Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:03, контрольная работа
Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообра¬зия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как спе¬цифические учреждения, создаваемые государствами за границей.
Глава I. Историческое развитие консульского института и консульского права
Глава II. Консульские учреждения: порядок их создания, назначения консула и прекращение его функций
Глава III. Персонал консульского учреждения и консульские функции
Глава IV. Консульские иммунитеты и привилегии
Список использованной литературы………………………………….
Федеральное агентство по образованию
Смоленский
государственный университет
Консульские
учреждения: порядок
создания, функции, привилегии
и иммунитеты.
студентки 5 курса
исторического факультета
очного отделения
Бондаренковой Юлии
Васильевны
Научный руководитель
Игнатенкова
И.А.
Смоленск
2009
Содержание
Глава
I. Историческое
развитие консульского института и консульского
права
Глава
II. Консульские
учреждения: порядок их создания, назначения
консула и прекращение его функций
Глава
III. Персонал
консульского учреждения и консульские функции
Глава
IV. Консульские
иммунитеты и привилегии
Список
использованной литературы………………………………….
Глава I. Историческое развитие консульского института и консульского права
Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как специфические учреждения, создаваемые государствами за границей.
Консульские отношения начали складываться
задолго до того, как возник институт дипломатических
представительств. В их современном виде
консульские отношения являются продуктом
длительной исторической эволюции, у истоков
которой стояли потребности торговли
и мореплавания.
Зачатки консульской деятельности восходят еще к древности.
В греческих городах-полисах сложилась практика проксении — оказания покровительства со стороны знатных жителей иностранцам, посещавшим полисы. Функции проксена были обширны: от наблюдения за продажей товаров до обеспечения иностранцам доступа в храмы для отправления религиозных обрядов. В Древнем Риме близкую к проксенам роль выполняли патроны, поначалу выбиравшиеся иностранцами из числа знатных патрициев, назначенных сенатом. В конце III иска до н.э. возник институт иностранных преторов (ргаеtor реregrinus) - чиновников, занимавшихся урегулированием споров, в которых одна или обе стороны были иностранцами. От римлян идет и современное название консульского института: consules— люди совета. И греческие проксены, и римские преторы-перегринус были лишь прообразом позднейших консулов. Они являлись органами местного, и не иностранного государства.
В Средние пека заметным явлением в развитии консульского института явились торговые суды, носившие название консульских судов, а судьи — консулов. Они учреждались в торговых и прибрежных городах Средиземноморья. В результате крестовых походов XI-XII веков эта практика, распространилась и на страны Востока, куда вслед за рыцарями-крестоносцами хлынули итальянские, а позднее французские и испанские купцы. Они сами избирали себе судей-консулов либо их назначение делалось метрополией. Характерной особенностью таких консулов было наличие у них судебных функции. После падения власти крестоносцев европейские государства стали заключать договоры с государствами Востока, закрепляя в них права своих купцов, включая право на учреждение консульств. В Х1-ХУ1 исках почти все страны Европы имели своих консулов в иностранных государствах. В то время появляются сборники законов, в которых затрагиваются консульские вопросы: Табула амальфита (XV в.), Олеронские списки (Х1-ХН вв.), Консолато дель маре (ХП1-Х1У вв.), Морские законы Висби (Х1П-Х1У вв.). В этот период и позже стали заключаться договоры между христианскими странами и мусульманскими монархиями, подучившие название капитуляций, в силу которых иностранные консулы, например в Турции, приобрели права гражданской и уголовной юрисдикции над своими соотечественниками.
С распространением в конце XVI — начале XVII века практики учреждения посольств значение консульского института начало уменьшаться, и во франко-голландском договоре 1739 года было предусмотрено, что впредь консулы «не будут приниматься ни одной из сторон». Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполитическими вопросами, не обеспечивали торговых и других подобных интересов, и со второй половины XVII века вернулись к испытанному на практике институту консульств. В 1769 году была заключена первая консульская конвенция — франко-испанская.
В XVIII-Х1Х веках и начале XX века росло число консульств, закреплялось их деление на штатные и нештатные, в ряде стран реформировались консульские службы, издавались консульские уставы. В первой половине XX века получает распространение практика создания консульских отделов посольств. В этот же период заключаются отдельные соглашения многостороннего характера (межамериканская Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.), предпринимается попытка, правда безуспешная, кодификации консульского права по линии Лиги Наций, усложняются политические функции консулов.
В России первый Консульский устав был принят в 1820 году, после чего в него неоднократно вносились изменения; в 1903 году он был заменен новым уставом, действовавшим до 1917 года. Первое российское консульство было учреждено в 1707 году в Амстердаме.
После 1917 года предпринимались попытки урегулировать вопросы консульской службы РСФСР путем издания инструкций, декретов и т.п. актов. Только после нормализации в середине 20-х годов отношений с большинством государств стала развиваться консульская сеть СССР; в 1926 году был принят Консульский устав СССР, который в 1976 году был заменен новым.
