Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:26, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении и изучении конституционного права зарубежных стран на примере Бразилии и определении перспектив и направлений дальнейшего развития страны на основе характеристики государственного устройства.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс конституционного развития, исторические предпосылки становления современной действующей Конституции Бразилии;
определить основные источники конституционного права в Бразилии;
выделить разделы Конституции, регламентирующие основные права, обязанности и гарантии гражданина Бразилии, а также правила для обретения греческого гражданства и отношение государства к двойному гражданству;
изучить строение политической системы Бразилии и роль профсоюзных организаций и СМИ в политической жизни государства;
исследовать принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в Бразилии, определить полномочия основных органов политической власти;
рассмотреть территориальное устройство и местные органы самоуправления в Бразилии;
на основе проведенного исследования дать оценку политической системе Бразилии в целом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БРАЗИЛИИ………………………………………………………………………….5
1.1 Подготовка и принятие Конституции Бразилии 1988 года…………..……..5
1.2 Основные характеристики Конституции и источники КП..………………...6
Конституционный статус человека и гражданина………………..................9
1.4 Избирательная система и институты непосредственной демократии……...13
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ……………….….. 17
2.1 Партийная система Бразилии ………..………………………..…………..….17
2.2 Роль профсоюзов и СМИ в политической жизни государства…….………19
РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В БРАЗИЛИИ.22
3.1 Законодательная власть………..……………………………………………...22
3.2 Институт главы государства……………………..………………..................26
3.3 Судебная власть и органы конституционного контроля……………………28
РАЗДЕЛ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление…………………………………………………………..32
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…37
Включение таких и подобных им положений в конституцию не может быть оценено однозначно. С одной стороны, они чрезмерно расширяют объем конституции (особенно в связи с их детализацией, включением в конституцию разного рода условий и оговорок), но с другой — эти положения (а, например, не вопросы структуры высших органов государства и их процедуры) являются жизненно важными для широких слоев населения и определенность их решения в конституции представляет собой значительные юридические гарантии.
Политические права, закрепленные в бразильской конституции, имеют в основном традиционный характер: избирательные права, свобода слова, собраний, объединения и др., — но некоторые из них толкуются гораздо шире, чем в прежних бразильских конституциях, удалены отдельные оговорки, препятствовавшие осуществлению этих прав. Например, создание объединений и право проводить собрания в местах, открытых для публики, теперь ни в каких случаях не требуют применения разрешительного порядка. [7]
В сферу личных прав и свобод конституция включает как традиционные права, так и некоторые из тех, которые являются новыми для конституционного права. К числу традиционных относятся: неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право хабеас корпус, многие процессуальные права (арест на основе судебного решения или на месте преступления, право обвиняемого на защиту и др.). Некоторые процессуальные права получили в конституции детализацию (например, говорится о случаях, когда при задержании должен быть приглашен адвокат, о том, как должны сообщаться основания задержания). В числе нетрадиционных прав названы встречающиеся и в других новых конституциях право на информацию и распространение информации, процедура хабеас дата — право бразильских граждан и иностранцев, проживающих в стране, получать всю информацию о себе, которая имеется в государственных органах, права потребителей, право каждого на сбалансированную экологию, мандат инсунсии — право требовать издания судебного приказа для предотвращения или исключения ущерба личным правам граждан, если отсутствует соответствующая правовая норма. Но последнее относится только к тем личным правам, которые проистекают из суверенитета государства и гражданства лица. [12]
Коллективные права также сформулированы в конституции достаточно широко. В ней сохранено и ранее закреплявшееся в основных законах Бразилии право на «народное действие»: коллективное требование отмены актов государственных органов, посягающих на национальное здравоохранение, на мораль и окружающую среду. В ней говорится, далее, о правах политической оппозиции (в частности, она должна иметь доступ ко всем официальным документам правительства, право реплики в его адрес, ее представители должны быть включены в некоторые совещательные органы при ряде высших должностных лиц государства и др.), вводится понятие коллективной безопасности (право законно функционирующей не менее одного года политической партии, профсоюзной организации, иной ассоциации требовать у суда защиты своих членов или лиц, примыкающих к данной организации), говорится о праве на самоопределение. Нормы о правах личности содержатся также в конституциях штатов, но в них говорится главным образом о традиционных правах в социальной сфере (на образование, доступ к культуре, спорту и др.).
