Конституционное право Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и изучении конституционного права зарубежных стран на примере Бразилии и определении перспектив и направлений дальнейшего развития страны на основе характеристики государственного устройства.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть процесс конституционного развития, исторические предпосылки становления современной действующей Конституции Бразилии;
определить основные источники конституционного права в Бразилии;
выделить разделы Конституции, регламентирующие основные права, обязанности и гарантии гражданина Бразилии, а также правила для обретения греческого гражданства и отношение государства к двойному гражданству;
изучить строение политической системы Бразилии и роль профсоюзных организаций и СМИ в политической жизни государства;
исследовать принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в Бразилии, определить полномочия основных органов политической власти;
рассмотреть территориальное устройство и местные органы самоуправления в Бразилии;
на основе проведенного исследования дать оценку политической системе Бразилии в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БРАЗИЛИИ………………………………………………………………………….5
1.1 Подготовка и принятие Конституции Бразилии 1988 года…………..……..5
1.2 Основные характеристики Конституции и источники КП..………………...6
Конституционный статус человека и гражданина………………..................9
1.4 Избирательная система и институты непосредственной демократии……...13
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ……………….….. 17
2.1 Партийная система Бразилии ………..………………………..…………..….17
2.2 Роль профсоюзов и СМИ в политической жизни государства…….………19
РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В БРАЗИЛИИ.22
3.1 Законодательная власть………..……………………………………………...22
3.2 Институт главы государства……………………..………………..................26
3.3 Судебная власть и органы конституционного контроля……………………28
РАЗДЕЛ 4 Территориальное устройство и местное самоуправление…………………………………………………………..32
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…37

Работа содержит 1 файл

индивидуальная Бразилия.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

Включение таких и подобных им положений в конституцию не может быть оценено однозначно. С одной стороны, они чрезмерно расширяют объем конституции (особенно в связи с их детализацией, включением в конституцию разного рода условий и оговорок), но с другой — эти положения (а, например, не вопросы структуры высших органов государства и их процедуры) являются жизненно важными для широких слоев населения и определенность их решения в конституции представляет собой значительные юридические гарантии.

Политические права, закрепленные в бразильской конституции, имеют  в основном традиционный характер: избирательные права, свобода слова, собраний, объединения и др., —  но некоторые из них толкуются  гораздо шире, чем в прежних  бразильских конституциях, удалены  отдельные оговорки, препятствовавшие осуществлению этих прав. Например, создание объединений и право  проводить собрания в местах, открытых для публики, теперь ни в каких  случаях не требуют применения разрешительного  порядка. [7]

В сферу личных прав и  свобод конституция включает как  традиционные права, так и некоторые  из тех, которые являются новыми для  конституционного права. К числу  традиционных относятся: неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право хабеас корпус, многие процессуальные права (арест на основе судебного решения или на месте преступления, право обвиняемого на защиту и др.). Некоторые процессуальные права получили в конституции детализацию (например, говорится о случаях, когда при задержании должен быть приглашен адвокат, о том, как должны сообщаться основания задержания). В числе нетрадиционных прав названы встречающиеся и в других новых конституциях право на информацию и распространение информации, процедура хабеас дата — право бразильских граждан и иностранцев, проживающих в стране, получать всю информацию о себе, которая имеется в государственных органах, права потребителей, право каждого на сбалансированную экологию, мандат инсунсии — право требовать издания судебного приказа для предотвращения или исключения ущерба личным правам граждан, если отсутствует соответствующая правовая норма. Но последнее относится только к тем личным правам, которые проистекают из суверенитета государства и гражданства лица. [12]

Коллективные права также  сформулированы в конституции достаточно широко. В ней сохранено и ранее  закреплявшееся в основных законах  Бразилии право на «народное действие»: коллективное требование отмены актов  государственных органов, посягающих на национальное здравоохранение, на мораль и окружающую среду. В ней говорится, далее, о правах политической оппозиции (в частности, она должна иметь доступ ко всем официальным документам правительства, право реплики в его адрес, ее представители должны быть включены в некоторые совещательные органы при ряде высших должностных лиц государства и др.), вводится понятие коллективной безопасности (право законно функционирующей не менее одного года политической партии, профсоюзной организации, иной ассоциации требовать у суда защиты своих членов или лиц, примыкающих к данной организации), говорится о праве на самоопределение. Нормы о правах личности содержатся также в конституциях штатов, но в них говорится главным образом о традиционных правах в социальной сфере (на образование, доступ к культуре, спорту и др.).

В конституции предусматриваются  коллективные и индивидуальные обязанности граждан (соблюдать конституцию и законы, платить налоги, обязанность профсоюзов участвовать в коллективных соглашениях и др.).

