Технические риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В данной работе как раз и ставится задача рассмотреть риск как категорию и определить основные методы, способствующие минимизации различного рода потерь.

Содержание

Введение
1. Страховой риск: сущность и классификация рисков
1.1 Понятие риска
1.2 Виды рисков и их оценка
2. Управление риском
2.1 Общая теория управления риском
2.2 Оценка возможного риска
2.3 Методы управления риском
2.4 Управление рисками на транспорте
2.5 Финансирование риска
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Страховой  риск: сущность и классификация  рисков 

1.1 Понятие риска

1.2 Виды рисков  и их оценка

2. Управление  риском

2.1 Общая теория  управления риском

2.2 Оценка возможного  риска

2.3 Методы управления  риском

2.4 Управление  рисками на транспорте

2.5 Финансирование  риска

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Жизнедеятельность человеческого общества всегда несла  и несет в себе определенную опасность. Стихийные бедствия, несчастные случаи, просчеты в производственно-хозяйственной  деятельности и другие непредвиденные события могут нарушить сбалансированность общественного производства, вторгаясь  в него на любой его стадии.

Постепенно цеховое  страхование перешло к более  совершенной форме создания страховых  денежных фондов путем уплаты регулярных страховых взносов членов сообщества в свои кассы. По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование  уступило место страхованию в  денежной форме. Раскладка ущерба в  денежной форме значительно расширила  возможности взаимного страхования. Существенное развитие страхования  приходится во второй половине XV века, когда европейцы начали активно  осваивать новые земли. Эпоха  великих географических открытий породила развитие судоходства, международную  торговлю и новые опасности, связанные  с этой деятельностью. В 1468году создается  Венецианский кодекс морского страхования. В конце XVII-- начале XVIII века возникают  первые страховые общества в области  морского страхования: в Генуе в 1741 году, в Париже в 1686 году и др. преимущественно  портовых городах Европы. Постепенно страхование начало охватывать и  другие риски, не связанные с морем.

В настоящее  время страхование является важным сектором, как мировой, так и национальной финансовой системы.

Экономическая сущность страхования состоит в  предоставлении страховой защиты. Страховую  защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные  опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной  стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами  жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей  в обеспечении названных интересов. Развитие предпринимательской деятельности как основы функционирования рыночной экономики, несет в себе потенциальную  угрозу убытков. Риск в бизнесе неизбежен. Вероятность потерь так же реальна, как и возможность получить прибыль. Для того, чтобы обеспечить стабильное общественное воспроизводство, в том числе в сферах повышенного риска, общество должно было выработать соответствующий защитный механизм для борьбы с риском. Среди различных методов управления риском выделяется страхование. Страхование как составная финансовой системы способствует стабилизации экономики. Для России - это особенно необходимо. Реформирование экономики России, ее переход к рыночной экономике связан с большими трудностями, порождает множество социально-экономических, экологических, политических и других проблем, при решении которых возможны не только положительные, но и отрицательные результаты.

Страхование, являясь  эффективным инструментом защиты интересов  участников транспортного процесса, напрямую оказывает влияние на качество транспортного обслуживания.

Следует отметить, что законодательство о страховании  гражданской ответственности перевозчика  перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе  и у наших транспортных партнеров  по СНГ (Казахстан, Беларусь и Молдова). Их опыт показывает, что обязательное страхование гражданской ответственности  перевозчиков перед пассажирами дает положительный результат как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков. В последнее время проблемы обеспечения сохранности перевозимых грузов, предотвращения аварий и убытков от них, борьба с терроризмом и другие глобальные меры борьбы за безопасность - приобретают важнейшее значение для дальнейшего развития обеспечения нормальной работы всех видов транспорта и в первую очередь железных дорог.

В настоящее  время на различных видах транспорта действуют разные механизмы и  стандарты страхования пассажиров как с точки зрения вида договора страхования, так и с точки  зрения величины страхового покрытия - от 12 тыс. до 2 млн. руб. Причем страховая  сумма зависит, скорее, не от вида транспорта, а от времени принятия того нормативного акта, которым введено обязательное страхование на том или ином виде транспорта.

В данной работе как раз и ставится задача рассмотреть  риск как категорию и определить основные методы, способствующие минимизации  различного рода потерь.

 

1. Страховой риск: сущность и классификация  рисков

1.1 Понятие риска

Чрезвычайность, риск есть норма существования человечества. Предметы труда подвержены воздействию  разрушительных сил природы, (стихийные  бедствия, несчастные случаи, катастрофы). Каждое стихийное бедствие и несчастный случай рассматриваются как опасность, затрагивающая предметы труда, в  связи с чем возникает страховое отношение, т.е. объект страховой защиты. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит риск. Без наличия соответствующего риска нет страхования, поскольку нет страхового интереса. Содержание риска и степень вероятности его определяют содержание и границы страховой защиты. Риск существует на всем протяжении действия договора страхования.

Понятие "риск" означает опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление. Это  гипотетическая возможность наступления  ущерба. Всякий конкретный риск, например риск пожара, представляет собой только возможность наступления определенного  неблагоприятного события (например, возгорания застрахованных построек). Риск -- объективное явление в любой сфере человеческой деятельности и проявляется как множество отдельных обособленных рисков.

