Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.2. СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА 9
1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ 22
2.1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 22
2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ 34
Заключение 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Страховой надзор в настоящее
время осуществляет
а) выдача страховщиками
б) ведение единого
в) контроль за
г) установление правил
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
е) обобщение практики
Высокая
доля ответственности страховщика
за социальные последствия его деятельности
требует организации
Страховой
рынок как часть финансово-
Регулирующая
роль органов государственного страхового
надзора предусматривает
1. Регистрация и лицензирование
2. Обеспечение гласности
3. Поддержание правопорядка в отрасли
Государственное
регулирование начинается на этапе
допуска страховых компаний на рынок.
Средством регулирования
Лицензирование деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Необходимым
условием для получения лицензии
является наличие у страховой
организации полностью
При
обращении страховой
Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:
• программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;
•
правила или условия
• статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа,
В
случае не обеспечения финансовой устойчивости
страховых операций Департамент
страхового надзора может потребовать
от страховой организации
Для
осуществления возложенных
•
проводить проверки отдельных сторон
финансово-хозяйственной
• получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
•
осуществлять контроль за создаваемыми
в страховых организациях необходимыми
резервами для обеспечения
•
контролировать размещение страховыми
организациями временно свободных
средств с целью определения
степени надежности капиталовложений
и ликвидности активов этих организаций.
В случае выявления нарушений
по результатам проверок отдельных
сторон финансово-хозяйственной
Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации
Следующая
функция — обеспечение
Чтобы
не допускать ограничения
Третья
функция — поддержание
Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, а также действий страховых компаний по разделу рынка страховых услуг с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции: искусственное завышение или занижение страховых тарифов, попытка ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или условиях страхования своих конкурентов.
Трудноразрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.
Несмотря на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. В большинстве своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски.
Было бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов.
Недостаточны
собственные финансовые ресурсы
национальных страховщиков, прежде всего
из-за недостаточных требований к
начальным размерам уставного капитала.
Увеличение собственных средств
и страховых резервов страховщиков
сдерживается низким развитием страховых
операций, что, в свою очередь, зависит
не только от общего состояния экономики,
но и от совершенствования