Согласно Конституции Бразилии гражданами государства являются:

    • по рождению:

родившиеся в Федеративной Республике Бразилия, даже от родителей-иностранцев, если последние не находятся на государственной службе в своей стране;

родившиеся за границей от отца-бразильца  или матери-бразильянки, при условии, что любой из них находился  на службе Федеративной Республики Бразилия;

родившиеся за границей от отца-бразильца  или матери-бразильянки, если они  были зарегистрированы в компетентном бразильском органе власти или прибыли  на постоянное место жительства в  Федеративную Республику Бразилия и  примут, в любой момент после достижения совершеннолетия, бразильское гражданство;

    • по натурализации:

те, кто получил бразильское  гражданство в соответствии с  законом; для лиц, являющихся выходцами  из португалоязычных стран, необходимо только непрерывное проживание в стране в течение одного года и добропорядочность;

иностранцы любой национальности, проживающие в Федеративной Республике Бразилия более пятнадцати лет непрерывно, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, при условии, что они обратятся  за получением бразильского гражданства. [2]

Объявляются утратившими бразильское  гражданство:

  • Те, чья натурализация была отменена по решению суда из-за деятельности, наносящей ущерб национальным интересам;
  • Те, кто приобретает другое гражданство, за исключением:

признания первоначального гражданства  иностранным законодательством;

натурализации бразильского гражданина, в соответствии с иностранным  законодательством, проживающего в  иностранном государстве, в качестве условия пребывания на его территории или для осуществления гражданских  прав. [2]

 

    1. Избирательная система и институты непосредственной демократии

Конституция Бразилии предусматривает  различные формы непосредственной демократии: выборы, референдумы, плебисцит, народную законодательную инициативу; все они рассматриваются как  реализация избирательного права граждан. Институт отзыва депутатов в Бразилии ни на общегосударственном, ни на местном  уровне не существует.

В Бразилии избираются представительные органы государства, штатов, муниципий, президент и вице-президент, губернаторы  штатов, префекты муниципалитетов, некоторые  другие органы и должностные лица. Выборы подчиняются общим принципам  избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Активное избирательное право в  Бразилии предоставляется с 16 лет, участие  в выборах для большинства  граждан обязательно (иначе предусматриваются  различные меры наказания, в том  числе штраф). Факультативно участвуют  в выборах (т.е. могут голосовать или не голосовать без применения взысканий) лица старше 70 лет, молодежь в возрасте от 16 до 18 лет и неграмотные (их в стране около 30 млн. человек). Избирательное  право в отличие от США законами штатов в Бразилии не регулируется, оно является единым для всей страны. Принципиальные положения о выборах  органов и должностных лиц  штатов и муниципий также устанавливаются  федеральной конституцией и федеральными законами, лишь детали определяются законами штатов. [11]

В избирательные списки не включаются (и, следовательно, не пользуются избирательными правами) душевнобольные, лица, не обладающие полнотой политических прав (в таких правах были ограничены, в частности, некоторые руководители военного режима), а также военнослужащие со званием ниже сержанта. Офицеры и сержанты пользуются активным и пассивным избирательным правом. Пассивное избирательное право зависит от должности и возраста лица. Возраст для пассивного избирательного права установлен: для депутатов нижней палаты парламента, законодательных собраний штатов, федерального округа, префектов и вице-префектов муниципалитетов — 21 год (минимум), для президента, вице-президента и сенаторов — 35 лет, для губернаторов и вице-губернаторов штатов и федерального округа — 35 лет. Кандидаты в представительные органы должны быть гражданами Бразилии, проживать на территории того избирательного округа, от которого баллотируются, обладать полнотой политических прав. Это касается и должностных лиц, но в данном случае требование постоянного места жительства относится не к избирательному округу, а к соответствующей территории. [10]

При избрании различных представительных органов и должностных лиц  в Бразилии применяются неодинаковые избирательные системы. Президент  и вице-президент (они баллотируются  в паре) избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства  в два тура (во втором туре через 20 дней после опубликования результатов  первого тура баллотируются два  кандидата). Нижняя палата парламента (палата депутатов) избирается по пропорциональной системе при вычислении квоты  с применением преференциального  вотума. Округа являются многомандатными, число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению (численность населения сначала делится на число депутатов конгресса, а затем число депутатов определяется в зависимости от числа жителей каждого штата), но в любом случае число представителей от штата не может быть меньше шести, а федеральная территория (о ней говорится ниже) должна быть представлена двумя депутатами. [11]

Верхняя палата (сенат) избирается по мажоритарной системе. По три сенатора от штата и федерального округа (и одновременно два заместителя каждого сенатора) избираются на 8 лет, но палата подлежит ротации каждые 4 года, сначала она обновляется на 1 /З, а потом на 2/3, и эти пропорции чередуются. Избиратель голосует за двух сенаторов, когда переизбираются 2/3 палаты, и за одного, когда переизбирается 1/3. Губернаторы и вице-губернаторы штатов избираются по схеме избрания президента и вице-президента — по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура. Этот порядок установлен федеральной конституцией, хотя детали избирательного процесса могут регулироваться законами штата. [6]

В конституции Бразилии говорится  о референдуме \ плебисците, но не уточняются их различия. Референдум может быть проведен по решению парламента, а также по требованию избирателей. В последнем случае необходимо собрать 1 % подписей избирателей страны, но при условии, что они проживают не менее чем в пяти штатах и в каждом из них составляют не менее 0,3% электората. Как и в других странах, по ряду вопросов (налоги, бюджет и др.) референдум не может проводиться.

