Гражданство в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 1

1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

Гражданство в международном праве.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

  Так  29 июня 1945 года между СССР и  Чехословацкой республикой был  заключен

договор о  Закарпатской  Украине.  Статья  2  Протокола  к  этому  договору

содержала договоренность сторон  о  том,  что  лица  украинской  и  русской

национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют

право оптации (приобретения) гражданства СССР в  течение до  1  января  1946

года.  Оптация происходила в соответствии  с законодательством СССР  и

становилась действительной только с согласия властей  СССР.  Это  же  право

получали  лица  |чешской  и  словацкой  национальностей,   проживавшие   на

территории  Закарпатской   Украины   и   желавшие   сохранить   гражданство

Чехословакии. Лица, получившие право оптации,  должны  были  в  течение  12

месяцев 
 
 

*Юридический  словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г. 
 
 

переселиться  в страну, гражданство которой  они намерены были приобрести. 

   Такой  же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством  СССР

и Польским временным правительством национального  единства относительно лиц

польской  и еврейской национальностей, желавших  переселиться  в  Польшу,  а

также  лиц  русской, украинской,  белорусской,   русинской   и   литовской

национальностей, проживавших на территории Польши и  желавших  переехать  в

СССР. 
 

  Следует  иметь в виду,  что,  во-первых,  оптация  возможна  не  только  в

групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при  вступлении

в брак, при  ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых,

во  всех  перечисленных  случаях  она  осуществляется  только   на   основе

добровольного выбора гражданства. 
 
 

  Трансферт-  это  «передача  населения  территории,   переходящей   из-под

суверенитета  одного государства под суверенитет  другого, соответственно  из

одного  гражданства в другое».* 
 

  Трансферт  отличается от оптации  тем,  что  здесь  изменение   гражданства

наступает   автоматически.   Фактически,   это   обмен   населением   между

государствами на  основе  международного  соглашения.  И  хотя  современное

международное право не допускает автоматического  изменения гражданства,  т.

е. его  приобретение или утрату помимо  воли  индивида, трансферт все-таки

имел место  в нескольких случаях как исключение. 
 

  Впервые   переселение  было   предусмотрено   конвенцией   и   протоколом,

подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции  и  Лозанне  (Швейцария)

по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после  победы

последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы  содержали положение о

принудительном  обмене всех  греческих  подданных  Турции  на  мусульманских

подданных Греции (за некоторыми исключениями). 
 

  Такое  же переселение было предусмотрено решением Потсдамской  конференции

руководителей великих держав-победительниц  в  1945  г.  по  итогам  Второй

мировой войны, которым предусматривалось  перемещение в  Германию  немецкого

населения или части его, оставшегося в  Польше, Чехословакии и Венгрии.  Это

было мотивировано, прежде  всего,  тем,  что  проживавшее  в  этих  странах

немецкое  население служило поводом для  интервенции немецких войск. 
 
 

*Л.Д.Тимченко  Международное право учебник  – Х., 1999 г. 

       3.Прекращение    гражданства,    основные    способы.     Прекращение

                 гражданства на основании международного  договора. 
 

  В   соответствии  со  ст.  12  Международного  пакта   о   гражданских   и

политических  правах   “любому,   кто  законно   находится   на   территории

любого  государства,  принадлежит,  в  границах   этой   территории,   право

на  свободное  передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек

имеет право  оставлять любую страну, включая  свою  собственную.  Упомянутые

выше   права  не  могут  быть  объектом  никаких ограничений,   кроме тех,

которые предусмотрены законом и являются  необходимыми 

для охраны государственной безопасности, общественного  порядка,  здоровья  и

нравственности  населения... Никто не может быть своевольно  лишен  права  на

въезд в  свою собственную страну.”* Из смысла  данной  статьи  следует  право

гражданина  на выход из гражданства своего государства. Таким  образом  выход

из  гражданства  является  одним  из  способов  прекращения  гражданства.  В

законодательстве  многих  государств  существует  еще   несколько   способов

прекращения  гражданства,  к  ним  относятся:  утрата  гражданства;  лишение

гражданства; прекращение гражданства на основании  международных  договоров.

Рассмотрим  подробнее каждый из способов. 

  Общепринято,  что разработка осований  и  условий  выхода  из  гражданства

(отказа  от гражданства) относится к  исключительной компетенции   конкретного

государства. Обычно выход  из  гражданства  осуществляется  по  ходатайству

лица,  т.е.  заявление  о  выходе  из   гржданства   подается   гражданином

непосредственно. Вместе с тем, если  Конвенция  о сокращении  безгражданства

от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1  ст.  4  предусматривает  возможность

принятия  в гражданство в результате поданного  заявления самим лицом или  от

его имени, следовательно,  такой  же  порядок  возможен  и  при  выходе  из

гражданства. В выходе  их  гражданства  может  быть  отказано,  если  лицо,

которое  ходатайствует  о  выходе  из  гражданства  привлечено  в  качестве

обвиняемого  в   уголовном   деле   или   относительно   которого   имеется

обвинительный приговор суда, который вступил всилу  и  подлежит  исполнению.

Датой прекращения  гражданства является дата издания  соответствующего  указа

уполномоченным  органом (Президент в Украине). 
 

  Международное  право  уделяет  особое  внимание  субинститутам  утраты  и

лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком  способе

прекращения гражданства принадлежит исключительно  госу- 
 
 

   *   Международный   пакт   о   гражданских    и    политических    правах

принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

дарству, т.е индивид лишается гражданства  не только по воле государства,  но

и по его  инициативе. А это, естественно,  в  случаях  произвола  приводит  к

нарушению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 

  Поэтому  в международном праве существует  ряд международно-правовых актов,

касающихся  таких способов прекращения  гражданства.  Прежде  всего  следует

отметить  Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая

в п.2 статьи 15 закрепила положение, в  соответствии  с  которым  никто  не

может быть произвольно лишен своего гражданства  или  права  изменить  свое

гражданство. 
 

  Проблема  лишения  гражданства  регулируется  Конвенцией   о   сокращении

безгражданства  от 30  августа  1961  года,  в  соответствии  с  положениями

которой существенно ограничиваются условия,  при  которых  гражданин  может

быть лишен  гражданства.  В  частности,  статья  9  Конвенции  устанавливает

прямой  запрет  на  индивидуальное  или  групповое  лишение  гражданства  по

расовым, этническим, религиозным или политическим мотивам. 
 

  В   современном  международном   праве  субинститут   лишения   гражданства

считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом

еще в  ответ на  противоправные  действия  фашистских  государств,  лишавших

гражданства отдельных лиц  или  группы  лиц  по  национальным  или  расовым

мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в  послевоенные  годы  в

некоторых тоталитарных государствах, в  том  числе  в  СССР,  весьма  часто

практиковалось  лишение  гражданства  по  политическим  мотивам.   Так,   в

семидесятые годы XX века за критику политического  режима  в  своей  стране,

гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели  культуры  и  искусства  (А.

Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие).  И

хотя в  СССР такая практика была впоследствии  осуждена,  она  по  сей  день

напоминает  нам о грубейших нарушениях прав человека со стороны государства. 
 

  Законодательство   суверенной   Украины   в   этой   области    полностью

соответствует общепризнанным международно правовым нормам. 
 

  Особенностью  механизма утраты гражданства   в  Украине  является  то,  что

такая  утрата  не  инициируется  государством   в   отношении   конкретного

гражданина. Здесь законодатель пошел  по  пути  формального  закрепления  в

нормативно-правовом акте перечня  деяний,  при  совершении  которых  лицом,

наступает утрата гражданства. 
 

  Так,  в соответствии со статьей  18 Закона Украины от 18 января  2001  года

гражданство Украины утрачивается: 
 

      1.  если  гражданин  Украины   после  достижения  им   совершеннолетия

         добровольно приобрел гражданство  иного гооударства. 

  Добровольным  приобретением гражданства иного  государства  считаются  все

Информация о работе Гражданство в международном праве