Конституционные личные (гражданские) права и свободы в США и Германии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной и религиозной спецификой той или иной цивилизации.
Такое сопоставление государственно-правовых институтов, принципов и норм основывается на сравнительно-историческом методе познания.

Содержание

Введение.
1. Общая характеристика прав человека и прав гражданина.
2. Правовая природа личных (гражданских) прав и свобод по конституции США.
3. Закрепление социально-правовых гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

01_Контрольная работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Комплекс мер направленный на защиту и охрану личной свободы предусмотрен также Конституцией США и поправкам к ней.

К примеру, законодательно дано базовое  понятие «надлежащей правовой процедуры».

Поправка XIV к Конституции США гласит, что никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства.  Более детальная регламентация «надлежащей правовой процедуры» применима к уголовному судопроизводству. Так, Пятая, Шестая Поправка включает право обвиняемого в совершении преступления. Караемого смертной казнью или иного позорящего преступления на вынесение обвинительного заключения большим жюри, за исключением дел, возбужденных в сухопутных и морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу. Так предусмотрено право на быстрое и публичное рассмотрение дела судом присяжных. При этом такое право имеют и стороны в гражданском судопроизводстве.

Обвиняемому должен знать, в чем он обвиняется (что именно ему инкриминируется, сущность обвинительного заключения). Ему гарантировано право на квалифицированную юридическую помощь (право на адвоката), право на участие в допросе свидетелей, право требования принудительного вызова свидетелей, право не давать показания против себя (Пятая и Шестая Поправка к Конституции США).

Пятой и Восьмой Поправками к  Конституции США предусмотрен запрет на недопустимость применения повторного наказания за одно и то же преступление, на применение жестких и необычных наказаний.

Право на хранение и ношение  оружия.

К неотъемлемым правам Американской нации, Вторая Поправка к Конституции  относит право на хранение и ношение  оружия.

Возведение упомянутого права  в ранг конституционных прав, можно  попытаться объяснить историческими  причинами, в силу которых у американцев «в крови» с рождения естественное желание обладать оружием.

На федеральном уровне детально и четко закреплена процедура  контроля в области оборота оружия.

Как мы уже заметили, институт гражданских прав и свобод в Соединенных Штатах играет важную и неоднозначную роль в конституционном праве своей страны. Он сформировался на основе богатого исторического, политического и правового европейского наследия.

Нормы, регулирующие гражданские права  и свободы, находятся в постоянном движении, и основную роль здесь  играют решения и толкования Верховного суда США. Это обусловлено тем, что принятые почти триста лет назад конституционно-правовые нормы перестали отвечать запросам динамично развивающегося общества, и поэтому они дополняются законодательным путем и, прежде всего, путем судебных толкований.

Наиболее важные нормы, регламентирующие гражданские права и свободы, содержатся в Первой Поправке к Конституции США, регламентирующей свободу религии, слова, печати, собраний. Она выступает как правовая, вернее, конституционная, основа процесса формирования и функционирования всех негосударственных органов и организаций, как исходная юридическая база для разработки и издания, различных нормативно-правовых актов, регламентирующих внутреннюю жизнь и деятельность данных институтов. Будучи важной формой защиты гражданских прав и свобод, Первая Поправка отражает принципы естественного права и свободного правительства, которые сыграли огромную роль в формировании концепции американских гражданских прав и свобод.

 

 

 

3. Закрепление социально-правовых гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.

Базовым принципом законодательства Германии признаётся соблюдение прав и свобод человека: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью взаимодействия международного сообщества.

В разные исторические эпохи набор  прав и свобод человека в основных нормативно-правовых актах обоих государств был неодинаков.

Так, в Германии возникновение института  основных прав и свобод началось в  конце XVIII века вместе с распространением учений о свободе человека. Развитие основных прав и свобод в XIX веке происходило отдельно в южных и северных землях Германии. В то время закрепление правового статуса личности в Конституциях XIX века происходило через призму конституционной монархии, существовавшей в Германии. Считалось, что права и свободы даруются человеку монархом, им же они могут быть в любое время отобраны.

В политическом же процессе провозглашение основных прав и свобод играло «руководящую»  роль: определялся курс движения к  правовому государству и становлению  гражданского общества.

После революции 1848 года развитие основных прав и свобод шло стремительными темпами. Своей главной задачей новое правительство считало разработать каталог прав человека и гражданина по образцу американской и французской революции.

Дальнейшее развитие прав и свобод связано с Веймарской Конституцией.

Конституция 1919 года закрепляли такие  права, как равноправие граждан, свобода передвижения и выбора места  жительства, свобода личности, неприкосновенность жилища, гарантии тайны переписки, свобода  мысли и слова, свобода религиозных  убеждений, право на объединение, право обжалования действий органов государственной власти в суде.