Для того чтобы представить  проект закона в парламент в форме  народной законодательной инициативы и чтобы он был рассмотрен парламентом, необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей страны из не менее чем пяти штатов. По ряду вопросов (вооруженные силы, организация администрации, судов и др.) народная законодательная инициатива осуществляться не может. Практически использования этого права на общенациональном уровне в Бразилии не было. В соответствии с конституцией институт, аналогичный народной законодательной инициативе, может быть применен для издания нормативных актов на уровне штатов и муниципий. [6]

 

 

РАЗДЕЛ 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  БРАЗИЛИИ

 

2.1 Партийная система  Бразилии

Закрепляя право на объединение, конституция Бразилии вместе с тем  устанавливает определенные условия для деятельности объединений, играющих особую роль в жизни страны, — политических партий и профсоюзов. Статья 17 провозглашает свободу создания, слияния и разделения партий, организация и деятельность которых должны соответствовать принципам национального суверенитета, демократического режима, основных прав человека. Партиям надлежит соблюдать следующие правила: носить общенациональный характер (отсюда следует, что в соответствии с органическим законом о партиях партии, созданные на уровне штатов и на местном уровне, не подлежат регистрации и не приобретают прав юридического лица); они не должны получать средства от иностранных правительств или подчиняться им; партиям необходимо представлять финансовые счета органам избирательной юстиции (избирательным судам); они должны функционировать на парламентском уровне в соответствии с законом. [9]

Партии обладают автономией, сами определяют свою внутреннюю структуру, порядок функционирования, следят за соблюдением принципов верности партии и партийной дисциплины в  соответствии с названными выше условиями. Они имеют бесплатный доступ на государственное  радио и телевидение (объем выступлений  их представителей определяется особым законом). Партиям запрещается создавать  военные и полувоенные организации.

В Бразилии существует несколько  десятков партий, но подавляющее большинство  из них мелкие; в общегосударственном  масштабе действуют и официально зарегистрированы далеко не все. К числу  крупных партий относится прежде всего Партия Бразильское демократическое движение (в ее состав в 1982 г. вошла Народная партия). Она объединяет различные слои населения, но руководство ею принадлежит демократическим слоям либеральной буржуазии и высшим слоям интеллигенции. Партия выступает за либерализацию страны, имеет самое многочисленное представительство в парламенте (в 1997 г. — 107 мест из 513 в палате депутатов и 23 сенатора из 81 в сенате). [12]

 Либеральный фронт  (создан в 1984 г.). Он выступает  с центристских позиций, против  подчинения страны интересам  иностранного капитала и имеет  в парламенте соответственно 90 и 18 мест. К крупным партиям также относятся: Партия бразильской социал-демократии (соответственно 63 и 10 членов парламента); Прогрессивная партия, занимающая демократические позиции; Партия трудящихся, объединяющая часть мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих, часть интеллигенции. Она выступает с социалистическими лозунгами; Демократическая трабальистская (трудовая) партия, ориентирующаяся на интересы трудовых слоев населения и выступающая с социалистическими идея ми; Бразильская социалистическая партия, занимающая позиции близкие к Демократической трабальистской партии; Коммунистическая партия Бразилии. [10]

 Коммунистическое движение  в Бразилии расколото на несколько  партий, а внутри них — на  фракции. Они отстаивают марксистско-ленинские идеи, хотя и в разной интерпретации. Есть в Бразилии также различного рода лево-радикалистские, троцкистские объединения и группировки. Некоторое время на общенациональном уровне действовало созданное в 1991 г. Национальное движение за парламентскую форму правления (на референдуме 1993 г. за эту форму проголосовало около четверти избирателей, но после референдума Национальное движение фактически прекратило свое существование).

Наибольшим влиянием пользуется Партия Бразильское демократическое  движение. Однако сложившейся, устойчивой партийной системы в Бразилии нет. Партии часто меняют названия, создаются новые партии, получающие и утрачивающие места в парламенте. Нет какой-либо доминирующей партии в парламенте, действуют их различные блоки. Президент, который является ключевой фигурой в управлении страной, не опирается ни на одну из партий.

Информация о работе Конституционное право Бразилии