Наличие
наднационального института (Европейская
комиссия), в компетенцию которого
входит осуществление "поддерживающих,
координирующих и дополняющих" политику
государств-членов действий - важный фактор
успеха формирования общего образовательного
пространства.
Единая
нормативная база создает возможность,
но не заменяет необходимости сотрудничества
субъектов всех уровней: университетов,
профессиональных организаций, министерств
и ведомств. В результате были выработаны
общие подходы и ценности, которые
впоследствии оформляются в нормы,
а также созданы инструменты
и технологии.
Для
успешного сотрудничества в сфере
образования необходима постоянно действующая
специализированная информационная сеть,
предоставляющая достоверную и полную
информацию всем участников процесса,
служащая делу интеграции. По мере усложнения
информационного пространства ее значение
возрастает.
Несмотря
на эволюцию задач общей образовательной
политики, главной целью стран - членов
Сообщества всегда было "гармоничное
развитие экономической деятельности,
достижение стабильности, ускоренное
повышение уровня жизни и более
тесные отношения между странами-членами"
Достижение этой цели - краеугольный камень
Болонского процесса, участники которого
считают высшее образование
"ключом к конкурентоспособности Европы".
21
Интеграция
в мировую систему высшего
образования системы высшего
профессионального образования
Российской Федерации при сохранении
и развитии достижений и традиций
российской высшей школы – это
один из принципов государственной
политики в сфере образования, зафиксированный
законом (ст.2, п.1, п/п.3 Федерального закона
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 22 августа 1996 г. №
125-ФЗ).
Присоединение
России к Болонскому процессу дает
новый импульс модернизации высшего
профессионального образования, открывает
дополнительные возможности для
участия российских вузов в проектах,
финансируемых Европейской комиссией,
а студентам и преподавателям
высших учебных заведений в академических
обменах с университетами европейских
стран.
В
настоящее время Минобрнауки
России совместно с Евросоюзом формирует
«Общее пространство Россия-ЕС в области
науки и образования». Начавшийся
с присоединения России к Болонской
декларации процесс интеграции российской
и европейской систем образования
является одним из важных элементов
формируемого пространства.
На
современном этапе модернизации
российского образования реализация
положений Болонской декларации
в контексте приоритетных направлений
развития образовательной системы
Российской Федерации, одобренных на заседании
коллегии Минобрнауки России 4 ноября
2004 г., является одним из направлений государственной
политики в сфере высшего профессионального
образования.
Для
полноценного участия в Болонском
процессе российской высшей школе предстоит
в 2005-2010 годах предпринять ряд
мер, среди которых создание условий
для функционирования:
-двухуровневой
системы высшего профессионального
образования;
-системы
зачетных единиц для признания
результатов обучения;
-сопоставимой
с требованиями европейского
сообщества системы обеспечения
качества образовательных учреждений
и образовательных программ вузов;
-внутривузовских
систем контроля качества образования
и привлечение к внешней оценке
деятельности вузов студентов
и работодателей, а также создание
условий для введения в практику
приложения к диплому о высшем
образовании, аналогичного европейскому
приложению и развития академической
мобильности студентов и преподавателей.
С
2002 года стали традиционными такие
ежегодные мероприятия, как:
-международные
конференции по проблемам формирования
общего европейского образовательного
пространства, проводимые на базе
Санкт-Петербургского государственного
университета;
-международные
совещания по введению системы
зачетных единиц в высшем профессиональном
образовании, организованные на
базе Российского университета
дружбы народов;
-региональные
совещания по проблемам участия
России в формировании европейского
образовательного пространства (Таганрогский
государственный радиотехнический
университет, Уральский государственный
университет, Томский государственный
политехнический университет, Владивостокский
государственный университет экономики
и сервиса и др.);
-школы-семинары
по введению приложения к диплому
с участием специалистов Санкт-Петербургского
государственного технического
университета;
-семинары
по разъяснению положений Болонского
процесса и формированию государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования
на основе компетентностного
подхода, проводимые на базе
Исследовательского центра проблем
качества образования, а также
другие мероприятия, инициированные
Национальным фондом подготовки
кадров, вузами, государственно-общественными
организациями.
Различные
проблемы развития системы высшего
профессионального образования
в соответствии с положениями
Болонской декларации рассматривались
также на:
-всероссийских
совещаниях проректоров по учебной
работе высших учебных заведений,
проводимых на базе Московского
государственного института стали
и сплавов (технического университета);
-всероссийских
совещаниях по проблемам качества
образования, проводимых на базе
Уфимского государственного технического
университета и Исследовательского
центра проблем качества подготовки
специалистов.
Только
в 2004 году в проектах, выполняемых
в рамках научных отраслевых программ,
исследованы такие вопросы как «Разработка
и апробация научно-методического обеспечения
оценки социально-экономических последствий
затрат, связанных с интеграцией российской
системы образования в общеевропейскую
в рамках Болонского процесса», «Анализ
проблем и перспектив интеграции российской
высшей школы в общеевропейское пространство
высшего социально-экономического образования»,
«Разработка стандартов подготовки бакалавров
и магистров - специалистов по экономическим,
гуманитарным и педагогическим специальностям».
Общий объем финансирования проектов
составил более 10 млн. рублей.
