Конституционное право Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и изучении конституционного права зарубежных стран на примере Бразилии и определении перспектив и направлений дальнейшего развития страны на основе характеристики государственного устройства.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс конституционного развития, исторические предпосылки становления современной действующей Конституции Бразилии;
определить основные источники конституционного права в Бразилии;
выделить разделы Конституции, регламентирующие основные права, обязанности и гарантии гражданина Бразилии, а также правила для обретения греческого гражданства и отношение государства к двойному гражданству;
изучить строение политической системы Бразилии и роль профсоюзных организаций и СМИ в политической жизни государства;
исследовать принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в Бразилии, определить полномочия основных органов политической власти;
рассмотреть территориальное устройство и местные органы самоуправления в Бразилии;
на основе проведенного исследования дать оценку политической системе Бразилии в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БРАЗИЛИИ………………………………………………………………………….5
1.1 Подготовка и принятие Конституции Бразилии 1988 года…………..……..5
1.2 Основные характеристики Конституции и источники КП..………………...6
Конституционный статус человека и гражданина………………..................9
1.4 Избирательная система и институты непосредственной демократии……...13
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ……………….….. 17
2.1 Партийная система Бразилии ………..………………………..…………..….17
2.2 Роль профсоюзов и СМИ в политической жизни государства…….………19
РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В БРАЗИЛИИ.22
3.1 Законодательная власть………..……………………………………………...22
3.2 Институт главы государства……………………..………………..................26
3.3 Судебная власть и органы конституционного контроля……………………28
РАЗДЕЛ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление…………………………………………………………..32
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…37

Работа содержит 1 файл

индивидуальная Бразилия.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

 

2.2 Роль профсоюзов и  СМИ в политической жизни государства

 

В Бразилии действует множество  объединений, защищающих социально-экономические  и иные интересы своих членов. Крупными профсоюзными объединениями являются Всеобщая конфедерация трудящихся (16 млн. членов), Единый профцентр трудящихся (18 млн.), Национальная конфедерация промышленных рабочих (4 млн.), Национальная конфедерация работников торговли (2,5 млн.). [10]

К профсоюзным объединениям существует тот же конституционный  подход, что и к партиям: стремление к преодолению их раздробленности. В соответствии с конституцией запрещается учреждать на одном уровне более одного представительства профсоюзной организации для лиц одной и той же экономической категории или профессии на одной и той же территории. По существу, речь идет о том, что для каждой определенной профессиональной группы должен существовать один профсоюз, не должно быть множественности одинаковых профсоюзных центров. Конституция устанавливает, что основной задачей профсоюзов является защита интересов их членов.

В Бразилии действуют несколько  общенациональных организаций предпринимателей (торгово-промышленная палата, объединение  бразильских предпринимателей и  др.), но их влияние в стране всегда было не очень велико, и причина  тому — длительные военные режимы. Крестьянские организации малочисленны и невлиятельны, на местах нередко существует засилье крупных латифундистов. [10]

Даже не считая времени  военной диктатуры (1964-1985), Бразилия пережила как минимум два момента, когда средства массовой информации в той или иной форме контролировались властью. Еще со времен Империи в XIX веке деятельность прессы регламентировалась специальным законом от 2 октября 1823 года. А после провозглашения республики было издано еще два законодательных  акта - в 1953 и 1967 годах. Последний - так  называемый Закон о СМИ - был принят уже при военном режиме. Он недвусмысленно ограничивал свободу слова. Диктатура  установила строгие нормы деятельности журналистов, навязывала редакциям  свои правила, подвергая цензуре  все и вся.

В 1988 году после перехода страны к демократической президентской  форме правления и принятия новой  Конституции закон претерпел  серьезные изменения - в него были внесены поправки, разрешающие свободу  слова, информации и деятельности СМИ. Были разработаны новые нормы  деятельности массовой информации, отменена цензура и узаконено право  граждан на публичный ответ на любую публикацию в СМИ. Отдельно закреплялось и право граждан  на распространение и получение  информации. [6]

И все же наряду с этими  новшествами Закон о СМИ содержал целый ряд устаревших положений, сохранившихся со времен диктатуры. Например, за некоторые нарушения  профессиональной этики журналистов  могли подвергнуть несуразно  строгим наказаниям. Причем наказания  эти были более суровыми, чем те, что предусматривались Уголовным  и Гражданским кодексами. Этот инструмент часто использовался диктатурой для ограничения распространения  нежелательной информации в бразильской  прессе. [6]

И только в 2009 году высшая судебная инстанция страны - Верховный Федеральный  суд - отменила устаревший закон, объявив  его не соответствующим действующей  Конституции.

