Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:56, курсовая работа
В данном курсовом проекте я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям. В своей работе я проведу небольшой исторический экскурс в становление экстрадиции, так как это явление, в различных формах существует с древнейших времен; дам определение экстрадиции и охарактеризую ее основные принципы; проанализирую основные международные документы, принятые в данной сфере международной деятельности и освещу основные проблемы, возникающие в связи с выдачей преступников.
Введение
1. История становления института экстрадиции
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
2.2 Основания для экстрадиции
2.3 Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другом государстве, соотношение с институтом экстрадиции
3. Анализ основных договоров о правовой помощи
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа
по теме «Экстрадиция
в международном уголовном
студента 32-й группы 4-го курса
Лузина Алексея
Александровича
Научный руководитель
Смирнова Валерия
Хабаровск 2006
Оглавление
Введение
1. История становления института экстрадиции
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
2.2 Основания для экстрадиции
2.3 Институт передачи
осужденных для отбывания
3. Анализ основных договоров о правовой помощи
Заключение
Библиографический
список
Введение
В данном курсовом проекте
я хочу рассмотреть такое явление
в международном уголовном
Сразу хочу сказать,
что сегодня институт выдачи приобретает
особое значение. В результате интеграционных
процессов границы многих государств
стали "прозрачными". Усовершенствовались
средства коммуникации. Все это существенно
облегчает путь лицам, совершившим
преступление в одном государстве,
укрыться в другом. Еще более важно
то, что новые условия активно
используются организованной преступностью,
которая в растущей мере обретает
международный характер. Современная
преступность не знает территориальных
границ, и это диктует необходимость
все более тесного
Роль института
выдачи в наше время растет, о
чем свидетельствует
1.
История становления
института экстрадиции
Выдача — древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: "Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса". Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: "Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног".
В эпоху рабовладения особенно значительна была роль выдачи как средства пресечения бегства рабов — основной производительной силы. Соответствующие договоры хорошо известны практике городов-государств Древней Греции и Рима. Вместе с тем существовали и некоторые правила гостеприимства, разумеется, не для рабов. Гостеприимство зачастую предоставлялось бежавшим из враждебных государств.
Положения о выдаче
известны и практике Киевской Руси.
В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега
и Игоря с Византией
В средние века тоже заключается немало договоров о выдаче, в основном речь шла о политических преступлениях. Феодальные государства оказывали друг другу помощь в борьбе с противниками власти.
Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — "договорная запись" 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.
Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.
Существенный поворот
в судьбе института выдачи знаменовала
Французская революция XVIII в., юридически
оформившая право убежища. В Конституции
1793 г. говорилось: "Французский народ
предоставляет убежище
В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче. Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.[1]
В этот период происходит
становление новой характерной
черты института выдачи. Он не только
служит борьбе государств против преступности,
но и обеспечивает некоторые права
выдаваемых. Например, утверждаются принцип
двойной криминальности, в соответствии
с которым деяние, являющееся основанием
для выдачи, должно считаться преступлением
по праву как выдающего, так и
запрашивающего о выдаче государства;
принцип специализации или
В целом институт выдачи развивался в соответствии с исторической тенденцией демократизации и защиты прав человека. В новое время становится нормой невыдача политических преступников. Встречающиеся отклонения от общего пути носили переходящий характер, не оказывая влияния на общепринятые принципы института выдачи.
Одним из таких отклонений
был институт выдачи в соответствии
с законодательством и
В законодательстве
СССР утверждается иная концепция, отвергающая
общий принцип невыдачи политических
преступников. Последняя Конституция
СССР предусматривала предоставление
права убежища лишь иностранцам,
"преследуемым за защиту интересов
трудящихся и дела мира, за участие
в революционном и национально-
Итак, рассмотрев историю
развития института выдачи, можно
сказать, что экстрадиция на протяжении
всего времени своего существования,
была, хоть и по разным причинам, весьма
востребована государствами, в различных
регионах мира, что, в свою очередь,
показывает важность и фундаментальность
данного института в сфере
международного сотрудничества.
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1
Понятие и принципы
экстрадиции, право
государств о выдаче
Выдача преступников
(экстрадиция) – это акт правовой
помощи, осуществляемый в соответствии
с положениями специальных
Право государств неодинаково
регламентирует институт выдачи. Существуют
два основных вида комплекса норм
института выдачи. Один из них условно
можно назвать европейским, другой
— англо-американским. Первый присущ
странам романо-германского
Первый опирается на ряд четко определенных принципов: 1. Невыдачи своих граждан; 2. Двойной криминальности (т.е. уголовной наказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон); 3. Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача; 4. Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит; 5. Неприменения к выданному лицу смертной казни (государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи).[3]
Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем "либерального" толкования договоров и законов.
Оба вида имеют свои
положительные и отрицательные
стороны. Европейская система
В некоторых странах
приняты специальные законы о
выдаче, но в большинстве своем
соответствующие нормы
Примером правовой
системы, в которой отсутствует
специальный закон о выдаче, может
служить правовая система Италии.
Соответствующие вопросы
При решении связанных
с выдачей вопросов приоритет
принадлежит международным
Следует отметить, что в целом ряде европейских стран собственное право является достаточным основанием для выдачи и при отсутствии международных договоров (Италия, Франция и др.). Для стран "общего права" характерно считать наличие международного договора необходимым условием выдачи (Великобритания, США и др.). Из этого исходит и вышеупомянутый УК РФ (ч. 2 ст. 13).
Право Италии традиционно закрепляет невыдачу в связи с политическими преступлениями (ч. 4 ст. 10 Конституции). Интерес представляет редкое по объему определение политических преступлений (ст. 8 УК): преступления против политических интересов государства (посягательство на территориальную целостность, независимость и единство государства, содействие неприятелю во время войны, торговля с неприятелем, шпионаж, разглашение государственной тайны, призыв военнослужащих к неповиновению и др.). Сюда же отнесены преступления, посягающие на политические права граждан. Политическими считаются также те общеуголовные преступления, которые полностью или частично совершены по политическим мотивам.
Теперь остановимся на странах «общего права». Наиболее полное представление о них дают правовые системы Великобритании, Канады и США. Показательно, что Великобритания с ее высоким удельным уровнем прецедентного права выдачу предпочитает регулировать при помощи законов. Одной из первых она приняла Закон о выдаче (1870 г.), неоднократно вносила в него изменения и, наконец, объединила все нормы о выдаче в Законе о выдаче 1989 г. Отметим, что до этого Закона соответствующим отношениям со странами Британского содружества был посвящен особый закон — Закон о беглых преступниках 1967 г. В Канаде действует Закон о выдаче 1985 г. В США нет специального закона. Соответствующим вопросам посвящены раздел 18 Свода законов (параграфы 3181-3196) и приложение к нему 1992 г.
Информация о работе Экстрадиция в международном уголовном праве