В конституции предусматриваются коллективные и индивидуальные обязанности граждан (соблюдать конституцию и законы, платить налоги, обязанность профсоюзов участвовать в коллективных соглашениях и др.).
Согласно Конституции Бразилии гражданами государства являются:
родившиеся в Федеративной Республике Бразилия, даже от родителей-иностранцев, если последние не находятся на государственной службе в своей стране;
родившиеся за границей от отца-бразильца или матери-бразильянки, при условии, что любой из них находился на службе Федеративной Республики Бразилия;
родившиеся за границей от отца-бразильца или матери-бразильянки, если они были зарегистрированы в компетентном бразильском органе власти или прибыли на постоянное место жительства в Федеративную Республику Бразилия и примут, в любой момент после достижения совершеннолетия, бразильское гражданство;
те, кто получил бразильское гражданство в соответствии с законом; для лиц, являющихся выходцами из португалоязычных стран, необходимо только непрерывное проживание в стране в течение одного года и добропорядочность;
иностранцы любой
Объявляются утратившими бразильское гражданство:
признания первоначального гражданства иностранным законодательством;
натурализации бразильского гражданина,
в соответствии с иностранным
законодательством, проживающего в
иностранном государстве, в качестве
условия пребывания на его территории
или для осуществления
Конституция Бразилии предусматривает
различные формы
В Бразилии избираются представительные
органы государства, штатов, муниципий,
президент и вице-президент, губернаторы
штатов, префекты муниципалитетов, некоторые
другие органы и должностные лица.
Выборы подчиняются общим принципам
избирательного права: всеобщие, свободные,
равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Активное избирательное право в
Бразилии предоставляется с 16 лет, участие
в выборах для большинства
граждан обязательно (иначе предусматриваются
различные меры наказания, в том
числе штраф). Факультативно участвуют
в выборах (т.е. могут голосовать
или не голосовать без применения
взысканий) лица старше 70 лет, молодежь
в возрасте от 16 до 18 лет и неграмотные
(их в стране около 30 млн. человек). Избирательное
право в отличие от США законами
штатов в Бразилии не регулируется,
оно является единым для всей страны.
Принципиальные положения о выборах
органов и должностных лиц
штатов и муниципий также
В избирательные списки не включаются (и, следовательно, не пользуются избирательными правами) душевнобольные, лица, не обладающие полнотой политических прав (в таких правах были ограничены, в частности, некоторые руководители военного режима), а также военнослужащие со званием ниже сержанта. Офицеры и сержанты пользуются активным и пассивным избирательным правом. Пассивное избирательное право зависит от должности и возраста лица. Возраст для пассивного избирательного права установлен: для депутатов нижней палаты парламента, законодательных собраний штатов, федерального округа, префектов и вице-префектов муниципалитетов — 21 год (минимум), для президента, вице-президента и сенаторов — 35 лет, для губернаторов и вице-губернаторов штатов и федерального округа — 35 лет. Кандидаты в представительные органы должны быть гражданами Бразилии, проживать на территории того избирательного округа, от которого баллотируются, обладать полнотой политических прав. Это касается и должностных лиц, но в данном случае требование постоянного места жительства относится не к избирательному округу, а к соответствующей территории. [10]
При избрании различных представительных
органов и должностных лиц
в Бразилии применяются неодинаковые
избирательные системы. Президент
и вице-президент (они баллотируются
в паре) избираются по мажоритарной
системе абсолютного
Верхняя палата (сенат) избирается по мажоритарной системе. По три сенатора от штата и федерального округа (и одновременно два заместителя каждого сенатора) избираются на 8 лет, но палата подлежит ротации каждые 4 года, сначала она обновляется на 1 /З, а потом на 2/3, и эти пропорции чередуются. Избиратель голосует за двух сенаторов, когда переизбираются 2/3 палаты, и за одного, когда переизбирается 1/3. Губернаторы и вице-губернаторы штатов избираются по схеме избрания президента и вице-президента — по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура. Этот порядок установлен федеральной конституцией, хотя детали избирательного процесса могут регулироваться законами штата. [6]
В конституции Бразилии говорится о референдуме \ плебисците, но не уточняются их различия. Референдум может быть проведен по решению парламента, а также по требованию избирателей. В последнем случае необходимо собрать 1 % подписей избирателей страны, но при условии, что они проживают не менее чем в пяти штатах и в каждом из них составляют не менее 0,3% электората. Как и в других странах, по ряду вопросов (налоги, бюджет и др.) референдум не может проводиться.