Сущность риска  может быть рассмотрена в различных  аспектах. Точное измерение риска  возможно математическим путем с  применением теории вероятностей и  закона больших чисел. По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в  неизвестных размерах. Существует точка  зрения, согласно которой о риске  можно говорить только тогда, когда  имеется отклонение между плановым и фактическим результатами. Данное отклонение может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательное -- имеет место при неблагоприятном результате, положительное -- возникает, если фактический результат благоприятнее, чем ожидалось. Возможность отрицательного отклонения между плановым и фактическим результатами, т.е. опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление, называется риском. Возможность положительного отклонения при исходных заданных параметрах на одно ожидаемое явление носит название «шанс». В этом смысле можно говорить о риске ущерба или шансе на прибыль, где ущерб выражен в отрицательном, а прибыль -- в положительном отклонении между плановым и фактическим результатами. С понятием риска тесно связано понятие ущерба. Если риском является только возможное отрицательное отклонение, то ущербом -- действительное фактическое отрицательное отклонение. Через ущерб реализуется риск, приобретая конкретно измеримые и реальные очертания. Риск и ущерб связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе познания природы.

Деятельность  в логистической цепи по перемещению товаров неизбежно связана с различного рода рисками, касается ли это перевозок грузов теми или иными видами транспорта, осуществления операций складирования и временного хранения грузов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Логистическая цепочка - это зона повышенного риска, в которой всегда существует вероятность чрезвычайных происшествий. В последние годы к тому же резко обострилась террористическая угроза и объекты транспорта неоднократно становились мишенью атак террористов как в нашей стране, так и за рубежом. С другой стороны, само понятие «безопасность движения» также является многогранным и предполагает реализацию целого комплекса мер, связанных как с прогнозированием возможных угроз и противодействием их реализации, так и с созданием наиболее эффективных с технической и с экономической точек зрения механизмов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Проявление риска  не зависит от случайности события  и воли человека. Это, прежде всего, касается стихийных бедствий и несчастных случаев. Когда человеческие знания достигнут такого уровня, при котором возможно проецировать условия прошлого на будущее, контроль над риском будет эффективнее и его вредоносное воздействие сведется к минимуму.

Страхованию присуща  объективная и субъективная вероятность. Объективная вероятность отражает законы, присущие явлениям и предметам  в их объективной реальности. Субъективная вероятность отражает случайности, игнорирующие объективный подход к  действительности, отрицающие или не учитывающие объективные законы природы и общества.

Людям свойственно  различное отношение к риску. В экономической теории принято  выделять: а) нейтральных к риску; б) любителей риска; в) испытывающих антипатию к риску, или противников  риска. Однако в основной своей массе  люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняют, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономическими причинами, в  частности, той или иной деятельностью, которую выбирает человек. Но не только экономическая деятельность оказывает  влияние на человека, его отношение  к риску. Под воздействием и других факторов: социальных, политических, экологических  и прочих возникают те или иные риски.

1.2 Виды рисков  и их оценка

Риск -- величина непостоянная. Его изменения во многом обусловлены изменениями в экономике, а также рядом других факторов. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска: ведутся соответствующие статистический учет, анализ и обработка собранной информации. Исходя из полученной информации о возможном развитии риска страховщик делает его оценку, которая заключается в анализе всех рисковых обстоятельств, характеризующих параметры риска. Выделяют соответствующие группы риска, которые служат мерой и критерием оценки. Каждая группа содержит объекты страхования, обладающие примерно одинаковыми признаками (гомогенная группа).

По результатам  оценки принимаются решения, к какой  рисковой группе следует отнести  тот или иной объект, какая тарифная ставка наилучшим образом соответствует  данному риску. Средняя величина рисковых обстоятельств есть средний  рисковый тип группы, которая используется в качестве меры сравнения.

Оценка объекта  страхования необходима для установления страховой суммы, которая определяет меру обязательства со стороны страховщика  или максимальный предел возмещения ущерба в форме вознаграждения. Величина страхового вознаграждения определяется степенью понесенного ущерба и может  совпадать или быть меньше страховой  суммы в зависимости от видов  и условий страхования. Кроме  того, страховая сумма определяет возможность или невозможность  принятия на страхование конкретного  риска.

При оценке риска  выделяют следующие его виды: риски, которые возможно застраховать; риски, которые невозможно застраховать; благоприятные  и неблагоприятные риски, а также  технический риск страховщика.

Наибольшую группу составляют риски, которые возможно застраховать. Страховой риск -- это тот, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба. Основные критерии, которые позволяют считать риск страховым:

риск, который  включается в объем ответственности  страховщика, должен быть возможным;

риск должен носить случайный характер. Объект, по отношению к которому возникает  страховое правоотношение, характеризуется  неустойчивым, временным типом связи  и не должен подвергаться опасности, которая заранее известна страховщику  или собственнику объекта страхования. При этом всем сторонам, участвующим  в договоре страхования, заранее  не известны конкретное время страхового случая и возможный размер причиненного ущерба;

случайность проявления данного риска следует соотносить с массой однородных объектов. С  этой целью организуется соответствующее  статистическое наблюдение, анализ данных которого позволяет установить адекватную прогнозу страховую премию.

наступление страхового случая, выраженное в реализации риска, не должно быть связано с волеизъявлением страхователя или иного заинтересованного лица. Нельзя принимать на страхование риски, которые связаны с умыслом страхователя (спекулятивные риски);

факт наступления  страхового случая не известен во времени  и пространстве;

страховое событие  не должно иметь размеры катастрофического  бедствия, т.е. не должно охватывать массу  объектов в рамках крупной страховой  совокупности, причиняя массовый ущерб;

вредоносные последствия  реализации риска необходимо объективно измерить и оценить.

По объему ответственности  страховщика риски подразделяются на индивидуальные и универсальные. Например, индивидуальный риск выражен в договоре страхования шедевра живописи во время перевозки и экспозиции на случай актов вандализма по отношению к нему. Универсальный риск, который включается в объем ответственности страховщика по большинству договоров имущественного страхования -- кража.

Особую группу составляют специфические риски: аномальные и катастрофические. К аномальным относят риски, величина которых  не позволяет отнести соответствующие  объекты к тем или иным группам  страховой совокупности.

Информация о работе Технические риски