Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа
Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства
Введение ………………………………………………………………….. 1
1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………
используемого в законодательстве многих государств. Исходя из положений
статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994
г. «иностранцами признаются иностранные граждане- лица, принадлежащие к
гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и
лица без гражданства- лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо
государства».* Таким образом, этот термин носит собирательный характер, его
систематическое толкование дает нам понимание того, что в круг лиц,
являющихся иностранцами, входят не граждане конкретного государства, а
только иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся
на территории этого государства. Следует отметить, что Закон Украины «О
гражданстве Украины» от 18 января 2001 года использует как термин
«иностранец», под которым подразумевает лицо, которое не находится в
гражданстве Украины и является гражданином_(подданным) иного государства
или государств, то есть фактически иностранный гражданин, так и термин
«лицо без гражданства», под которым подразумевает лицо, которое ни одно
государство соответственно своему законодательству не считает своим
гражданином, то есть апатрид.
Национальное законодательство многих государств различает несколько
категорий иностранцев: постоянно проживающих на территории государства;
временно пребывающих в государстве; обладающих дипломатическим иммунитетом;
беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои
особенности. Так например, согласно статье 1 Закона Украины «О гражданстве
Украины»
от 18 января 2001 года:
*Закон Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4февраля 1994 г. ВВРУ
1994 г. № 23 ст. 161
. проживание на территории Украины на законных основаниях- это
проживание в Украине
имеют в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года отметку
о постоянной или временной прописке на территории Украины, или
зарегистрировали на
или имеют свидетельство на
постоянное либо временное
территории Украины, или им предоставлен статус беженца либо убежище
в Украине;
. беспрерывное проживание на территории Украины это проживание в
Украине лица, если его разовый выезд за границу по частным делам не
превышал 90 дней, а в сумме за год 180 дней. Не являются нарушением
требования о беспрерывном проживании, выезде лица за границу в
служебную командировку , на обучение, в отпуск, на лечение по
рекомендации соответствующего медицинского учреждения или изменение
лицом местожительства на
Таким образом институт гражданства в международном праве занимает
немаловажное место. Именно категория гражданство раскрывает суть связей
отдельной личности и государства. Граждане отдельно взятого государства
должны находиться под его защитой, а государство обязано предоставлять
такую защиту своим гражданам. Однако и государство вправе требовать
выполнения
определенных условий (обязанностей) со
стороны своих граждан.
2. Приобретение
гражданства, его способы и условия.
В соответствии со ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа
1961 г. «государство
предоставляет свое
территории, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство
предоставляется:
1. при рождении, в силу закона, или
2.
по ходатайству перед
или от его имени в
Таким образом международному праву известны следующие способы приобретения
гражданства:
. филиация
. натурализация (укоренение)
. оптация и трансферт
. смешанная система
Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение гражданства по рождению. В
порядке филиации гражданство приобретается на основании двух принципов:
. гражданство по принципу «
ребенок становится гражданином того государства, на территории
которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет
значения. Принцип «права почвы», который еще называют
территориальным принципом, применяется в основном в странах
Латинской Америки (закреплен в законодательстве 14 государств этого
региона), в том числе и в Аргентине. Поэтому, например, ребенок,
родившийся от граждан Украины в Аргентине, наравне с украинским
гражданством получит и
возникает двойное гражданство)
от граждан Аргентины за границей, т.е. за пределами территории
Аргентины, признается
что принцип «права почвы» в чистом виде не применяется нигде;
. гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь
ребенок приобретает
рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них
основана на принципе «
мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства
родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный
ребенок приобретает
на равноправии родителей и, согласно
ей,
*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН
ребенок при разном гражданстве родителей получает гражданство
отца или матери.
Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные
сложности,
которые по-разному
различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители
ребенка являются гражданами различных государств.
Принципы «права крови» и «права почвы» сочетаются в законодательстве
практически
всех государств, в том числе и
Украины.
В соответствии со ст.2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30
августа 1961 «найденыш, находящийся на территории договаривающегося
государства, поскольку его место рождения не установлено,
предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих
гражданство этого государства», в развитие этих положений ст.3 данной
Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном
транспорте
за пределами определенного
обязательств договаривающихся в соответствии с настоящей Конвенцией
государств рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим
место на территории того государства, под флагом которого это судно
плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный
корабль
зарегистрирован, в зависимости
от обстоятельств.»*
Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения
принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется
законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного
государства
или признающихся его гражданами.
В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ,
нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно
взаимосвязаны
с нормами о приобретении гражданства.
Например, приобретение гражданства по рождению по существу не отличается
от признания ребенка гражданином государства, т.е. принадлежащим к
гражданству. Признание новорожденного гражданином происходит автоматически
(путем записи в книге актов гражданского состояния при наличии у ребенка
«права крови» или «права почвы»). Но во-первых, такое признание происходит
ежедневно и ежечасно и не обусловлено вступлением в силу закона о
гражданстве.
*Конвенция
о сокращении безгражданства от
30 августа 1961 г. ООН
Принадлежность
же к гражданству
проживающие в стране и некоторые категории проживающих за границей),
устанавливается именно на дату вступления в силу закона о гражданстве. Во-
вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от
гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на
гражданство детей, а также от места рождения ребенка («принцип почвы») и