Консульская служба России после распада СССР в 1991 году предстает как весьма развитая. На конец XX века функционируют 214 консульских учреждений МИД России: свыше 100 консульских отделов посольств, около 70 генеральных консульств, 2 консульства. В регионах России работают представительства МИД РФ, которые в рамках оказания субъектам Федерации содействия в развитии международных и внешнеэкономических связей с зарубежьем осуществляют и некоторые консульские функции.
Важнейшим направлением, по которому ведется
работа как посольствами России, так и
ее консульствами в странах, ранее входивших
в состав СССР, является защита интересов
своих граждан. Для координации консульской
деятельности создан Консультативный
совет руководителей консульских служб
МИД стран СНГ. По сравнению с тем, что
было свойственно консульской службе
СССР, у России сменилась ориентация консульской
работы. Основной функцией стала защита
прав и интересов российских граждан за
рубежом, тогда как раньше на первое место
ставились потребности государства. Новым
направлением для деятельности российской
консульской службы является участие
в обслуживании сферы бизнеса.
Глава II. Консульские учреждения: порядок их создания и назначения консула
Деятельность дипломатических представительств
связана прежде всего с политическими
аспектами международных отношений. Консульские
же учреждения как особые органы внешних
сношений за рубежом создаются государствами
для поддержания и развития экономических,
правовых и иных производных от них связей.
Согласие, данное на установление дипломатических отношений между государствами, означает, если иное не оговорено, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений (п.3 ст.2 Венской конвенции).
В отличие от дипломатического представительства, которое ведает всем, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет специальную компетенцию только в пределах отведенного ему консульского округа, Отсюда и еще одна особенность консульств - поддерживать отношения только с властями своего консульского округа.
Следует отметить, что термины "консульские учреждения" и "консульские представительства", которые употребляются в теории и на практике, в принципе правомерны и почти равнозначны. Небольшое отличие состоит лишь в том, что консульские учреждения в целом можно подразделить на консульские отделы дипломатических представительств и существующие отдельно консульские учреждения.
Правовой основой деятельности консульских учреждений являются международные соглашения, внутригосударственное законодательство и в отдельных случаях - международный обычай. Многосторонним соглашением, регламентирующим консульскую службу государств, стала Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которую СССР ратифицировал лишь в 1989 г.
Весьма развита практика, заключения между государствами двусторонних консульских конвенций, в которых подробно регулируются вопросы консульских отношений между договаривающимися сторонами. Россия заключила консульские конвенции более чем с 70 государствами. Например, Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Гана от 22 февраля 1985 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22 мая 1992 г., Консульская конвенция между РФ и Украиной от 15 января 1993 г. Кроме того, почти все государства имеют свои консульские уставы и иные нормативные акты, специально регулирующие вопросы консульской службы. Указом Президента России от 5 ноября 1998 г. утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации.
В мировой практике общепринято установление следующих консульских учреждений: а) генеральных консульств; б) консульств; в) вице-консульств; г) консульских агентств. Их возглавляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы и консульские агенты. Обычно под термином "консул" как собирательным понимают любого из перечисленных глав консульских учреждений, а также заведующего консульским отделом дипломатического представительства. В консульских отношениях Российской Федерации, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют генеральные консульства: в Санкт-Петербурге – США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Франции и ряда других стран; в Пскове – Латвии; в Астрахани – Ирана; в Екатеринбурге – США и Великобритании; в Тюмени – Украины; в Новосибирске – ФРГ; в Иркутске – Монголии; в Хабаровске – КНР; во Владивостоке – США, Японии и т.д.
Консулы бывают штатные и нештатные (почетные). Нештатные в отличие от штатных не состоят на государственной службе. Ими могут быть как собственные граждане, так и иностранцы. Нештатные консулы не получают регулярной заработной платы за выполнение консульских функций. Но им разрешено заниматься коммерческой деятельностью.
В России институт нештатных консулов появился во второй половине XVIII в. Например, в 1767 г. российским консулом во французском г. Бордо стал шведский подданный Арвид Витфот, который в своем прощении на имя императрицы Екатерины Великой указывал, что знает торговое дело, имеет торговый дом в Бордо и согласен служить без жалованья. В ХIХ-ХХ вв. Россия имела широкую сеть нештатных консулов за границей. А вот Советский Союз полностью отказался от услуг нештатных консулов. Лишь в 1990 г. появилось первое почетное консульство СССР в Боливии. Ныне Россия все шире использует институт нештатных консулов. В 1999 г. в 14 странах мира действовало 24 почетных консула Российской Федерации.
13 октября 1998 г. утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации. Документ определяет задачи и организацию деятельности почетного консула России, его функции в отношении граждан и юридических лиц, морских и воздушных судов, автомобильного и железнодорожного транспорта, судов речного флота Российской Федерации, по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране, по сохранности консульской корреспонденции и отчетности почетного консула.
Информация о работе Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты