Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:26, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении и изучении конституционного права зарубежных стран на примере Бразилии и определении перспектив и направлений дальнейшего развития страны на основе характеристики государственного устройства.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс конституционного развития, исторические предпосылки становления современной действующей Конституции Бразилии;
определить основные источники конституционного права в Бразилии;
выделить разделы Конституции, регламентирующие основные права, обязанности и гарантии гражданина Бразилии, а также правила для обретения греческого гражданства и отношение государства к двойному гражданству;
изучить строение политической системы Бразилии и роль профсоюзных организаций и СМИ в политической жизни государства;
исследовать принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в Бразилии, определить полномочия основных органов политической власти;
рассмотреть территориальное устройство и местные органы самоуправления в Бразилии;
на основе проведенного исследования дать оценку политической системе Бразилии в целом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БРАЗИЛИИ………………………………………………………………………….5
1.1 Подготовка и принятие Конституции Бразилии 1988 года…………..……..5
1.2 Основные характеристики Конституции и источники КП..………………...6
Конституционный статус человека и гражданина………………..................9
1.4 Избирательная система и институты непосредственной демократии……...13
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ……………….….. 17
2.1 Партийная система Бразилии ………..………………………..…………..….17
2.2 Роль профсоюзов и СМИ в политической жизни государства…….………19
РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В БРАЗИЛИИ.22
3.1 Законодательная власть………..……………………………………………...22
3.2 Институт главы государства……………………..………………..................26
3.3 Судебная власть и органы конституционного контроля……………………28
РАЗДЕЛ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление…………………………………………………………..32
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…37
Президент несет ответственность за преступления, направленные против существования федерации, против осуществления гражданами своих конституционных прав, против поддержания мира, а также за воспрепятствование принятию законов и судебных решений. В 1993 г. в порядке импичмента за взяточничество и другие преступления был отрешен от должности и затем предан суду президент Ф. Колор. [10]
Наряду с вице-президентом и министрами президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны. Под общим руководством президента работает огромный государственный аппарат. Кадровые чиновники несменяемы, уволить чиновника можно лишь при нарушении им закона, достижении пенсионного возраста (обязателен выход на пенсию в 70 лет), при заболевании, которое препятствует выполнению служебных обязанностей.
3.3 Судебная власть и
органы конституционного
В отличие от конституций
других стран, которые содержат краткие
положения о судебной системе, а
в большинстве случаев
Судебная система включает общие суды и несколько видов специальных судов. Общие суды в федерации — это Федеральный верховный суд, Высокий суд правосудия, суды в федеральных судебных округах и территориях, другие общие суды. Специальные федеральные суды — суды по трудовым делам, избирательные суды, военные суды и др. Вступление в должность федерального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии. Судьями и прокурорами могут быть назначены лица, имеющие 10-летний опыт юридической практики.
Высший орган судебной власти — Федеральный верховный суд. Он состоит из 11 членов, выбираемых президентом из списка 30—50 кандидатов и назначаемых им с согласия сената. Помимо осуществления конституционного контроля Федеральный верховный суд рассматривает некоторые дела против иностранных государств, уголовные дела против высших должностных лиц, политические преступления, дела, возбужденные против федерации, штатов, территорий; он назначает наказания президенту и вице-президенту (после импичмента), судит членов Национального конгресса, министров, генерального прокурора, членов других высших судов, Суда счетов, глав дипломатических миссий за границей. Федеральный верховный суд является кассационной инстанцией: он проверяет уголовные дела, рассмотренные федеральными судами, и может аннулировать решения окружных федеральных судов (судов федеральных судебных округов). [12]
Следующим звеном является
Высокий суд правосудия. Этот суд
судит губернаторов штатов, судей, членов
Суда счетов, разрешает споры о
компетенции судов, о несоответствии
актов местных органов
На федеральном уровне
действует разветвленная
У штатов существует система своих общих и специальных судов. В числе общих судов — суды правосудия, суды первой инстанции, мировые судьи; в числе специальных — трудовые суды и др. Для рассмотрения уголовных преступлений созданы суды присяжных.
В конституции есть
специальный раздел о
Предварительный и последующий конституционный контроль осуществляет Федеральный верховный суд. Он состоит из 11 членов в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих выдающимися знаниями в области юриспруденции и безукоризненной репутацией. Судьи назначаются, как и в США, президентом с согласия сената, но для такого согласия требуется абсолютное большинство голосов (большинство всего состава сената). Федеральный верховный суд выносит решения о конституционности законов и других нормативных актов федерации и штатов. Возбудить дело о неконституционности в Бразилии имеет право очень широкий круг должностных лиц, органов и объединений: президент республики, президиумы обеих палат парламента, президиумы законодательных собраний штатов, губернаторы штатов, генеральный прокурор, политические партии, представленные в парламенте, профсоюзные организации или профессиональные ассоциации федерального масштаба, федеральный совет адвокатов Бразилии. В процессе о неконституционности федерального акта должен участвовать генеральный прокурор (его представитель), который защищает текст акта. Если закон или его отдельные положения признаются судом неконституционными, одна из палат парламента – сенат – отменяет исполнение закона или положений, признанных неконституционными. Если акт объявляется не соответствующим конституции по причине пробелов в нем или в законодательстве, суд приостанавливает исполнение акта, а орган, его принявший, или иной государственный орган, куда обращается суд, должен исправить этот акт в течение 30 дней. [9]
РАЗДЕЛ 4
Территориальное устройство и местное самоуправление
Бразильская федерация (в
конституции чаще употребляется
термин «союз») обладает своеобразием:
в качестве ее составных частей названы
не только штаты и федеральный
округ (по своему правовому положению
округ также является субъектом
федерации в отличие, например, от
США), но и административно-
Бразильская федерация — это высокоцентрализованная федерация. Это выражается в организации федерации, в концепции федеральной интервенции, в «жестком» порядке взаимоотношений федеральных органов и органов штатов. Различаются три основные сферы, компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий). Наряду с общим положением о компетенции союза говорится об исключительной компетенции союзного законодательства. Штаты имеют остаточную компетенцию: они вправе самостоятельно решать вопросы, не входящие в исключительную федеральную компетенцию и в совместную компетенцию. Но если по предметам ведения совместной компетенции издан федеральный закон, он имеет высшую силу по сравнению с законом штата. [7]
Штаты имеют свои конституции, система их органов во многом аналогична федеральной системе. В штатах образуются органы законодательной власти (однопалатные законодательные собрания), органы исполнительной власти (избираемые населением на 5 лет губернатор и вице-губернатор), органы судебной власти (суды штатов). Конституция запрещает штатам создавать излишне многочисленные законодательные собрания и руководимые губернатором местные правительства (по существу, это консультативные органы при губернаторе). Эти ограничения относятся и к судам: суд счетов штата должен состоять не более чем из трех человек. Для целей управления штаты могут создавать внутренние округа, другие территориальные единицы. [6]
Суверенитетом штаты не обладают, права выхода из федерации не имеют. Вопросы о создании новых штатов (а также территорий), об их разделении и слиянии решаются федеральным законом, их границы утверждаются сенатом, штаты могут представить только свое мнение.
Положение федерального округа аналогично положению штатов, но округ возглавляет не губернатор, а избираемый префект.
Конституция предусматривает право интервенции (вмешательства) федерации в дела штатов. Интервенция возможна только в следующих восьми случаях: для обеспечения целостности страны, воспрепятствования иностранному вторжению, в случае угрозы публичному порядку, для свободного осуществления власти, защиты конституционных принципов (республиканской формы правления, представительной системы, демократического режима, прав человека), защиты муниципальной автономии, исполнения судебного решения и в случае, если штат в течение двух лет не платит взносы в федеральный бюджет (за исключением случаев непреодолимой силы). [3]
Конституция Бразилии не содержит
детальных положений об административно-
После вступления в силу
федеральной конституции 1988 г. некоторые
штаты приняли новые
Огромную роль в
управлении местными, да и не
только местными, делами в Бразилии
играют крупные латифундисты, хозяева
фазенд, в зависимости от которых
находятся крестьяне (в
В поселениях индейских племен
их органами являются традиционные собрания
племен, советы племен (старейшин), избранные
собраниями или советами лица (вожди),
ответственные за определенные сферы
жизни племен. Племена находятся
под контролем федеральной
ВЫВОДЫ
В результате проведенного
в процессе исследования анализа
модно сделать следующие
Бразилия (Федеративная Республика
Бразилия) — самое крупное государство
в Латинской Америке. Она занимает
четвертое место в мире по размерам
территории (после России, Канады и
Китая), шестое — по численности
населения, девятое — по объему ВВП,
53-е — по доле ВВП на душу населения.
Однако Бразилию относят (и она себя
относит) к числу развивающихся
стран. Огромные промышленные города (Сан-Паулу
с пригородами насчитывает
Правовая система Бразилии
относится к романо-германской правовой
семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую
группу. Наибольшую роль в формировании
бразильского права сыграла юридическая
культура бывшей метрополии – Португалии,
основанная на традициях римского права.
Конституционное право во многом
следует модели США. В целом современная
правовая система Бразилии отличается
высоким уровнем развития, логической
стройностью, новаторством и оригинальностью
подходов ко многим вопросам государственно-правового
строительства. Ее пронизывает дух
социального прогресса, прав личности
и демократии, что резко контрастирует
с сохраняющейся нищетой
Конституция Бразилии является одной из наиболее громоздких и подробных конституций среди зарубежных стран. Бразильская конституция — демократическая конституция. Она предусматривает многопартийность, политический плюрализм, разделение властей, определенные меры против концентрации власти, ослабляет полномочия президента и усиливает роль парламента (на практике это осуществляется в меньшей степени), предусматривает местное самоуправление, уравнивает положение штатов и территорий, преобразуя последние в штаты или присоединяя их к ним, закрепляет широкие права граждан, особо выделяя «права трудящихся», устанавливает разветвленную систему судебных органов, в том числе специальных судов, призванных охранять права граждан и конституционный порядок. Некоторые специфические положения конституции отражают традиции латиноамериканской правовой доктрины, особенности менталитета населения этой части мира, связь с традициями испанской и португальской правовой культуры.