Отныне при рассмотрении исков о защите чести и достоинства  бразильские судебные инстанции  будут руководствоваться исключительно  нормами уголовного права. Иски о  возмещении ущерба против средств массовой информации и отдельных журналистов будут рассматриваться в соответствии с Гражданским кодексом страны. [6]

К основным средствам массовой информации Бразилии относятся информационные агентства ( "Agencia Brasil”, "Agencia Estado”), газеты ( "O Globo”, "Folha de Sao Paulo”, "Valor Economico”, "A Tarde”, "Brasil Economico”, "Correio Brasilience”, " O Estado de Sao Paulo”), журналы (" Jornal da Brasilia”, " Jornal de Comercio”, "ISTO E”, "VEJA”). [5] Наиболее распространенным СМИ в Бразилии по-прежнему остается телевидение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

 РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ВЛАСТИ В БРАЗИЛИИ

 

3.1 Законодательная власть

Законодательным органом  федерации является Национальный конгресс. Он состоит из палаты депутатов (513 человек) и сената (81 сенатор). Палата депутатов избирается на 4 года по пропорциональной избирательной системе, причем в отличие от США, согласно конституции Бразилии, на равных основаниях в выборах участвует население федеральной территории (в настоящее время все территории преобразованы в штаты или присоединены к ним) и федерального округа. В результате пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий, большинство их которых имеет небольшое представительство. Такая раздробленность при данной форме правления объективно ослабляет парламент и усиливает власть президента. [3]

Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместители каждого сенатора). Правовое положение депутатов, сенаторов и их заместителей соответствует принципам парламентаризма (свободный мандат, иммунитет индемнитет и др.). Судит членов парламента за совершенные преступления только Верховный федеральный суд, во время войны они могут быть призваны в армию только с разрешения соответствующей палаты (в мирное время призыв вообще невозможен), депутатам и сенаторам и их заместителям запрещено вступать в сделки по поводу государственного имущества, с государственными предприятиями, они не могут совмещать свой пост с должностью министра, губернатора, секретаря (министра) штата, префекта столичного (федерального) округа. Член парламента Бразилии — один из наиболее высокооплачиваемых парламентариев в мире (150 тыс. долл. США в год). [3]

Каждая палата создает  свои руководящие и внутренние органы, принимает свой регламент; существует также специальный регламент  совместного заседания обеих палат. Палаты избирают председателей (обычно из наиболее многочисленной фракции) и их заместителей (из другой фракции), секретарей, отраслевые постоянные комиссии, создают в случае необходимости временные комиссии (в том числе объединенные комиссии палат), образуют раздельные и совместные расследовательские комиссии. Они вправе вызывать министров для дачи информации, принимают петиции и заявления граждан об упущениях властей, обсуждают законопроекты и государственные программы.

Полномочия парламента разделены  на две группы: вопросы, которые он решает с санкции президента (Бразилия — президентская республика), и  вопросы, которые он решает самостоятельно (исключительные полномочия Национального  конгресса). К первой группе вопросов относятся: система налогообложения, регулирование вооруженных сил, национальные планы, соединение или  разделение территорий и штатов, создание министерств и других органов  публичной администрации, создание прокуратуры, административных судов, амнистия и др., всего 17 вопросов. [1]

Без санкции президента Национальный конгресс вправе окончательно решать вопросы о международных соглашениях, о проходе иностранных войск через национальную территорию; он уполномочивает президента решать вопросы войны и мира, дает разрешение на федеральную интервенцию в штат, утверждает инициативы государственной власти по ядерным программам, акты исполнительной власти о продаже или кон цессии публичных земель размером более 2500 га, акты исполнительны органов, которые изданы на основе регламентарной власти или делегирования законодательных полномочий, дает разрешение президенту и вице-президенту покинуть страну на срок более 15 дней, назначает де нежное содержание президенту, вице-президенту и министрам, и т.д. [1]

Помимо совместных полномочий каждая из палат парламента имеет  свою компетенцию. Палата депутатов (как  и сенат) решает вопросы своей внутренней организации, принимает регламент, избирает часть членов Совета республики (совещательного органа при президенте). Большинством голосов в 2/3 своего состава палата депутатов может возбудить импичмент против президента и вице-президента, после чего дело для юридической квалификации передается Федеральному верховному суду, а затем в сенат. Палата вправе также начать такой процесс против министров. [1]

Полномочия сената в Бразилии шире, чем полномочия палаты депутатов. По обвинительному заключению, принятому 2/3 голосов палаты депутатов, сенат  принимает заключение о виновности президента, вице-президента и министров  и увольняет их в отставку, после  чего они подлежат суду на общих  основаниях. Он может и без процедуры импичмента предавать суду Верховного суда министров, генерального прокурора и генерального атторнея (своего рода «государственного» адвоката), предварительно одобрять путем тайного голосования назначение президентом на должность некоторых высших должностных лиц (председателя правления Центрального банка, генерального прокурора, некоторых судей и др.), избирать часть членов Совета республики, разрешать внешние финансовые операции государства, штатов, городов, муниципий. Министры, однако утверждению сенатом не подлежат. По предложению президента сенат утверждает границы штатов, федерального округа, территорий муниципий, полностью или частично отменяет исполнение законов, признанных неконституционными Федеральным верховным судом, смещает досрочно генерального прокурора республики. [8]

Конгресс собирается на сессии дважды в год в указанные в  конституции дни и сроки: с 15 февраля  по 30 июня и с 1 августа по 15 декабря. Если президент не издаст указ о  созыве сессии, депутаты могут собраться  на сессию сами. Установление даты и  срока сессий в конституции направлено в Бразилии против президентского своеволия.