Для того чтобы представить проект закона в парламент в форме народной законодательной инициативы и чтобы он был рассмотрен парламентом, необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей страны из не менее чем пяти штатов. По ряду вопросов (вооруженные силы, организация администрации, судов и др.) народная законодательная инициатива осуществляться не может. Практически использования этого права на общенациональном уровне в Бразилии не было. В соответствии с конституцией институт, аналогичный народной законодательной инициативе, может быть применен для издания нормативных актов на уровне штатов и муниципий. [6]
РАЗДЕЛ 2
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ
2.1 Партийная система Бразилии
Закрепляя право на объединение, конституция Бразилии вместе с тем устанавливает определенные условия для деятельности объединений, играющих особую роль в жизни страны, — политических партий и профсоюзов. Статья 17 провозглашает свободу создания, слияния и разделения партий, организация и деятельность которых должны соответствовать принципам национального суверенитета, демократического режима, основных прав человека. Партиям надлежит соблюдать следующие правила: носить общенациональный характер (отсюда следует, что в соответствии с органическим законом о партиях партии, созданные на уровне штатов и на местном уровне, не подлежат регистрации и не приобретают прав юридического лица); они не должны получать средства от иностранных правительств или подчиняться им; партиям необходимо представлять финансовые счета органам избирательной юстиции (избирательным судам); они должны функционировать на парламентском уровне в соответствии с законом. [9]
Партии обладают автономией,
сами определяют свою внутреннюю структуру,
порядок функционирования, следят за
соблюдением принципов верности
партии и партийной дисциплины в
соответствии с названными выше условиями.
Они имеют бесплатный доступ на государственное
радио и телевидение (объем выступлений
их представителей определяется особым
законом). Партиям запрещается создавать
военные и полувоенные
В Бразилии существует несколько десятков партий, но подавляющее большинство из них мелкие; в общегосударственном масштабе действуют и официально зарегистрированы далеко не все. К числу крупных партий относится прежде всего Партия Бразильское демократическое движение (в ее состав в 1982 г. вошла Народная партия). Она объединяет различные слои населения, но руководство ею принадлежит демократическим слоям либеральной буржуазии и высшим слоям интеллигенции. Партия выступает за либерализацию страны, имеет самое многочисленное представительство в парламенте (в 1997 г. — 107 мест из 513 в палате депутатов и 23 сенатора из 81 в сенате). [12]
Либеральный фронт
(создан в 1984 г.). Он выступает
с центристских позиций,
Коммунистическое движение
в Бразилии расколото на
Наибольшим влиянием пользуется Партия Бразильское демократическое движение. Однако сложившейся, устойчивой партийной системы в Бразилии нет. Партии часто меняют названия, создаются новые партии, получающие и утрачивающие места в парламенте. Нет какой-либо доминирующей партии в парламенте, действуют их различные блоки. Президент, который является ключевой фигурой в управлении страной, не опирается ни на одну из партий.