Коллезионные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Международному частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. При правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух коллидирующих (сталкивающихся) законов подлежит применению - действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, то есть закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 46.52 Кб (Скачать)

1.ПОНЯТИЕ  КОЛЛЕЗИОННОЙ НОРМЫ.

Международному  частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. При правоотношениях  с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух коллидирующих (сталкивающихся) законов подлежит применению - действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, то есть закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

Наличие гражданско-правового отношения, осложненного иностранным элементом, приводит к  коллизии гражданского права различных  государств, что, в свою очередь, порождает  проблему выбора права, подлежащего  применению для урегулирования такого отношения.

К предмету международного частного права  относятся гражданско-правовые отношения, т. с. отношения, лежащие в сфере  действия гражданского права, имеющего национальный характер. Наличие в  таком отношении иностранного элемента связывает его с гражданским  правом не одного государства, а нескольких - потенциально оно может быть урегулировано  правом каждого государства, которому принадлежит тот или иной его элемент. Гражданское право разных государств отличается, подчас существенно, по своему содержанию - одни и те же вопросы по-разному решаются в праве разных государств. В результате возникает коллизия права, заключающаяся в том, что одним и тем же фактическим обстоятельствам может быть дана различная юридическая оценка и в итоге в соответствии с правом разных государств может быть дан разный ответ на один и тот же вопрос.

Например, гражданин Казахстана в Караганде заключил с японским гражданином договор о совместной хозяйственной деятельности. Однако в связи с тем, что японская сторона не выполнила своих обязательств, казахстанский гражданин понес убытки. На его требование возместить убытки японский контрагент ответил, что в момент заключения договора ему еще не было 20 лет, по японскому законодательству он был недееспособным и поэтому договор был недействительным. Казахстанский гражданин обратился в суд с исковым требованием, в котором указал, что договор был заключен на территории Казахстана", а по казахстанскому гражданскому праву гражданская дееспособность в полном объеме возникает в 18 лет и поэтому ссылка японской стороны на недействительность договора в связи со своей недееспособностью юридически несостоятельна. Как видно, однозначного ответа на возникшие вопросы нет.

Наличие в данном гражданском правоотношении казахстанского и японского элементов связывает его как с казахстанским, так и с японским гражданским правом: по ст. 17 ГК РК гражданская дееспособность в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста, а ст. З ГК Японии 1898 г. (со многими поправками он действует и в настоящее время) устанавливает возраст гражданского совершеннолетия "полных двадцать лет". Вопрос о том, дееспособен японский гражданин или нет, а значит, действителен договор или нет, может быть решен по-разному в зависимости от того, по казахстанскому или японскому праву он будет решаться.

Таким образом, коллизия права - это объективно возникающее явление, которое порождается  двумя причинами: наличием иностранного элемента в гражданском правовом отношении и различным содержанием  гражданского права разных государств, с которыми это правовое отношение  связано.

Необходимой предпосылкой правового регулирования  такого отношения является выбор  гражданского права того государства, которое будет компетентно его  регулировать. Во внутреннем праве  государств есть особые нормы - коллизионные, которые содержат правила выбора права: они тем или иным способом указывают, гражданское право какого государства должно быть применено  для урегулирования конкретного  гражданского отношения с иностранным  элементом.

