Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление
и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Введение. 3стр.
1.Понятие, предмет и метод Конституционного права Российской
Федерации. Место конституционного права в системе российского
права. 4стр.
2. Система конституционного права России. 13стр.
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты. 18стр.
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности. 23стр.
3.Источники конституционного права. 28 стр.
3.1.Обзор основных источников конституционного права. 28 стр.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник
конституционного права. 31 стр.
3.3. Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права. 33 стр.
3.4.Федеральный договор как источник конституционного права34 стр.
3.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
как источники конституционного права. 36 стр.
Заключение. 37 стр.
Список используемой литературы. 38 стр.
Отдельные
конституционно-правовые институты
объединяют в себе правовые нормы, относящиеся
к другим отраслям права. Например,
институт избирательного права включает
в себя нормы конституционного, административного,
уголовного права.
Место и роль конституционного института
определяются не количеством объединяемых
им подразделений и норм, а его значимостью
в составе
Конституции, характером регулируемых
им общественных отношений и его положением
среди других институтов.
Проникновение
в систему связи между
Конституции(отсутствие нужных норм, необходимость
их передвижения из одного конституционного
института в другой, редакционные неточности)
и перестроить порядок взаимосвязи.6
Кроме того, необходимо учитывать, что
пробелы в системе связи между конституционными
институтами могут обнаруживаться не
сразу после принятия
Конституции, а с течением времени и быть
предметом длительных научных дискуссий.
Более того, Конституция Российской Федерации
1993 года в этом отношении не исключение.
3.Источники конституционного права.
3.1.Обзор основных
источников конституционного
права.
Система нормативных правовых актов,
являющихся источниками конституционного
права, многообразна и включает в
себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской
Федерации. Она является основным источником
отрасли конституционного права. К числу
источников конституционного права, устанавливающих
нормы общефедерального значения, относятся
федеральные конституционные законы и
федеральные законы и. Они различаются:
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку принятия;
-по
возможности применения в
Президентом Российской Федерации.
Примерами федеральных конституционных
законов могут служить: - «О референдуме
Российской Федерации" от 10.10.1995 г. ;
- «Об арбитражных судах в Российской Федерации
" от 28.04.1995 г.; - «О судебной системе Российской
Федерации " от 31.12.1996г.;* -"Об уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации"
26.02.1997г.;
-"О правительстве Российской Федерации"
от 17.12.1997 г.
Среди федеральных законов источниками
конституционного права являются такие,
как:
-"О статусе депутата Совета Федерации
и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации " от 08.05.1994 г. ;
-"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации " от 19.09.1997
г. ;
-"О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации " от 09.06.1995 г. ;
-"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации " от 12.08.1995 г.
Следующий
источник конституционного права образуют
три договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые
объединяются общим наименованием Федеративный
договор, действующий в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации.
Характеризуя виды источников права, следует
выделить такой специфичный вид, обусловленный
федеративным устройством, как договоры
о разграничении или взаимном делегировании
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, заключаемые
на основании упомянутой части 3 статьи
II Конституции Российской Федерации.
Примерами таких договоров могут служить
договор "О разграничении предметов
ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной
власти Республики
Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный
договор с Республикой
Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март
1996 г. было заключено 12 подобных договоров.
Значительной
частью источников конституционного права
являются постановления Конституционного
Суда Российской Федерации о толковании
Конституции Российской Федерации, выносимые
на основании части 5 статьи 125
Конституции. Эти постановления также
содержат нормы конституционного характера.
К числу прочих источников конституционного
права Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных вспомогательных
организациях, образуемых органами законодательной
и исполнительной власти (Положения о
комитетах Совета Федерации и
Государственной Думы, о представителях
Президента в субъектах Российской
Федерации и т. д.)
Особое место среди источников Конституционного
права занимают декларации:
-Декларация
о государственном
-Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. ;
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
Такого
рода декларации имеют государственно-правовое
значение. В них формулируются принципы,
обязательные для государственно-правового
развития государства; в них, как правило,
провозглашаются новые концепции, определяющие
развитие государственности, принципы,
необходимые для всей политики в данной
сфере; и им должно быть подчинено соответствующее
законодательство.
К источникам конституционного права,
действующих только на территории субъектов
Российской Федерации, относятся, прежде
всего, конституции республик и уставы
других субъектов Федерации, принятые
их законодательными (представительными
) органами. Эти акты содержат нормы, в
обобщённой форме закрепляющие правовой
статус данного субъекта Федерации, компетенцию,
структуру органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других
субъектов Федерации должны соответствовать
Конституции Российской Федерации и федеральным
законам.
По отношению
к другим нормативным правовым актам
принимаемым органами субъекта Федерации,
конституции и уставы обладают более высокой
юридической силой, и другие нормативные
правовые акты не могут противоречит им.
Источниками конституционного права являются
также международно-правовые нормы, которые
содержатся в международных договорах,
имеющих обязательную силу для Российской
Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи
15 Конституции, общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью её правовой системы.
Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам7.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права.
Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря
и вступившая в силу 25 декабря 1993
г., с изменениями, которые внесены в
статью 65 двумя Указами Президента Российской
Федерации на основании части 2 ее же статьи
137, истолкованной Конституционным Судом
Российской Федерации в постановлении
от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной
источник конституционного права и вообще
всего права России.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:
1)
нормы, устанавливаемые в
2)
в Конституции устанавливаются
государственно-правовые нормы
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
4)
Конституция имеет высшую
Конституции (ст.15);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6)
значение Конституции как
7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения.
Её
нормы касаются каждого гражданина,
всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция Российской
Федерации как основной источник конституционного
права служит формой установления норм,
составляющих ядро данной отрасли, всего
государственно-правового регулирования
общественных отношений, входящих в её
предмет8.
3.3. Федеральные конституционные законы как источник конституционного права.
Следующим источником конституционного
права России являются федеральные
конституционные законы.
Идея таких законов преследовала цель
уменьшить объем самой Конституции
Российской Федерации. По своей юридической
силе федеральные конституционные законы
занимают промежуточное место между Конституцией
Российской Федерации и обычными федеральными
законами, принимаются по более сложной
процедуре, чем последние, требуя более
высокой степени общественного согласия.
Такое представление о соотношении юридической
силы Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов и обычных федеральных законов
преобладает. Основанием для него могут
служить положения части 1 статьи 15 ("Законы
и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации") и части 3 статьи
76 Конституции ("Федеральные законы
не могут противоречить федеральным конституционным
законам"). Нельзя, однако, не признать
определенных оснований и для иной позиции,
согласно которой федеральные конституционные
законы имеют ту же силу, что и Конституция,
как это, например, имеет место в Италии
или Франции. К числу федеральных конституционных
законов относятся: вставить
Согласно части 1 статьи 108 Конституции,
федеральные конституционные законы принимаются
по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Вопросы, подлежащие, согласно Конституции,
урегулированию федеральными конституционными
законами, упоминаются в 13 ее статьях.
Это:
-чрезвычайное положение
(ст. 56, 88);
-военное положение (ч.3 ст.87);
-образование новых субъектов Российской
Федерации (ч.1 ст.137);
-порядок принятия в Российскую Федерацию
новых субъектов (ч.2 ст.65, ч.1 ст.137);
-порядок изменения статуса субъектов
Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);
-описание и порядок официального использования
государственных символов - государственного
флага, герба, гимна (ч.1 ст.70);
-порядок назначения референдума (п."в"
ст.84);
-статус Уполномоченного по правам человека
(п."д." ч.1 ст.103);
-порядок деятельности Правительства
Российской Федерации (ч.2 ст.114);
-судебная система (ч.З. 118, ч. Зет. 128);
-порядок созыва Конституционного Собрания
(ч. 2 ст. 135).
Нетрудно
заметить, что перечисленные вопросы
охватывают не всю материю конституционного
характера, оставшуюся за пределами
действующей
Конституции. Это относится, например,
к самой процедуре принятия федеральных
конституционных законов, а следовательно,
и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре
заключения договоров и соглашений между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим
вопросам.
Значительная
часть правоведов склонна толковать
часть 1 статьи 108
Конституции таким образом, что исключается
возможность принятия федеральных конституционных
законов по вопросам, не входящим в приведенный
выше перечень. Отсюда следует, что не
включенная в этот перечень конституционная
материя должна регулироваться обычными
федеральными законами, а это позволяет
уменьшить на 50 % минус 1 состава каждой
палаты Федерального Собрания (разумеется,
если с этим будет согласен Президент
Российской Федерации), т. е. принять конституционное
по своему характеру решение, с которым
не будет согласна почти половина законодателей.9
Поэтому
представляется более правильной позиция,
согласно которой по конституционным
вопросам, вошедшим в приведенный перечень.
Федеральное
Собрание обязано принимать федеральные
конституционные законы, а по остальным
вопросам может это делать, если считает,
что они имеют конституционный характер.
Однажды оно уже так и поступило, урегулировав
федеральным конституционным законом
институт федерального референдума целиком,
а не только применительно к порядку его
назначения, как буквально предусмотрено
Конституцией.
Пока что
действуют всего три
Информация о работе Конституционное право - как отрасль российского права