Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:56, курсовая работа
В данном курсовом проекте я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям. В своей работе я проведу небольшой исторический экскурс в становление экстрадиции, так как это явление, в различных формах существует с древнейших времен; дам определение экстрадиции и охарактеризую ее основные принципы; проанализирую основные международные документы, принятые в данной сфере международной деятельности и освещу основные проблемы, возникающие в связи с выдачей преступников.
Введение
1. История становления института экстрадиции
2. Общие положения о выдаче преступников
2.1 Понятие и принципы экстрадиции, право государств о выдаче
2.2 Основания для экстрадиции
2.3 Институт передачи осужденных для отбывания наказания в другом государстве, соотношение с институтом экстрадиции
3. Анализ основных договоров о правовой помощи
Заключение
Библиографический список
В отличие от стран "континентального права" выдача считается возможной лишь при наличии договора. Другая особенность — при определенных условиях допускается выдача и собственных граждан. В решении вопроса о выдаче принимает участие суд. Но если суд не препятствует выдаче, то последнее слово принадлежит исполнительной власти, которая и после решения суда о допустимости выдачи может отказать в ней.
Суды этих стран отрицают существование обычной нормы международного права о невыдаче собственных граждан. Большинство заключаемых ими договоров не исключает возможности выдачи, оставляя решение конкретных случаев на усмотрение сторон. В последние годы появляются договоры, предусматривающие выдачу и собственных граждан.
Такие договоры заключаются и со странами иной правовой системы при условии, что демократизм и правопорядок страны отвечают определенному уровню. Так, Договор 1989 г. между Канадой и Нидерландами о выдаче предусматривает, что в выдаче "не будет отказываться исключительно на основе гражданства запрашиваемого лица» (ч. 1 ст. 3).
Особая позиция в отношении выдачи собственных граждан объясняется прежде всего тем, что система "общего права" придерживается принципа территориальной юрисдикции. В соответствии с этим принципом суд обладает юрисдикцией лишь в отношении лиц, совершивших преступление на территории государства суда. В результате гражданин государства, совершивший преступление за рубежом и вернувшийся в свою страну, может оказаться ненаказанным.
Еще хочу отметить, что в судебной практике стран "общего права" не раз утверждалось, что принцип двойной криминальности является договорным, а не принципом общего международного права. Отечественные ученые считают эту позицию юридически уязвимой, ведь она противоречит общему принципу уголовного права — "нет наказания без закона". Если право выдающего государства не квалифицирует деяние как преступное, то едва ли можно оправдать выдачу. Еще более парадоксально выглядит ситуация, когда страна запрашивает выдачу лица за деяние, которое не считается преступлением по ее праву.
При всей общности правового регулирования выдачи странами "общего права" между ними существуют и некоторые различия. Наиболее показательно отношение к законности при осуществлении выдачи. Суды США придерживаются позиции, согласно которой незаконная доставка обвиняемого на американскую территорию не лишает суд права подвергнуть такое лицо уголовному преследованию.
В решении Верховного Суда США по делу Мачайна (1992 г.) говорится что может быть признано правильным утверждение о том, что "похищение ответчика было "шокирующим" и что оно, возможно, нарушит принципы общего международного права". Однако это обстоятельство "не является препятствием для рассмотрения его дела судом Соединенных Штатов".
Такого рода позиция
подвергалась критике со стороны
многих стран, включая Канаду и Великобританию.
В решении Палаты лордов (в качестве
апелляционного суда) 1993 г., в частности,
говорилось, что английские суды могут
рассматривать суд над
Итак, можно сказать,
что различия в регулировании
выдачи существуют даже между странами
с общими правовыми системами. Сложившаяся
ситуация существенно осложняет
деятельность тех, кто практически
связан с осуществлением выдачи.
2.2 Основания
для экстрадиции
Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых[4], является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.
В юридической доктрине
так же, как и на практике, выделяются
различные основания выдачи лиц,
совершивших преступление. Прежде всего,
основанием экстрадиции следует
считать международный договор.
Последний в соответствии со ст.
2 Венской конвенции 1969 г. о праве
международных договоров
Большинство стран мира заключили соответствующие международные договоры об экстрадиции. В этой связи вопрос об их количестве и степени эффективности, а также о необходимости расширения сотрудничества путем заключения новых экстрадиционных договоров представляется весьма актуальным ввиду мощной интернационализации преступности.
В связи с этим
можно сделать заключение о том,
что международный договор
Однако следует отметить, что из правила о международном договоре как основания экстрадиции, бывают исключения. Как пример, можно привести Оксфордскую резолюцию Института международного права, принятую в 1880 году, где отмечается, что "не одни только договоры делают выдачу актом согласным с правом; она может иметь место даже при отсутствии какого бы то ни было международного обязательства"[6]. Речь идет о случаях, когда экстрадиция имеет место в отсутствие соответствующих договоров и, следовательно, международных обязательств по выдаче.