Конгресс принимает различные  виды актов: поправки к конституции, дополнительные законы, делегирующие законы, простые (обыкновенные) законы, законодательные декреты, акты о  временных мерах и др. Дополнительные и органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции (они в определенной мере издаются в развитие конституции), причем большинством списочного состава палат, а не присутствующих на заседании. Право законодательной инициативы по законам разного рода также неодинаково. Инициатива внесения дополнительных и простых законов принадлежит членам конгресса, президенту, Федеральному верховному суду, высшим судам, генеральному прокурору, а также гражданам в форме народной законодательной инициативы. Однако по многим вопросам законопроекты вносит только президент: о численности вооруженных сил, о публичных службах, о служебной и административной организации, об управлении федеральными территориями, об обороне страны, об организации прокуратуры, о создании министерств и их полномочиях и др. [8]

Законопроект обсуждается  в двух или трех чтениях с участием постоянных комиссий и после его  принятия парламентом (одни законы принимаются  большинством присутствующих депутатов, другие, более важные — большинством списочного состава палат, поправки к конституции — 3/5 состава и  дважды) направляется на подпись президенту. Президент в течение 15 дней имеет  право наложить на закон вето (в  отношении как всего закона, так и любой его части). Вето преодолевается большинством всего состава парламента на совместном заседании обеих палат путем тайного голосования.

Кроме того, президент вправе принимать акты, имеющие силу закона, на основе делегированных ему парламентом  полномочий, причем проекты таких  законов представляются им самим. Конституция, правда, запрещает делегировать президенту исключительные полномочия парламента и палат, полномочия по организации  судов и «публичного министерства» (орган, отчасти похожий на прокуратуру  и ведомство контроля), по вопросам гражданства и прав граждан, а  также перспективного планирования. Президент может принимать временные  акты, имеющие силу закона. В этом случае в течение 5 дней должен быть созван парламент для утверждения  временного акта президента, которое производится в том же порядке, что и утверждение акта, изданного на основе делегирования законодательных полномочий, в противном случае он теряет силу. Наконец, органы исполнительной власти, подчиненные президенту, сам президент вправе издавать нормативные акты на основе регламентарной власти. [12]

Согласно конституции, парламент  принимает бюджет по общим правилам законодательного процесса. Парламент  имеет контрольные полномочия в  отношении исполнительной власти, но эти полномочия невелики. Постоянные комиссии палат и сами палаты могут  требовать информации от министров (в связи с этим практикуется и  право вопроса к министрам  на заседаниях палат), но ответственность  министров перед парламентом  не предусмотрена. В соответствии с  конституцией парламент осуществляет финансовый и нефинансовый контроль над другими органами управления, причем этот контроль осуществляется с точки зрения не только законности актов управления, но и их эффективности.

 

3.2 Институт главы государства

Исполнительная власть принадлежит  президенту республики, которому помогают министры. Совета министров как особого  органа в Бразилии нет. Как и в  США, министры образуют кабинет, заседающий под председательством президента и являющийся его совещательным  органом. Министрами могут быть бразильские  граждане, достигшие 21 года. Президент избирается на 5 лет прямым голосованием граждан, как уже отмечалось, по мажоритарной системе абсолютного большинства только на один срок и в дальнейшем не может быть вновь избран на этот пост в течение всей своей жизни. Одновременно с президентом избирается вице-президент, кандидатура которого выдвигается той же партией. Избрание вице-президента на второй срок также не допускается. В случае неспособности президента выполнять свои обязанности его последовательно замещают вице-президент, председатель палаты депутатов, сената, Федерального верховного суда. [10]

В соответствии с латиноамериканским подходом к структуре органов  государства и их полномочиям  президент Бразилии обладает большей  властью, имеет более широкие  собственные полномочия, чем президент  США. Он самостоятельно назначает министров (согласия сената не требуется); руководит всей федеральной администрацией; подписывает и опубликовывает законы; имеет право вето; издает декреты и регламенты в сфере исполнительной деятельности; издает акты, имеющие силу закона (либо на основе делегирования полномочий парламентом, либо временные акты, но без делегирования); руководит отношениями с иностранными государствами; подписывает международные соглашения (но ратифицирует их парламент). Он издает декреты о состоянии федеральной интервенции, обращается к Национальному конгрессу с посланиями, предлагая соответствующие меры. Президент издает декреты о состоянии обороны и осадном положении.

Президент — верховный  главнокомандующий. Он назначает офицеров. С одобрения сената назначает  членов Федерального верховного суда, генерального прокурора, генерального атторнея, членов Суда счетов, председателя Центрального банка и некоторых  других высоких должностных лиц, часть членов Совета республики. Президент  представляет парламенту перспективные  многолетние планы, председательствует в Совете республики и в Совете национальной обороны, объявляв войну и заключает мир (в обоих случаях с утверждения Национального конгресса). Он может делегировать свои полномочия нижестоящим должностным лицам, но соблюдая пределы делегирования, т.е. тот объем полномочий, который предоставлен ему самому. Президент присуждает почетные звания, отличия, награды. [10]

Информация о работе Конституционное право Бразилии