Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации……………………………………………….6
Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ……………………………………………………………………...6
Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………………9
Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………….13
Глава 2. Конституционно-правовая регламентация статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16
2.1. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16
2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………..20
2.3. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев………………………23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-КОНСТ.ПРАВО.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

11) получение содействия  в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) содействие федерального  органа исполнительной власти  по миграционной службе в получении  сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный  орган федерального органа исполнительной  власти по миграционной службе  по месту пребывания лица и  членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

14) обращение с заявлением  о предоставлении права на  постоянное проживание на территории  Российской Федерации или на  приобретение гражданства Российской  Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной  деятельности наравне с гражданами  Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение  в государство своей гражданской  принадлежности (своего прежнего  обычного местожительства);

17) выезд на место  жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены  его семьи обязаны:14

1) соблюдать Конституцию  Российской Федерации, настоящий  Федеральный закон, другие федеральные  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  а также законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный  порядок проживания и выполнять  установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение  семи дней в территориальный  орган федерального органа исполнительной  власти по миграционной службе  сведения об изменении фамилии,  имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении  переменить место пребывания  на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета  в территориальном органе федерального  органа исполнительной власти  по миграционной службе при  перемене места пребывания и  в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;

7) проходить ежегодный  переучет в сроки, устанавливаемые  территориальным органом федерального  органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец  имеет право: 15

1) самостоятельно выбрать  место жительства на территории  Российской Федерации, в том  числе в одном из населенных  пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы;

2) при отсутствии возможности  самостоятельного определения своего  нового места жительства на  территории Российской Федерации  получить у федерального органа  миграционной службы или территориального  органа миграционной службы в  порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия  в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Вынужденный переселенец  обязан:16 - соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; - соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; - при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; - проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

 

2.2. Правовые  проблемы реализации статуса  беженцев и вынужденных переселенцев

Чтобы решение о предоставлении статуса принималось на основе объективных данных, ответственным лицам необходимо иметь надежные источники информации о положении в местах исхода беженцев. Неправительственные организации основным источником информации называют Управление Верховного комиссара ООН. А по сведениям, полученным из самих представительств УВКБ ООН, за информацией к ним чаще обращаются правозащитники и юристы, оказывающие помощь беженцам, а не миграционные службы. Довольно редко органы миграции учитывают мнение экспертов, ученых; их оценки не принимаются во внимание. Власти, определяя статус, с большим доверием относятся к полученным из страны исхода сведениям, которые не могут служить адекватной информацией и должны использоваться с большой осторожностью.

Как правило, от ходатайствующих о предоставлении статуса требуют подтверждения того, что они подвергались преследованиям в прошлом. Если это и не обязательно, то уж во всяком случае, весьма желательно при определении статуса. Однако существует большая категория лиц, ищущих убежище, которым реальная опасность возвращения служит достаточным обоснованием для обращения за статусом беженца. Все это принимается во внимание весьма в малой степени.

Фактически почти не используется возможность применения процедуры, когда статус предоставляется без личных бесед на основании общеизвестных фактов относительно места, откуда человек прибыл. Такая процедура применялась прежде, в советское или непосредственно последовавшее за распадом СССР время, до присоединения наших государств к Конвенции 1951 г. и до появления соответствующего внутреннего законодательства. Таким образом получили статус беженцы из Армении в Азербайджане и беженцы из Азербайджана в Армении и России.

Не всегда очевидна возможность  обжалования отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца и доступность процедуры обжалования.

Есть еще один момент, который необходимо учитывать: на постсоветском  пространстве нет традиции обращения  в суд. Приходится убеждать не только беженцев, но и официальных лиц, что  это единственный цивилизованный способ разрешения конфликтов, что отношения в судебном процессе не надо переносить в сферу личных отношений. Более того, иногда при отсутствии отработанной законодательной базы чиновник заинтересован в судебном решении, снимающем с него груз ответственности.

Особенно важным становится квалифицированное применение критерия определения статуса беженца: создание эффективных, детально разработанных  процедур, позволяющих наиболее точно  выяснить, удовлетворяет ли заявитель  определению Конвенции 1951 г.

Основная часть процедуры определения статуса беженца — доказательство того, что ходатайствующий действительно соответствует определению беженца. В этом смысле критерий, или стандарт доказательства, обоснованности ходатайства о предоставлении статуса — одна из важнейших задач, которую нужно научиться решать.

Еще одна проблема, которая  возникает при детализации законодательных  актов, - это их согласованность между  собой, унификация юридической терминологии. Допускается, что в различных отраслях права могут неодинаково пониматься омонимичные термины. Даже внутриотраслевая терминология может иметь свои нюансы в зависимости от конкретного правоотношения. На это уже не раз обращалось внимание в юридической литературе, поэтому законодатель пошел по пути описания в самом законе терминов, используемых в его тексте.

Судебная практика, связанная  с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, относительна невелика. Все дела с  участием беженцев и вынужденных  переселенцев условно можно подразделить на две группы. Во-первых, это рассмотрение требований о предоставлении статуса беженцев или вынужденных переселенцев. Во-вторых, это дела, связанные с реализацией прав указанной категории граждан (трудовых, жилищных и т. п.). 17

Проблемой правового  статуса беженца и вынужденного переселенца является так же и то, что, в виду пробелов правового регулирования и несовершенства правовой базы, в законодательстве Российской Федерации достаточно поверхностно определен статус указанных категорий лиц. В связи с этим, часто встречаются отказы в предоставлении статуса беженца и вынужденного переселенца.

Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет  сведений об угрозе жизни, насилии или  дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.

Существует так же острая проблема в своевременности  обращения мигрантов о продлении  статуса. Продление статуса дает возможность пользования льготами, которые для неимущей части мигрантов чрезвычайно важны. В тоже время, необходимо признать, что для большинства вынужденных переселенцев и беженцев, не получивших за период проживания необходимой и законной помощи, право на продление статуса является справедливым и правомерным.

 

2.3. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев

В большей или меньшей  степени беженцы и вынужденные переселенцы, находящиеся на территории РФ, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии — это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии — это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

Часть вторая ст. 45 Конституции  РФ определяет, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку «каждый вправе», подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т. е. право на самозащиту распространяется, в том числе и на беженцев.

Таким образом, самозащита — это субъективное право и  юридическая гарантия осуществления  прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.

Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого  на самозащиту прав и свобод, в текущем  законодательстве оно детальной регламентации (например, в федеральном законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в РФ большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права.

Такие категории населения РФ, как беженцы и вынужденные переселенцы, также обладают правом на самозащиту. Но на данный момент они больше надеются на государственную поддержку и защиту, на защиту их интересов со стороны международных организаций, а именно Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое активно действует на территории РФ, и на помощь иных общественных организаций. Из-за большого числа нуждающихся в помощи она становится незначительной. Государство должно пересмотреть свою политику по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам, создав действенный механизм самостоятельной защиты и обеспечения ими своих прав, свобод и обязанностей.

На сегодняшний момент беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой  объем возможностей самостоятельной  защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно  ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.

Информация о работе Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации