Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа
Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства
Введение ………………………………………………………………….. 1
1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………
Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен
договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору
содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской
национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют
право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946
года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и
становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право
получали лица |чешской и словацкой национальностей, проживавшие на
территории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство
Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12
месяцев
*Юридический
словарь под ред. Н.Д.
переселиться
в страну, гражданство которой
они намерены были приобрести.
Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР
и Польским временным правительством национального единства относительно лиц
польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а
также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской
национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в
СССР.
Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в
групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении
в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых,
во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе
добровольного
выбора гражданства.
Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под
суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из
одного
гражданства в другое».*
Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства
наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между
государствами на основе международного соглашения. И хотя современное
международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т.
е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки
имел место
в нескольких случаях как исключение.
Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом,
подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария)
по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы
последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о
принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских
подданных
Греции (за некоторыми исключениями).
Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции
руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй
мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого
населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это
было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах
немецкое
население служило поводом для
интервенции немецких войск.
*Л.Д.Тимченко
Международное право учебник
– Х., 1999 г.
3.Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании
В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и
политических правах “любому, кто законно находится на территории
любого государства, принадлежит, в границах этой территории, право
на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек
имеет право оставлять любую страну, включая свою собственную. Упомянутые
выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех,
которые
предусмотрены законом и
для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и
нравственности населения... Никто не может быть своевольно лишен права на
въезд в свою собственную страну.”* Из смысла данной статьи следует право
гражданина на выход из гражданства своего государства. Таким образом выход
из гражданства является одним из способов прекращения гражданства. В
законодательстве многих государств существует еще несколько способов
прекращения гражданства, к ним относятся: утрата гражданства; лишение
гражданства; прекращение гражданства на основании международных договоров.
Рассмотрим
подробнее каждый из способов.
Общепринято, что разработка осований и условий выхода из гражданства
(отказа от гражданства) относится к исключительной компетенции конкретного
государства. Обычно выход из гражданства осуществляется по ходатайству
лица, т.е. заявление о выходе из гржданства подается гражданином
непосредственно. Вместе с тем, если Конвенция о сокращении безгражданства
от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1 ст. 4 предусматривает возможность
принятия в гражданство в результате поданного заявления самим лицом или от
его имени, следовательно, такой же порядок возможен и при выходе из
гражданства. В выходе их гражданства может быть отказано, если лицо,
которое ходатайствует о выходе из гражданства привлечено в качестве
обвиняемого в уголовном деле или относительно которого имеется
обвинительный приговор суда, который вступил всилу и подлежит исполнению.
Датой прекращения гражданства является дата издания соответствующего указа
уполномоченным
органом (Президент в Украине).
Международное право уделяет особое внимание субинститутам утраты и
лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком способе
прекращения
гражданства принадлежит
* Международный пакт о гражданских и политических правах
принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.
дарству, т.е индивид лишается гражданства не только по воле государства, но
и по его инициативе. А это, естественно, в случаях произвола приводит к
нарушению
общепризнанных прав и свобод человека
и гражданина.
Поэтому
в международном праве
касающихся таких способов прекращения гражданства. Прежде всего следует
отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая
в п.2 статьи 15 закрепила положение, в соответствии с которым никто не
может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое
гражданство.
Проблема
лишения гражданства
безгражданства от 30 августа 1961 года, в соответствии с положениями
которой существенно ограничиваются условия, при которых гражданин может
быть лишен гражданства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает
прямой запрет на индивидуальное или групповое лишение гражданства по
расовым,
этническим, религиозным или политическим
мотивам.
В современном международном праве субинститут лишения гражданства
считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом
еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишавших
гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым
мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в
некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто
практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в
семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране,
гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А.
Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И
хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день
напоминает
нам о грубейших нарушениях прав
человека со стороны государства.
Законодательство суверенной Украины в этой области полностью
соответствует
общепризнанным международно правовым
нормам.
Особенностью механизма утраты гражданства в Украине является то, что
такая утрата не инициируется государством в отношении конкретного
гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в
нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых лицом,
наступает
утрата гражданства.
Так, в соответствии со статьей 18 Закона Украины от 18 января 2001 года
гражданство
Украины утрачивается:
1. если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия
добровольно приобрел
Добровольным
приобретением гражданства