В приведенном выше примере иск  был предъявлен в казахстанском суде. Прежде чем рассмотреть его по существу, необходимо решить коллизию права и ответить на так называемый коллизионный вопрос: право какого государства – казахстанского или японского - надо применить для рассмотрения искового требования, т. е. выбрать право. Ответить на этот вопрос, собственно, как и на любой другой, суд обязан с применением норм казахстанского права. Иначе говоря, в казахстанском праве необходимо найти такую норму, которая бы и обосновывала ответ на возникший коллизионный вопрос. Такая норма называется коллизионной нормой. В Казахстане коллизионные нормы содержатся в Гражданском кодексе РК Глава 62 Коллизионные нормы статья 1095. «Правоспособность и дееспособность  физического лица». Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров. Согласно п. З ст. 1095 Гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, определяется по праву страны места совершения сделок или возникновения обязательств из причинения вреда.. В рассматриваемом деле спор возник о дееспособности иностранца по поводу договора, заключенного на территории Казахстана. В этом случае все, что связано с дееспособностью японского гражданина возраст наступления полной гражданской дееспособности, частичная дееспособность и ее объемы и т.д.), должно быть рассмотрено по казахстанскому праву. Следовательно, коллизия права, коллизионный вопрос решается в пользу казахстанского права: суд обязан для рассмотрения предъявленного иска выбрать гражданское право Республики Казахстан.

Совокупность  коллизионных норм того или иного  государства составляет "коллизионное право" этого государства: оно  носит национальный характер и является частью национального права соответствующего государству ("казахстанское коллизионное право", "японское коллизионное право" и т.д.). Коллизионное право - это основная часть международного частного права, определяющая его характерные черты и особенности.

"Коллизия" - латинское слово, означающее  столкновение. Этот термин носит  условный характер. Образно говорят  о коллизии законов и необходимости  выбора между ними для объяснения  хода рассуждений суда или  иного лица, которые должны решить  вопрос о применении права  к правоотношению с иностранным  элементом. Коллизионная проблема - проблема выбора права, подлежащего  применению к тому или иному  правоотношению,- типична прежде всего для международного частного права. Если в других отраслях права вопросы коллизии законов имеют второстепенное, подчиненное значение, то здесь именно коллизионная проблема и ее устранение составляют основное содержание этой правовой отрасли, что отразилось, как известно, и в ее названии в ряде стран.

Коллизия  может быть устранена путем использования  так называемых коллизионных норм, указывающих, какой закон подлежит применению в том или ином случае.

Коллизионная  норма - это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению.

Поскольку коллизионная норма - это норма отсылочного  характера, ею можно руководствоваться  только вместе с какими-либо материально-правовыми  нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими вопрос по существу. Вместе с материально-правовой нормой, к  которой она отсылает, коллизионная норма выражает определенное правило  поведения для участников гражданского оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРОЕНИЕ КОЛЛЕЗИОННОЙ НОРМЫ.

Коллизионные  нормы с юридико-технической стороны - это наиболее сложные нормы, применяемые  в международном частном праве.

Коллизионная  норма по содержанию существенно  отличается от традиционных норм гражданского права, структурными элементами которых  являются гипотеза (условия применения), диспозиция (правило поведения) и  санкция (мера государственного принуждения). В отличие от этого коллизионная норма включает два структурных  элемента, которые принято именовать "объемом" и "привязкой". Объемом  коллизионной нормы называется содержащееся в ней указание тех отношений, на которые норма распространяется. Привязкой коллизионной нормы именуется  указание на правовую систему (национальное законодательство), подлежащую применению к данному виду отношений.

Например, ст. 1107 Гражданского  Кодекса  Республики Казахстан устанавливала: "Право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится...". В этой коллизионной норме слова "право собственности на вещь" обозначают объем, а слова "по закону страны, где эта вещь находится" - привязку.

Коллизионная  норма может содержать в привязке указание только на то, в каких пределах подлежит применению собственное законодательство данного государства. Такая коллизионная норма называется односторонней. Коллизионная норма может содержать в привязке указание на общий принцип, по которому можно определить, законы какого государства  подлежат применению к данному виду правоотношений с иностранным элементом. Такая коллизионная норма именуется  двусторонней. Примером может служить  ст. 1107 Гражданского  Кодекса  Республики Казахстан: "Право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится".

Судебная  практика многих стран в порядке  толкования односторонней коллизионной нормы может сделать вывод  о содержащемся в ее основе коллизионном принципе двустороннего характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ПРИКРЕПЛЕНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ.