В
целях активизации и координации
работ по вхождению системы высшего
профессионального образования
в европейское образовательное
пространство, расширения контактов
с рабочими группами и иными структурами
Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций
приказом Минобрнауки России от 25 октября
2004 г. № 100 была создана группа по осуществлению
Болонских принципов в России.22
Заключение
В
последние десятилетия XX века высшая
школа большинства стран Западной
Европы столкнулась с острыми
финансовыми проблемами. Такая ситуация
была во многом связана с тем, что
в условиях увеличения численности
студентов (с середины 50-х до середины
90-х гг. почти во всех западноевропейских
странах она выросла более
чем в 10 раз) происходило замедление
темпов роста государственной поддержки
вузов.
В
80-90-е гг. во многих странах Западной
Европы государство взяло курс на
то, чтобы переложить больше расходов
по финансированию высшего образования
на студентов и их семьи, выпускников
вузов. Бесплатное высшее образование
критиковалось как не обеспечивающее
ни эффективности, ни равенства образовательных
возможностей. До 1980г. обучение в высшей
школе западноевропейских стран, за
редким исключением, было практически
бесплатным. Кроме того, студенты в
ряде стран получали стипендии. В 80-90-е
гг. в финансировании высшего образования
произошли изменения, и в конце
90-х гг. бесплатным обучение в вузах
осталось в Германии, Австрии, Дании,
Финляндии, Греции, Норвегии, Швеции; во
Франции плата за обучение в вузах
весьма невелика, в Бельгии, Испании,
Ирландии, Италии, Нидерландах и
Швейцарии она высока. Государство
стремилось обеспечить более широкое
участие частных фирм в финансировании
высшего образования, содействовать
развитию рыночных отношений в этой
сфере. Утверждалось, что рынок должен
обеспечить поступление дополнительных
средств для финансирования системы
высшего образования, рост ее эффективности
и даже большее равенство образовательных
возможностей.
Большинство
западных экспертов считает наилучшим
путем решения экономических
проблем высшего образования
смешанное финансирование его развития.
Однако и здесь есть свои проблемы.
Так, весьма трудно определить, каким
должно быть соотношение государственного
и частного финансирования, прежде
всего из-за сложности количественной
оценки внешних и индивидуальных выгод
от инвестиций в высшее образование.
Реформы
систем финансирования высшего образования
в странах Западной Европы в 80-90-е
гг. были нацелены на активизацию рыночных
тенденций. Усиление влияния рынка
предполагало, во-первых, диверсификацию
источников финансирования высшей школы,
рост доходов вузов, получаемых за предоставляемые
ими услуги, разработку программ поиска
финансовых ресурсов и заключения контрактов
с частными компаниями; а во-вторых,
проведение политики, направленной на
увеличение вклада студентов и нанимателей
выпускников вузов в финансирование
высшего образования.
В последние годы возросла
финансовая самостоятельность учреждений
высшего образования западноевропейских
стран. Это привело к расширению
круга источников финансирования
их деятельности; произошло увеличение
доли платы за обучение и
доходов от контрактов с бизнесом
и государственными структурами.
Тем не менее в большинстве
этих стран государственные блоковые
субсидии продолжают оставаться
наиболее важным источником доходов
вузов.
В
80-е гг. были разработаны специальные
системы оценки преподавательской
и научно-исследовательской деятельности
вузов. От такой оценки в определенной
мере зависит финансирование вузов
(например, от качества преподавания и
научно-исследовательской деятельности
зависят возможности получения
дополнительного финансирования и
т.д.), их престиж и популярность.
Растет значение государственного
финансирования, поступающего вузам
через потребителей услуг образования,
т.е. студентов, в соответствии
с их выбором; параллельно уменьшается
роль блоковых субсидий. Возникают
новые механизмы финансирования,
"следующего" за студентами
в соответствии с их выбором учебного
заведения. Главная цель таких механизмов
- расширение возможностей выбора.
Другое крупное изменение, происходящее
в системе финансирования высшего
образования, связано с включением
в нее образовательных кредитов.
Предоставление таких кредитов
означает перекладывание части
расходов по финансированию высшего
образования на потребителей, поскольку
их введение обычно сопровождается
сокращением государственного финансирования
(в виде стипендий студентам
или через субсидирование оплаты
обучения).
Рыночные механизмы, содействуя
конкуренции, могут повышать эффективность
высшего образования лишь при
определенных условиях (наличии
конкурентной среды, адекватной
информации о вузах и т.д.).
Введение
образовательных кредитов в финансирование
высшего образования означает увеличение
риска для их получателей. Во-первых,
возникает риск того, что хотя студенты
могут и не завершить обучение
или не завершить его в срок,
им все равно придется возвращать
кредит. Во-вторых, начиная учебу, студенты
еще не знают, какое влияние она
окажет на их будущие доходы. Студенты
из семей с низкими доходаи
могут не захотеть "влезать в
долги", поэтому для них доступность
высшего образования уменьшается.
Однако определенные схемы предоставления
кредитов, предусматривающие возврат
задолженности по ним с учетом
будущих доходов приводит к снижению
доступности высшего образования.
Сегодня наиболее привлекательный
и интересный, с точки зрения
возможного заимствования, пример
для России дает Франция, где
около двух третей выпускников
школ поступают в высшие учебные
заведения, причем большая часть
- в университеты и университетские
институты. Университетское образование
приобрело массовый характер
и перестало быть элитарным. Количество
обучающихся в университетах по сравнению
с 1955г. возросло почти в 10 раз.