Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:53, контрольная работа
Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной и религиозной спецификой той или иной цивилизации.
Такое сопоставление государственно-правовых институтов, принципов и норм основывается на сравнительно-историческом методе познания.
Введение.
1. Общая характеристика прав человека и прав гражданина.
2. Правовая природа личных (гражданских) прав и свобод по конституции США.
3. Закрепление социально-правовых гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Весьма показательны соответственно ст. 8: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения. Для собраний, проводимых вне помещений, это право может быть ограничено законом или на основании закона», ст. 9: «Все немцы имеют право создавать союзы и общества. Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются» и ст. 10: «Тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи неприкосновенна. Ограничения могут быть установлены только на основании закона. Если конкретное ограничение служит защите основ свободного демократического строя или существования Федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности, то закон может предусмотреть, что факт ограничения не сообщается заинтересованному лицу и что вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных и вспомогательных органов, формируемых народным представительством».
Таким образом, можно увидеть, что в Германии юридическая техника закрепления ограничений конституционных прав отработана достаточно четко. По поводу каждого права здесь же, в той же конституционной норме, содержится прямая оговорка общего характера.
Существование института ограничения прав и свобод имеет право быть при условии надлежащего функционирования конституционного правосудия.
В этом можно убедиться, если посмотреть, какие, например, полномочия предоставляются Конституционному Суду Германии. Статься 181 Конституции устанавливает: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (статья 16 а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда».
Что касается Конституции РФ, то она предусматривает такую норму (ч. 3 ст. 56), согласно которой перечисленные в ней права и свободы не подлежат ограничению вообще, даже при чрезвычайных обстоятельствах (например право на жизнь, на охрану достоинства личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др).
При этом в группу «неприкосновенных» есть и такие права, как право на суд присяжных, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
Таким образом, критерии, которые российский законодатель положил в основу деления прав на те, которые могут быть ограничены, и те, которые ограничению не подлежат, - иные.
Таким образом, российская Конституция, в отличии Конституции Германии, пошла по пути формулирования общих норм, предусматривающих возможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина и введения этих возможностей в определенные рамки.
Заключение.
Права человека, их назначение – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, философской и религиозной мысли.
В различные эпохи эта политико-
Актуальность прав человека и основных свобод как фундаментальных ценностей современной цивилизации сложно переоценить, они имеют существенно важное значение для международных отношений в XXI веке, принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права.
Как мы уже смогли заметить, способы и объемы закрепления личных (гражданских) прав и свобод в конституциях рассмотренных государств неодинаковы.
В Конституции США закреплен только минимальный необходимый перечень указанных прав, в то время как в Конституции Германии в системе основных прав личные права и обязанности получили более широкую конституционно-правовую регламентацию.
При этом, Конституция Германии предусмотрела специальные раздел, посвященный правам человека и гражданина, подобно тому как в Конституции РФ правам человека и гражданина отведен вторая глава первого раздела Конституции.
Конституция США подобного раздела не предусматривает, личные и иные права человека отражены в десяти поправках к Конституции США.
Закрепив в Конституции США и Поправках к ней личные права и свободы законодатель стремился показать демократический характер государства, ориентированный на обеспечение личной свободы человека: свобода слова, свобода совести, гарантия неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов.
Конституция Германии более современна в объеме отраженных в ней прав и закрепляет достаточно широкий перечень личных прав и свобод, среди которых можно назвать: право на личную свободу и равенство, свободное развитие личности, свобода передвижения, свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести, свобода искусства, науки, исследования и преподавания.
Совершенно иной подход к пониманию
прав и свобод человека и гражданина
представлен в Конституции
Впервые провозглашён принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Становление института прав человека
в его современном понимании
в российском государстве произошло
не так давно, главная причина
этому – особенности
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода, новая Конституция РФ ознаменовала отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.
Необходимо отметить, что межу конституцией России и Конституцией Германии есть много общего. Оба документа были приняты относительно недавно (1949г. и 1993г.). Обе конституции ознаменовывают переход государства от авторитарно-тоталитарной системы к демократичному обществу, от империи к современному федеративному государству.
При этом в конституциях закреплялись новые ценности, вокруг которых должны было объединиться общество.
В отличии от других европейских государств, у которых универсальные ценности соответствуют их национальной истории, у России и Германии они находятся в резком противоречии с ней.
Новое демократическое немецкое государство пошло по пути поиска своей идентичности не в национальной истории, а в новой государственной конституции. Национальный патриотизм стал конституционным патриотизмом.
Схожая ситуация наблюдается и
в России. Как и в Германии,
принятие нашей конституции являлось
не актом народного
Конституция Российской Федерации, как и Конституция Германии, провозглашает наши страны социальными государствами. Однако для большинства населения этот принцип пока не осуществляется по целому ряду причин, указанных, в том числе, и в данной работе.
Подробный же перечень социальных прав и способы их защиты в Германии большей частью закрепляются в конституции отдельных земель и в судебной практике, а в Российской Федерации – в федеральных законах и в отраслевых законодательствах.
Выполнение государством декларируемых в конституции социальных обязанностей возможно только при социальном правовом государстве, закрепленном не «де юре», а «де факто», а построение системы защиты прав и свобод необходимо осуществлять на принципах равенства, солидарности, эквивалентности и поддержания жизненного стандарта.
Список используемой литературы:
1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/
2 Давид Р., Жаффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. – М: Международные отношения. 1996. С 1
3 Медведев Д.А. Россия, вперед!//http://www.kremlin.
4 Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А.. Конституционное прав на жизнь и правовой статус эмбриона человек// Медицинское право 2006, N 2
5 Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях конституционного суда // Российская юстиция. 2002. № 8.