При всем разнообразии коллизионных норм различных стран в их привязках  можно усмотреть отражение некоторых  общих начал, являющихся итогом многовекового  развития, взаимных влияний и обмена опытом. Поэтому коллизионные нормы  различных стран могут быть сведены  к определенным типам привязок (формул прикрепления), которые в литературе, а также в судебных и арбитражных  решениях принято обозначать краткими формулами на латинском языке. Наиболее типичны и часто применяются  следующие коллизионные привязки:

1) Личный  закон (lex personalis). Эта коллизионная привязка известна в двух видах: а) национальный закон или закон гражданства (lex patriae), т. е. закон страны, к которой данное лицо принадлежит по своему гражданству; б) закон местожительства лица (lex domicilh), т. е. закон государства, на территории которого данное лицо считается имеющим "оседлость".

Из  двух разновидностей личного закона старейшим является закон домицилия. Этот принцип служил критерием для  разрешения коллизий местных обычаев (кутюмов) в феодальной Франции и  был заменен законом гражданства  с принятием "Кодекса Наполеона 1814 года.

Закон гражданства принят в гражданских  кодексах Италии и ФРГ, в Бельгии, Голландии, Швеции. В Англии, США  и других странах "общего права" сохраняет значение принцип домицилия, трактовка которого в отдельных  странах имеет особенности. Английские суды применяют и отношении британских подданных, родившихся в Англии, презумпцию сохранения ими "домицилия происхождения" даже при длительном проживании таких лиц за границей.

2) Закон "национальности" юридического лица (lex societatis). Законодательство различных стран неодинаково разрешает вопросы о том, при каких условиях вступающая в гражданско-правовые отношения организация может рассматриваться как юридическое лицо (а не как совокупность физических лиц) и каковы условия и объем признания за юридическими лицами гражданской правоспособности. Отсюда возникают коллизионные вопросы "национальности" юридических лиц, так же по-разному разрешаемые в законе и практике различных стран.

Законодательство, по которому определяются гражданская  правосубъектность организации и содержание ее правоспособности, в континентальных странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Швейцария) определяется по закону места нахождения ее административного центра (правления), а в странах "общего права" (Англии, США и других) - по закону места учреждения (регистрации устава) данной организации. Вследствие различия этих коллизионных критериев организация, которая, например, имеет устав, зарегистрированный в Канаде, а правление и центр эксплуатационной деятельности в Испании, была бы во Франции признана испанским, а в Англии - канадским юридическим лицом.

3) Закон местонахождения  вещи (lex rei sitae). Этот коллизионный принцип применяется для определения, какое имущество может быть объектом вещного права, в частности, права собственности. По признаку местонахождения вещи определяется также объем вещных прав, порядок их возникновения и прекращения.

В соответствии со ст. 566-3 ГК РСФСР "право  собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится.

Возникновение и прекращение права собственности  на вещь определяются по закону страны, где эта вещь находилась в момент, когда имело место действие или  иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности. Здесь выражен один из общепризнанных коллизионных принципов.

Из установленного в данной статье закон допускает  следующие исключения:

а) право  собственности на вещь по наследованию определяется по закону последнего постоянного  местожительства наследодателя, за исключением наследования строений в СССР.

б) по внешнеторговым сделкам право собственности  на вещь определяется на особых основаниях.

4) Закон,  избранный лицами, совершающими  сделку (lex voluntatis). Этот принцип принят в коллизионном праве почти всех стран. Он означает, что исходным началом для разрешения коллизионных вопросов по сделкам с иностранным элементом является воля сторон, совершающих сделку.

Данный  принцип, именуемый "автономией волн", в казахстанском коллизионном праве выражен в ГК РК, согласно которому "права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон". Также установлено, что "возникновение и прекращение права собственности на вещь по внешнеторговой сделке определяются по закону места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторона, а право собственности на вещь, "находящуюся в пути по внешнеторговой сделке, определяется по закону страны, из которой эта вещь отправлена, если иное не установлено соглашением сторон".

Информация о работе Коллезионные нормы