Однако, несмотря на закрепление широкого круга прав и свобод в Конституции, реализация и соблюдение их на практике было затруднено: многие положения  носили лишь декларативный характер.

Своё новое развитие институт прав и свобод в Германии получил с  принятием в 1949 года новой Конституции. Одной из важнейших задач того времени было возрождение в полной мере государственного федерализма, а  также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в  Веймарской Конституции.

В первой главе Конституции  Германии закреплены основные права человека посвящен целый раздел, что подчеркивает важность и соблюдения в современной Германии.

К примеру, неприкосновенные, неотчуждаемые  права человека признаются основой  всякого человеческого общества и справедливости в мире (ст. 1 Конституции Германии). За гражданами закрепляются свободы совести, вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессий. Гарантируется свобода и неприкосновенность собственности. Но вместе с тем декларируется, что собственность обязывает, и пользование ею должно служить общему благу (ст.14 Конституции Германии).

Важной конституционной оговоркой  является положение о том, что  демократические права и свободы  не могут использоваться для борьбы против свободного демократического порядка (ст. 18 Конституции Германии), возможность лишения основных политических прав, а также гарантий тайны переписки и т. п. определяются специальными институтами конституционного контроля.

Эти права не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Гарантией  их реализации является существующая судебная система во главе с  Конституционным Судом Германии, в который может обратиться каждый, кто считает, что его конституционное право нарушено публичной властью (ст. 93 Конституции Германии).

Для защиты субъективных прав служат гражданский, третейский, трудовой, административный, финансовый, социальный, патентный суды. Судебная деятельность регламентируется Конституцией, Законом о судоустройстве, Законом о судьях, Уставом о гражданском судопроизводстве, законами о трудовом, административном, социальном, финансовом судах и другими законодательными актами (раздел IX «Правосудие» Конституции Германии).

В Конституции Германии заложены идеологическое обоснование прав человека, как учения о естественных, прирождённых, правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти, задача которой, в свою очередь, обеспечение прав, данных человеку природой.

Необходимо отметить, что естественно-правовая теория к пониманию природы прав человека и взаимоотношения государства и личности, нашла своё отражение и в конституции США.

Регулируя правовой статус личности, Конституция Германии уделяет особое внимание политическим и личным свободам, а также закрепляет и социально-экономические  права, которые в период с 1949 года были существенно развиты и дополнены  текущим законодательством.

Как уже упоминалось выше, социальное правовое государство как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст. 20 и 28 Конституции Германии.

Фундаментальными принципами Конституции Германии являются идеи свободного правового и социального государства, среди которых выделяются принципы свободы, демократии и обеспечения, основных прав, а также федеративный характер Германии.

Первый раздел Конституции посвящается правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями.

В частности провозглашаются ненарушимость человеческого достоинства, неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека (ст. 1 Конституции Германии), среди которых – право на жизнь (как мы видим в Конституции США право на жизнь не задекларировано, а содержит нормы гарантии охраны прав на жизнь) и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом.

Среди других прав, не так подробно представленных в Конституции Германии – свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на законного судью и пр.

В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в Германии не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Защита социальных прав не получила в Конституции Германии значительного места, социальные права закрепляются самим фактом провозглашения Германии демократическим и социальным федеративным государством (ст. 20 Конституции Германии).

Более подробно защита социальных прав закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда, и непосредственно действующими в Германии нормами международного права о правах человека.

Например, закрепленное в Конституции  право на жизнь и личное достоинство трактуется Федеральным конституционным судом как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.

Принятый в Германии принцип  гласит: жизнь человека начинается с момента оплодотворения.

Председатель Федерального Конституционного Суда ФРГ, доктор права, профессор Ю. Лимбах отмечает, что в решениях Федерального Конституционного Суда ФРГ в качестве важнейших целей социального государства называются: забота о нуждающихся людях (социальное пособие); гарантия прожиточного минимума, достойного человека; учет интересов слабых в социальном отношении людей; забота о существовании в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, а в литературе к приведенному перечню добавляется еще повышение благосостояния. 5

Таким образом, демократический характер государства Германии рассматривается Конституцией в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на вопрос о возможности ограничения конституционных прав и свобод, которым придается особое значение, которые ставятся по определению в высокое положение, которые и защищаются самым тщательным образом.

Ст. 2 Конституции Германии гласит: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон.

Каждый имеет право на жизнь  и физическую неприкосновенность.

Свобода личности ненарушима. Вмешательство  в эти права допускается только на основании закона».

Ст. 5 той же Конституции гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются. Цензуры не существует. Границы этих прав устанавливаются предписаниями общих законов, законодательными постановлениями об охране молодежи и правом, обеспечивающим уважение к личности. Искусство и наука, исследование и преподавание свободны. Свобода преподавания не снимает обязанности быть верным Конституции».

Информация о работе Конституционные личные (гражданские) права и свободы в США и Германии: сравнительный анализ