Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:03, контрольная работа
Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообра¬зия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как спе¬цифические учреждения, создаваемые государствами за границей.
Глава I. Историческое развитие консульского института и консульского права
Глава II. Консульские учреждения: порядок их создания, назначения консула и прекращение его функций
Глава III. Персонал консульского учреждения и консульские функции
Глава IV. Консульские иммунитеты и привилегии
Список использованной литературы………………………………….
Глава IV. Консульские иммунитеты и привилегии
Консульские иммунитеты и привилегии - это совокупность особых прав, преимуществ и льгот, которые предоставляются иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, определяемом договорами и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.
С тех пор, как существует институт консульства, консулы всегда пользовались особым статусом. Их иммунитеты и привилегии постепенно расширялись. Тем не менее они не смогли сравняться с иммунитетами и привилегиями дипломатов. Основное отличие состоит в том, что консульские иммунитеты и привилегии носят функциональный характер. Это значит, что они предоставляются консулам не во всех-случаях, а только тогда, когда они совершают действия в рамках своих официальных служебных обязанностей. Это отражено в Венской конвенции 1963 г. В то же время в практике ряда государств прослеживается тенденция к приближению, а то и к полному совпадению иммунитетов и привилегий консульств и их должностных лиц с дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Консульские иммунитеты и привилегии можно подразделить на:
а) иммунитеты и привилегии консульских учреждений;
б) личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц и служащих.
Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.) пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
1. Пользование государственным флагом и гербом (ст.29). Государственный флат представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.
2. Обеспечение помещениями (ст.30). Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем.
3. Неприкосновенность консульских помещений (ст.31). Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1936 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях). По существу, это добавление сводит на нет принцип неприкосновенности консульских помещений. Однако на практике нарушение неприкосновенности консульских помещений может быть оправданным в случае форс-мажорных обстоятельств (пожара, наводнения, землетрясения и пр.), если консульское учреждение занимает только часть здания, в котором находятся также и жилые или служебные помещения лиц государства пребывания.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства. Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд. В случае необходимости отчуждения помещений для указанных выше целей принимаются все возможные меры во избежание нарушения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается соответствующая и аффективная компенсация.
4. Освобождение консульских помещений от налогов (ст.32). Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
5. Неприкосновенность консульского архива и документов (ст.33). Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.
6. Свобода передвижений (ст.34). Государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.
7. Свобода сношений (ст.35). Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Это положение дает возможность, по существу, в любое время государству пребывания прервать свободные сношения консульского учреждения со своим дипломатическим представительством или другим консульским учреждением, подвергает угрозе беспрепятственное осуществление его функций и создает значительные трудности для его работы.
Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования.
Консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания. При выполнении своих функций он должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит пи аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме. Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено. Он снабжается официальным документом с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается консульским курьером. По согласованию с компетентными местными властями консульское учреждение может направить одного из своих работников принять вализу непосредственно и беспрепятственно от командира судна или самолета.
8) Сношения и контакты с гражданами представляемого государства (ст.36). В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:
а) консульские должностные лица могут свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами представляемого государства и доступа к ним;
б) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен, в тюрьму или взят пол стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанного, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению. Указанные органы должны безотлагательно сообщать этому лицу о нравах, которые оно имеет согласно международному праву;
в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеют право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Они также имеют право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения. Тем не менее консульские должностные лица должны воздерживаться выступать от имени гражданина, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, если он определенно возражает против этого. В настоящее время это положение является естественной нормой отношений консульского должностного лица и местных властей в любом государстве. Вместе с тем следует подчеркнуть, что эти правила (предусмотренные ст.36) консульские должностные лица должны осуществлять в точном соответствии с законами и правилами, действующими в государстве пребывания.
9. Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов (ст.37). При наличии соответствующей информации у компетентных властей государства пребывания эти власти обязаны:
а) в случае смерти гражданина представляемого государства безотлагательно уведомить об этом консульское учреждение, в округе которого произошла смерть;
б) безотлагательно уведомить компетентное консульское учреждение о любом случае, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося гражданином представляемого государства. Однако предоставление этой информации не должно препятствовать применению законов и правил государства пребывания в том, что касается таких назначении;
в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальных или внутренних водах государства пребывания или если самолет, зарегистрированный в представляемом государстве, потерпел аварию на территории государства пребывания, безотлагательно уведомить об атом ближайшее к месту происшествия консульское учреждение.
Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений в соответствии с Венской конвенцией имеют преимущества, привилегии и иммунитеты.
Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвекции, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.
Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему привилегий и иммунитетов или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от того, что имело место позднее.
Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, обычно прекращаются с момента, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта.
Что касается членов семьи работника консульского учреждения, то их привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть членами семьи работника консульского учреждения. Однако если такие лица намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.
В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания.
Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства, Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций.
Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений являются следующими.
1. Личная неприкосновенность консульских должностных лиц (ст.41). Консульские должностные лица подлежат аресту и предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица по указанным основаниям, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.
Информация о работе Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты