Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление
и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Введение. 3стр.
1.Понятие, предмет и метод Конституционного права Российской
Федерации. Место конституционного права в системе российского
права. 4стр.
2. Система конституционного права России. 13стр.
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты. 18стр.
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности. 23стр.
3.Источники конституционного права. 28 стр.
3.1.Обзор основных источников конституционного права. 28 стр.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник
конституционного права. 31 стр.
3.3. Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права. 33 стр.
3.4.Федеральный договор как источник конституционного права34 стр.
3.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
как источники конституционного права. 36 стр.
Заключение. 37 стр.
Список используемой литературы. 38 стр.
Итак, система конституционного права предполагает такое
распределение нормативного
единство и дифференциацию конституционно-правовых норм, их
логическую последовательность. Причем в конституционно-правовых
институтах объединяются нормы самых различных видов. В них могут
входить и нормы конституции, и нормы текущего законодательства, т.е.
нормы, обладающие различной юридической силой. В составе
конституционно-правовых институтов могут быть нормы, различные по
территории действия, по степени определенности правового предписания и др.
Крупные институты конституционного права состоят из более частных.
Например, институт избирательного права (в объективном смысле)
включает в себя такие институты, как избирательное право
(в субъективном смысле), избирательный процесс.
Последний, в свою очередь, охватывает ряд стадий: назначение выборов,
выдвижение кандидатов и др., которые представляют собой еще более
частные институты конституционного права.
Основные институты конституционного права могут рассматриваться
как под отрасли конституционного права. К их числу некоторые авторы
относят, например, прокурорский надзор. Так, В.С. Тадевосян
рассматривал прокурорский надзор как часть
государственного (конституционного) права, а С.С. Алексеев и ряд других
ученых считали прокурорский надзор подотраслью государственного
права. Аргументируя эти точки зрения, Г.И. Бровин полагал, что
социально-экономическое и политическое содержание общественных
отношений в деятельности прокурорского надзора определяется
государственно-правовыми нормами, закрепленными в Конституции
СССР, в конституциях союзных и автономных республик, а также
принятым в их развитие Положением о прокурорском надзоре в СССР. Он
рассматривал прокурорский надзор как особую, специфическую, так
называемую правоохранительную государственную деятельность,
именуемую высшим
надзором5.
2.1.
. Конституционно-правовые
отношения, их субъекты
и объекты.
Проблема конституционно-
интерес и споры в науке конституционного права.
Из рассмотренных положений в начале данной курсовой работы, очевидно,
что конституционно-правовые отношения составляют предмет
конституционного права.
В юридической науке, под
общественные отношения, которые урегулированы нормами права.
Следовательно, конституционно-правовые отношения - это общественные
отношения, урегулированные нормами конституционного права или
возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи
между субъектами
Конституционные правоотношения обладают основными признаками,
которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны,
качественно определены.
Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака,
характеризующие данные отношения, показывая этим их специфику и
отличительные особенности.
1. Конституционные отношения
отношения политического характера. Они существуют независимо от права,
независимо от юридической конституции.
2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ,
науки, большие социальные
3. Объектами конституционных
и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые
отношения.
4. Конституционные отношения
силами, рождающими фактическую власть в государстве.
5. Данные отношения
В Российском обществе за последние годы произошли значительные
изменения
во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.),
однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли
своей значимости. Их можно только дополнять.
Действительно, конституционно-
собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами
этих
отношений выступают социально-экономические и социально-политические
ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и
др. Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный,
первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений,
предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют
возможность их существования.
Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в
правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых
отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной
индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между
субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и
обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все
субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
Содержанием конституционных правоотношений является социальное
поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и
широк.
Субъектами российского
участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в
конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников
то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ
общности(народности). Исключительность статуса народа как субъекта
конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он
является носителем суверенитета и единственным источником власти в
России (ст.3 Конституции РФ).
Права образовывать
власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём
референдума относятся к исключительному ведению народа.
Нации, этнические общности
отношения, как между собой, так и с органом государственной власти По-
поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим
их интересы.
2.Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской
Федерации (республики, края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного
права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве
регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель
правотворческой власти.
Указанные субъекты могут
отношениях непосредственно или через государственные органы
выступающие от их имени.
Примером таких отношений
1992года о разграничении
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти её субъектов. Конституционные
правоотношения также возможны между республиками, между автономиями,
республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.
3.Административно-
в городах, поселки).
Административно-
Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает
административно-
4.Органы государственной
В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.
Информация о работе Конституционное право - как отрасль российского права