Европейская система образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является постановка и разрешение таких проблем, как сущность, содержание и форма образовательного права, определение его места в системе права европейских стран.

Работа содержит 1 файл

курсовая123.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

  Введение

     Актуальность  темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в Европе, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

     Европа - это не только единая валюта, сотрудничество в экономической и банковской сферах, но также и сотрудничество в сфере образования.

     Открытое  европейское пространство для высшего  образования несет в себе богатый  источник возможных перспектив, учитывающих  наше разнообразие, но, с другой стороны, вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров и обновлению систем преподавания и  обучения, что будет способствовать развитию мобильности и тесного  сотрудничества.

     Точкой  отсчета интеграции стал договор  об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. Он предусматривал создание общего рынка и сближение  экономической политики государств-членов, "устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами". В рамках Совета Европы еще ранее, в 1953 году была принята Европейская  конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой "студентам, успешно  завершившим обучение в средней  школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены  все возможности для поступления  в университет в другом государстве-члене". С целью обеспечения доступа  в университеты, расположенные на их территории, все страны - члены  Сообщества признавали эквивалентность  дипломов, полученных на территории других стран, подтверждавших полученную квалификацию.

     C начала создания общего европейского  рынка страны - члены Европейского  экономического сообщества придавали  большое значение выработке общей  эффективной политики в сфере  образования . Несмотря на то, что на различных этапах развития Евросоюза приоритеты сотрудничества в области образования менялись, принципы, заложенные в основополагающих документах, до настоящего времени остаются залогом успеха продолжающейся интеграции.

     Образовательная политика в Евросоюзе относится  к компетенции государств-членов, а межгосударственное сотрудничество в сфере образования реализуется на основе принципа субсидиарности. Принцип субсидиарности предполагает первичность действий государств - членов Сообщества и допускает возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне Европейского сообщества. Как инструмент интеграционной политики такой подход основывается на двух предпосылках: признании необходимости интеграции и невозможности ее одновременного и единообразного достижения. На практике подход, предусматривающий создание общего законодательства в сфере образования на основе единых приоритетов, целей и принципов, оставляющий пространство для обсуждения деталей и реализации их на национальном уровне, оказался наиболее эффективен для сотрудничества.

     Важность  сотрудничества в сфере  образования для достижения целей интеграции европейских стран не нашло отражения в Римском договоре. Однако в этом документе было сформулировано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также предусматривалось право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории государств - членов Европейского сообщества для свободного "осуществления предпринимательской деятельности". Декларировалось, что впоследствии Совет министров издаст директивы о взаимном признании дипломов, сертификатов и других свидетельств о формальных квалификациях". Одновременно с этим в разделе "Социальная политика" договор формулировал задачу Европейской комиссии: "Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки", а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования .

     Таким образом, признание эквивалентности квалификаций рассматривается в Римском договоре как предпосылка свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг, как основы формирования общего рынка труда на территории Сообщества. На том этапе развития Европейская комиссия не располагала собственным бюджетом и, следовательно, средствами на поддержку сотрудничества в сфере образования между государствами Сообщества.

     Изучая  ситуацию в сфере образования, можно  отметить, что в последние годы появились некоторые обнадеживающие тенденции в развитии образования  в ЕС, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер.

     Степень разработанности проблемы определила цель данной работы. Целью исследования является постановка и разрешение таких проблем, как сущность, содержание и форма образовательного права, определение его места в системе права европейских стран.

     Задачи работы:

     - анализ понятия «образование»  и проявление его специфических  черт в ЕС;

     - изучение правовых основ организации  и деятельности системы образования  в ЕС;

     - выявление особенностей предмета  образовательного права в Европе;

     - изучение специфических особенностей  метода образовательного права европейских стран;

     - разработка предложений по совершенствованию  образовательного законодательства.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, склады- вающиеся в образовательной  сфере стран Европы.

     Предметом исследования выступает формирование и дальнейшее развитие образовательного права в качестве самостоятельной отрасли национального права.

     Методологической  основой работы являются диалектико-материалистический метод, а также совокупность различных  методологических приемов и средств  познания.

     Теоретической основой послужили труды отечественных  и зарубежных ученых и специализированных агенств, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, философов, психологов, политологов, социологов.

      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1: Понятие европейского права

 

     Термин  «европейское право» употребляют чаще всего в трех значениях.

     1. Зачастую им именуют совокупность национальных правовых систем европейских государств.

