Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:56, курсовая работа
В данном курсовом проекте я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям. В своей работе я проведу небольшой исторический экскурс в становление экстрадиции, так как это явление, в различных формах существует с древнейших времен; дам определение экстрадиции и охарактеризую ее основные принципы; проанализирую основные международные документы, принятые в данной сфере международной деятельности и освещу основные проблемы, возникающие в связи с выдачей преступников.
Введение
1. История становления института экстрадиции
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
2.2 Основания для экстрадиции
2.3 Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другом государстве, соотношение с институтом экстрадиции
3. Анализ основных договоров о правовой помощи
Заключение
Библиографический список
Несмотря на указанное
сходство, в основе выдачи и передачи
осужденных лежит принципиальное различие.
Сторона, ходатайствующая о выдаче
лица, осужденного ее судом, стремится
завершить реализацию своей власти
над преступником, посягнувшим на
интересы ее граждан, общества или государства,
и для этого исполнить приговор
своего суда. При передаче осужденного
иностранным судом таких
Создание института передачи осужденных государствам их гражданства для исполнения приговора иностранного суда связано с закрепившимся в XX в. подходом к наказанию не только как к каре за преступление (теперь восстановление социальной справедливости), но и как к мере, направленной на исправление осужденного, подготовку его к нормальной жизни в обществе. Возникновению этого института способствовало также общераспространенное стремление защитить права человека, ограничить их в случае совершения преступлений лишь в той мере, в какой это необходимо для расследования и рассмотрения дела и исполнения наказания[10]. Передача осужденного — акт гуманности со стороны государства, судом которого вынесен приговор. Этот акт рассчитан на повышение эффективности исполнения наказания благодаря перемещению осужденного в более благоприятную ему среду (постоянное пользование родным языком, привычные правила общения, большие возможности связи с близкими и др.) и сокращение вследствие этого ограничений прав осужденного[11].
Правовой основой передачи осужденных государствам их гражданства являются национальное законодательство государств и международные договоры[12].
Конституция Российской
Федерации не делает различия между
выдачей осужденного для
Итак, выше были приведены
сходства и различия институтов выдачи
лиц совершивших преступление и
передачи осужденных иностранцев для
отбывания наказания в
3.
Анализ основных
договоров о правовой
помощи
В завершении данной курсовой считаю нужным провести краткий анализ основных международных документов, регламентирующих экстрадицию. Начну с Европейской конвенции о выдаче правонарушителей.
Международные нормы
о выдаче, основанные на европейской
системе, были кодифицированы Европейской
конвенцией о выдаче правонарушителей,
принятой Советом Европы в 1957 г. Необходимо
отметить правовой статус Конвенции. Во
взаимоотношениях ее участников она
заменяет положения любых двусторонних
договоров, регулирующих выдачу. Это
положение распространяется и на
двусторонние договоры России со странами-участницами
Конвенции, но не на многосторонние соглашения
в рамках СНГ, в которых не все
стороны участвуют в
Конвенция достаточно подробно регламентирует вопрос о категориях (видах) правонарушений, совершение которых может служить основанием для выдачи совершившего их лица. В соответствии с ней выдача осуществляется в отношении правонарушений, наказуемых согласно законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием. Однако, если просьба о выдаче касается лица, разыскиваемого в целях исполнения приговора о тюремном заключении или другой меры лишения свободы, вынесенного в отношении такого правонарушения, выдача разрешается только в том случае, если до окончания этого наказания остается не менее четырех месяцев. При этом Конвенция предусматривает право любой договаривающейся стороны, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые преступления, пусть и наказываемые лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием, исключил такие правонарушения из сферы применения Конвенции. Для этого заинтересованная сторона в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции передает Генеральному секретарю Совета Европы: либо список правонарушений, в связи с которыми разрешена выдача, либо список правонарушений, в отношении которых выдача исключается (с указанием правовых оснований, разрешающих или исключающих выдачу). Если в дальнейшем законом договаривающейся стороны выдача исключается в отношении других правонарушений, эта сторона также уведомляет об этом Генерального секретаря, и такое уведомление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его получения Генеральным секретарем. Вместе с тем любая сторона может в любое время пересмотреть этот вопрос и вправе применить Конвенцию к правонарушениям, ранее исключенным ею из сферы действия Конвенции, проинформировав об этом Генерального секретаря.
Ограничение в выдаче,
связанное с видом и пределом
санкции за соответствующее
Аналогичное правило существует и в отношении правонарушения, хотя и признаваемого по внутреннему законодательству обычным уголовным правонарушением, но, в отношении которого, запрос о выдаче делается с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями.
Конвенция достаточно
подробно регламентирует требования,
предъявляемые к запросу, а также
порядок направления запроса
о выдаче и предоставления сопроводительных
документов и возможной дополнительной
информации. Запрос должен подаваться
в письменном виде и передаваться
по дипломатическим каналам (хотя на
основе прямого соглашения между
двумя или более сторонами
могут предусматриваться и
Запрос должен сопровождаться подлинником или заверенной копией обвинительного приговора и судебного решения или распоряжения о немедленном задержании, или ордера на арест, или другого постановления, имеющего ту же юридическую силу и выданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом запрашивающей стороны. В запросе также должны быть указаны:
— правонарушения, в связи с которыми запрашивается выдача;
— время и место совершения правонарушений;
— юридическая квалификация со ссылкой на соответствующие законодательные положения;
— как можно более точное описание требуемого лица;
— любая информация, которая может способствовать установлениюего личности и гражданства.
Если информация,
сообщенная запрашивающей стороной,
сочтена не достаточной для того,
чтобы позволить запрашиваемой
стороне принять решение о
выдаче, последняя запрашивает
Типовой договор о выдаче. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей легла в основу Типового договора о выдаче, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. Вместе с тем последний документ, носящий модельный характер, содержит некоторые особенности и уточнения, отличные от Европейской конвенции и развивающие ее[16].
Так, к правонарушениям,
которые могут повлечь за собой
выдачу, относятся такие, которые
в соответствии с законодательством
обеих сторон наказываются тюремным
заключением или другой мерой
лишения свободы на максимальный
срок не менее одного года (двух лет)
или более серьезным
Типовой договор
конкретизирует отсутствие препятствий
для выдачи в зависимости от терминологических
и конструктивных особенностей формулирования
состава соответствующего правонарушения
в законодательстве договаривающихся
сторон. Так, при установлении того,
является ли какое-либо правонарушение
таким правонарушением, которое
подлежит наказанию в соответствии
с законодательством обеих
— относятся ли действия или бездействие, составляющие данное правонарушение, в соответствии с законодательством сторон к аналогичной категории правонарушений или обозначается ли данное правонарушение аналогичным термином;
— различаются ли в соответствии с законодательством сторон составляющие элементы данного правонарушения, принимая при этом во внимание всю совокупность действий или бездействие, указываемых запрашивающим государством.
Все основания для отказа от выдачи подразделяются в Типовом договоре на императивные и факультативные. Первые в сравнении с Европейской конвенцией дополняются следующими. Выдача не разрешается:
1)если запрашиваемое
государство имеет веские
2)если предполагаемое
выдаваемое лицо приобретает
иммунитет от судебного
Информация о работе Экстрадиция в международном уголовном праве