Некоторые страны имеют небольшое количество заключенных договоров о выдаче. К ним можно отнести такие страны, как Бразилию, Таиланд и ряд других. Данный факт можно объяснить тем, что ряд государств предпочитают вступать в договорно-правовые отношения с другими государствами только в случаях, если последние не осуществляют выдачу в отсутствие договора, и заключение договора о выдаче является единственным возможным основанием экстрадиции. Заключение договоров о выдаче также имеет место, прежде всего между государствами, территориально граничащими друг с другом. Подтверждение данного положения можно найти и в истории развития института экстрадиции.
Следует еще раз подчеркнуть, что в странах общего права, как правило, экстрадиция не имеет место при отсутствии международного договора о выдаче, в то время как ряд других стран, и прежде всего стран Европы, допускают осуществление экстрадиции в соответствии с другими основаниями. Однако и здесь есть определенные исключения. Так, статья 4 Конституции Нидерландов содержит положение, в соответствии с которым для осуществления акта экстрадиции необходимо наличие договора о выдаче.
Законодательство Эфиопии, Заира, Израиля и Турции также стоит на этой позиции, предусматривая необходимость соответствующих договорных положений.
Как справедливо отмечал Н.С. Таганцев: " международная практика указывает рядом с трактатами другое, так сказать, обычное основание выдачи — взаимность... не одни трактаты делают выдачу правомерным действием: она может практиковаться даже при отсутствии всяких договорных отношений"[7].
Так, Закон Германии об экстрадиции 1929 г., который, был принят в целях решения вопросов о выдаче с государствами, с которыми нет договоров об экстрадиции, предусматривает положение, в соответствии с которым экстрадиция не осуществляется в случае, если принцип взаимности не гарантирован. Такие же положения можно найти и в законах Аргентины, Бельгии, Австрии, Японии, Испании, Швейцарии, Перу, Мексики и т.д.
Взаимность как
основание выдачи предполагает единообразное
поведение государств: если одна сторона
удовлетворяет требование о выдаче
другой, то последняя может претендовать
на такое же поведение своего контрагента.
Данный принцип существует с давних
времен, и, как справедливо отметил
Д.П. Никольский, "выдача необходимо
предполагает взаимность, поэтому все
государства прямо
Зачастую отдельные вопросы при заключении договоров о выдаче остаются не решенными. В этих условиях, когда пробелы в правовых нормах препятствуют решению практических вопросов, большое значение имеет принцип взаимности, который создает такое положение, при котором одна сторона может осуществить свои права и обязательства лишь при условии, что другая сторона действует таким же образом. При этом следует иметь в виду то, что государства без соблюдения принципа взаимности не обязаны брать на себя одностороннее обязательство выдачи.
В юридической доктрине третьим основанием выдачи (после международного договора и взаимности) выделяют национальные законы об экстрадиции. Некоторые государства имеют для собственного руководства специальные законы, определяющие преступления, влекущие выдачу, либо перечисляющие те преступления, за которые выдача не гарантируется. Установление основополагающих норм в законе, характеризующих аспекты внутригосударственного регулирования института экстрадиции, осуществляется в целях унификации договорно-правовой практики государства. Государства, не имеющие законов о выдаче и конституции которых не содержат никаких указаний об этом, предоставляют вопрос о заключении договоров о выдаче на усмотрение своих правительств. В таких странах правительства обыкновенно полномочны осуществлять выдачу и при отсутствии договоров о выдаче[8].
В некоторых случаях государства при заключении договора о выдаче ограничивают его действие ссылкой на национальные законы об экстрадиции. Так, в договоре между Австралией и Израилем, заключенном в 1961 г., в ст. 3 (1) говорится о том, что "выдача должна быть гарантирована за преступления, наказуемые по законам Австралии лишением свободы на срок свыше одного года и предусмотренные в перечне преступлений в законе о выдаче Израиля".
Национальные законы
создают основу для заключения договоров
об экстрадиции, и поэтому следует
согласиться с положением, высказанным
в п. 4 Оксфордской резолюции
В Российской Федерации
вопросы экстрадиции также
Таким образом, из анализа
всех рассмотренных выше положений
следует, что основаниями экстрадиции
могут быть международные договоры,
национальное законодательство о выдаче
и принцип взаимности. Соответствующее
же юридическое обязательство
2.3
Институт передачи
осужденных для
отбывания наказания
в другом государстве,
соотношение с
институтом экстрадиции
Рассмотрев выше
институт выдачи лиц совершивших
преступление, я хочу обратить внимание
на схожий с ним институт передачи
осужденных иностранцев для отбывания
наказания в государстве
Передача осужденных
за границей для отбывания наказания
в государствах, гражданами которых
они являются, внешне схожа с выдачей
лиц для исполнения приговоров, вынесенных
в государствах их гражданства. В
том и другом случае одно государство
передает для отбывания наказания
другому государству его
Информация о работе Экстрадиция в международном уголовном праве