     2. Термин «европейское право» используется также для обозначения той части   международно-правовых   норм,   посредством   которых регулируются отношения между европейскими государствами в самых различных областях.

     3. Также термин «европейское право» используется для обозначения совокупности правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза. При этом важно отметить, что право Сообществ и право Европейского Союза - во многом совпадающие, но идентичные понятия.

     Наряду  с термином «европейское право» в  литературе для обозначения того же понятия используются и другие термины. Чаще всего говорят «право Европейского Сообщества». Этот термин вполне правомерен, когда речь идет о той части норм европейского права, которые неразрывно связаны  с Европейским Сообществом, и  обладает в силу этого правовым режимом  и свойствами.

     Изначально  «европейское  право»  объединяет  две  основные составляющие. Ими  выступаю, с одной стороны, правовые нормы, имеющие своим источником международно-правовые по своей природе  акты; с другой стороны - правовые нормы, источником которых являются акты, издаваемые институтами ЕС (Европейского Союза). Иначе говоря, правовая система  ЕС является результатом как межнационального сотрудничества, так и формализованной  наднациональной активности.1

     Характеризуя  европейское право, следует иметь  в виду, что оно не представляет собой некую отдельную отрасль  права наряду с конституционным, административным, гражданским, финансовым и т.п. Европейское право выступает  как особая самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными  правовыми системами и системой международно-правовой.

     Термином  «европейское право» обозначают и особую правовую систему, и учебный курс, преподаваемый в юридических  учебных заведениях.

     Под европейским правом понимается система  юридических норм, создаваемых в  связи с образованием и функционированием  европейских сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых  в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

     Европейское право как особая система характеризуется  двумя основными чертами. Во-первых, все правовые нормы, его образующие, порождены развитием и углублением  интеграционных процессов нашедших свое организационное выражение  и воплощение в создании Европейских  сообществ и Европейского Союза. Во-вторых, все эти правовые нормы, несмотря на гетерогенность Союза, объединяет то, что они призваны обеспечить достижение его целей и решение  стоящих перед ним задач. Главным  системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания европейского права в единое целое, является их неразрывная связь с существованием Сообществ и Союза.2

     Предметная  юрисдикция Сообществ и Союза  строго лимитирована. Что касается внутренней структуры европейского права, то субъектами могут выступать  физические и юридические лица, государства-члены  Сообщества и институты, представляющие Сообщества как юридические лица. Вертикальный срез системы европейского права:

     1. Нормы первичного (или основополагающего) права. Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах, образуют конститутивную основу - фундаментальную базу Сообществ и Союза. Нормы первичного права, содержащиеся в учредительных договорах, устанавливаю цели, принципы и задачи Европейских сообществ и Европейского Союза. Сферу их ведения или юрисдикцию, порядок формирования и функционирования институтов, условия осуществления членства. Учредительные договоры определяют основные параметры европейского права, его особенности, условия и порядок применения.

     2. Нормы вторичного (или производного) права. Вторичное право образуют не правовые нормы, которые издаются в качестве   юридически   обязательных   предписаний   институтами Европейского Союза и которые регулируют в рамках юрисдикции Сообществ и Союза отношения между субъектами права ЕС. Главные отличительные особенности таких норм - верховенство по отношению к национальным   правовым   установлениям,   прямое   действие, интегрированность   в   национальное   право   и   обеспеченность юрисдикционной защитой.

     3. Нормы третичного (или дополнительного) права.

     Третичное право включает правовые нормы, источником которых являются соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами  в целях реализации предписаний, содержащихся в самих учредительных  договорах.

     Это вертикальный срез системы европейского права потому. Что первичное занимает главенствующее положение, определяя  устои и формы интеграции. Вторичное  носит производный характер и  создается на его основе. Его нормы  не должны противоречить первичному, а в случае коллизии преимущественную силу имеют нормы первичного права. Третичное дополняет вторичное, действуя в сфере, где право ЕС не применяется.

     Не  менее существенное значение имеет  установление горизонтальной структуры  европейского права. Существуют три  сегмента европейского права. Все эти  слагаемые тесно взаимосвязаны, однако каждое из них обладает собственными квалификационными характеристиками.

     Первую  и главную составляющую образует право Европейских сообществ (т.н. коммунитарное право), включающее нормы  первичного и вторичного права. Основные особенности:

     договор об учреждении ЕС создал собственный  оригинальный правопорядок, свою особую систему права.

Информация о работе Европейская система образовательного права