
  5. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М.: 1990.
  6. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М.: 1999.
  7. Бирюков П.Н. Международное право. М.: 2000.
  8. Гельтман-Павлова И.В. Международное право. М.: 2006.
  9. Каламкарян Р.А, Мигачев Ю.И. Международное право. М.: 2005.

    10)Левина Л.Н. История международного права. М.: 2006.

    11)Международное право. Под редакцией К.А. Бекяшева. М.: 2003.

    12)Международное право. Под редакцией Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М.: 2004.

    13)Международное право. Под редакцией Ю.М. Колосова, Э.С.Кривчикова. М.: 2003.

    14)Международное право. Под редакцией Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.: 1998.

    15) Международное право. Под редакцией А.И. Микульшина. М.: 2005.

    16) Ушаков  Н.А. Международное право. М.: 2006.

 

Информация о работе Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты