Страховой андеррайтинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей андеррайтинга в страховании ином, чем страхование жизни, выявление его особенностей и методов.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие, цель и функции андеррайтинга;
2) Разобрать виды и методологию андеррайтинга;
3) Изучить процедуру андеррайтинга, современные подходы;
4) Изучить особенности, проблемы и перспективы развития страхового андеррайтинга в Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1.Теория андеррайтинга 6
1.1 Понятие, цель и функции андеррайтинга 6
1.2 Виды и методология андеррайтинга 12
2. Разработка процедуры андеррайтинга 15
2.1 Процедура андеррайтинга, организация андеррайтинга в страховых компаниях 15
2.2 Анализ приоритетной процедуры андеррайтинга в ОАО «СГ МСК» 28
3. Проблемы и перспективы развития страхового андеррайтинга в РФ. 35
3.1 Проблемы развития андеррайтинга 35
3.2 Перспективы развития андеррайтинга 41
Заключение 44
Список используемой литературы 46

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 91.54 Кб (Скачать)

После заключения договора страхования андеррайтер  участвует в его сопровождении, осуществляя мониторинг состояния  объекта (предмета) страхования и контроль выполнения плана мероприятий по снижению рисков, и, в случае изменения параметров принятых на страхование рисков, пересчитывает страховой тариф и готовит изменения в договор. При нарушениях страхователем своих обязательств по договору страхования андеррайтер готовит заключение о расторжении договора или об уменьшении страховой выплаты при наступлении страхового случая.

В последнее  время большинство отечественных  страховщиков уже создали или  создают собственные службы андеррайтинга с целью обеспечения и повышения положительного финансового операционного результата по всей совокупности договоров страхования, заключаемых страховщиком. Эта цель достигается организацией системного подхода к решениям о принятии на страхование рисков (заключении договоров), их тарификации и иных условиях страхования, который позволяет находить и поддерживать оптимальный баланс между объемом продаж и уровнем выплат по каждому виду страхования в зависимости от конкретных объектов страхования, заявленных рисков и складывающейся рыночной ситуации.

Специалисты подчеркивают следующие особенности  роли андеррайтера в страховой компании:

  • андеррайтер далеко не всегда имеет право самостоятельно определять свою андеррайтерскую политику;
  • андеррайтер не может увидеть окончательный результат своей профессиональной деятельности и ее влияние на финансовый результат страховщика в целом, если не налажена регулярная работа по учету прибыльности операций страхования и перестрахования.

В полном цикле  андеррайтинга принимают участие не только андеррайтеры.

Для организации  эффективной службы андеррайтинга необходимо обеспечить эффективную работу традиционных служб страховщика, прежде всего финансовый и операционный учет.

Руководитель службы андеррайтинга должен в первую очередь:

  • обеспечить детальное знание и понимание всеми специалистами службы операций страхования и перестрахования и постановку технического задания коллективу андеррайтеров по оценке конкретных рисков;
  • сформировать структурированную базу данных, позволяющую найти ответ на любые запросы андеррайтера.

Служба андеррайтинга обычно включает главного андеррайтера, ведущих андеррайтеров по направлениям (дирекциям) страхования в центральном офисе страховщика и андеррайтеров по видам страхования в региональных структурных подразделениях (филиалах). Руководит службой главный андеррайтер, назначаемый исполнительным органом страховой компании. Решения по андеррайтингу и тарифной политике, обязательные для всех подразделений, принимаются также исполнительным органом страховщика.

Служба андеррайтинга обычно является коллегиальным органом, который вырабатывает предложения по андеррайтерской и тарифной политике, рассматривает и выносит на утверждение исполнительного органа страховщика предложения по методологии андеррайтинга, андеррайтерским (тарифным) руководствам, рассматривает предварительные финансовые итоги своей работы. Техническую работу по обеспечению деятельности службы андеррайтинга в целом обеспечивают специально создаваемые для этих целей отделы.

Подписание  договоров страхования вправе осуществлять уполномоченные на то лица при неукоснительном  соблюдении следующих требований:

  • при подписании стандартных договоров страхования – соблюдения условий о состоянии объекта страхования и наборе страховых рисков, утвержденных установленным образом андеррайтерским (тарифным) руководством;
  • при подписании индивидуальных договоров страхования – наличия на договоре страхования визы (либо наличия письменного положительного заключения) андеррайтера, имеющего полномочия на принятие ответственности по соответствующему виду страхования и лимиту ответственности.

Результаты  работы андеррайтерской службы оформляются в виде следующих документов и материалов:

а) андеррайтерская и тарифная политика страховщика по видам страхования и по портфелю в целом;

б) методология андеррайтерской работы;

в) андеррайтерские и тарифные руководства для массовых видов страхования;

г) типовые андеррайтерские заключения по индивидуальным договорам страхования;

д) типовые формы условий договоров, полисов в части разделов, подпадающих под сферу компетенции службы андеррайтинга;

е) рекомендации экспертам  по ключевым факторам, подлежащим описанию при осмотре объектов страхования  для целей андеррайтинга;

ж) лимиты ответственности  по видам страхования на один договор (предмет) страхования и порядок  согласования договоров с лимитами ответственности, превышающими установленные  лимиты;

з) рекомендации продавцам по предварительным переговорам с потенциальными страхователями в части возможных условий страхования по индивидуальным договорам;

и) аналитические материалы  для руководства страховой компании:

  • прогноз операционного финансового результата (нетто-премии минус выплаты);
  • прогноз динамики изменения страховых резервов;

к) решения службы андеррайтинга;

л) проекты решений исполнительного  органа страховой компании.

Эффективность андеррайтинга оценивают обычно по финансовым результатам страхования. Для этого в общем финансовом результате выделяют следующие уровни:

1) андеррайтерский результат – заработанная нетто-премия (зачисленная премия за минусом страховых резервов и понесенных расходов на ведение дела);

2) страховой результат  – сумма андеррайтерского результата и доходов от инвестирования страховых резервов;

3) операционный результат  – сумма страхового результата  и доходов от инвестирования  акционерного капитала.

Страховая компания, созданная для того чтобы приносить  прибыль своим учредителям, должна быть заинтересована в контроле этих трех результатов.

2.2 Анализ приоритетной процедуры андеррайтинга в ОАО «СГ МСК» 

Грамотно  поставленный в страховой организации андеррайтинг является одной из основ ее эффективной деятельности. В общепринятом понимании отечественных страховщиков андеррайтинг – это процесс анализа предлагаемых на страхование рисков, принятия решения о страховании того или иного риска и определения условий, на которых риск может быть принят. Однако данное определение лишь в узком смысле отражает содержание андеррайтинга.

На  самом деле на андеррайтинг необходимо смотреть шире – это специфический бизнес процесс, который затрагивает не только прямое страхование, но и перестрахование, как в части перераспределения рисков в

цессию, так  и в части принятия рисков извне, а также – комплекс иных мероприятий по защите портфеля.

Главной целью андеррайтинга принято считать обеспечение сбалансированности и рентабельности страхового портфеля страховой организации в целом и достижения заданных показателей убыточности портфеля посредством селекции рисков и управления ими, установления оптимальных с точки зрения страховщика условий страхования и перераспределения принятых обязательств.

Поэтому стратегия андеррайтинга как общий не детализированный план деятельности охватывающий длительный период времени, должна быть подчинена данной цели и раскрывать способы достижения этой цели посредством решения необходимых задач, поставленных с учетом имеющихся ресурсов.

Касаясь вопросов организации андеррайтинга в ОАО «СГ МСК», он представляет собой трехуровневую иерархическую систему, которая включает:

1) андеррайтинг портфеля страховой организации в целом;

2) андеррайтинг по отраслям страхования (по видам страхования);

3) андеррайтинг начального уровня (в продающих подразделениях).

На  каждом из этих уровней ставятся свои цели и задачи, которые в конечном счете направлены на достижение общего положительного результа деятельности компании, поэтому каждый уровень наделен четко определенными функциями, а для оптимальной работы между смежными уровнями четко организовано взаимодействие и обмен информацией, гарантирующие быстрое принятие необходимого решения. Каждый вышестоящий уровень осуществляет контрольные функции в отношении нижестоящего.

Андеррайтинг первого уровня затрагивает основополагающие вопросы обеспечения сбалансированности портфеля страховой организации в целом. Поэтому на данном уровне в качестве основной выделяется аналитическая функция, которая заключается в анализе струкуры и параметров портфеля, его динамики, установление приемлемого уровня убыточности в целом и по осуществляемым видам страхования в отдельности. Все аналитические прогнозы делаются с учетом глобальных тенденций рынка, его динамики, изменения его конъюнктуры. На данном уровне принимаются решения об определении направлений, на которых необходимо активизировать страхование, ставиться задачи коррекции имеющихся страховых продуктов и разработки новых страховых продуктов, в том числе инновационных, принимаются решения о расширении спектра страховых услуг в целом и установлении принципов тарифной политики.

Дополнительно выделяется управленческая функция, которая заключается в управлении системой андеррайтинга второго уровня и установлении основных принципов андеррайтерской политики, в том числе и особенностей осуществления перестрахования, как активного, так и пассивного. Важную роль должен играет за качеством андеррайтинга по всем видам страхования, а также контроль за деятельностью обособленных (региональных) подразделений страховой организации, чтобы своевременно определить проблемные подразделения, установить и устранить причины имеющихся проблем.

Из  практики достаточно много можно привести примеров перекоса страхового портфеля структурных подразделений в регионах, увлекшихся страхованием каско, по устанавленым низким тарифам. И когда на смену роста рынка пришел кризис 2009–2010 годов и объем собираемой премии резко упал, возник кассовый разрыв между поступающими премиями и выплатами. Недальновидность такой политики, ввиду недоформирования резервов, приводила к необоснованным задержкам и отказам по выплатам из-за отсутствия средств, что, во-первых, наносит серьезный удар по имиджу любого страховщика и страхования в целом, а во_вторых, нарушает права потребителей страховых услуг.

На  втором уровне осуществляется андеррайтинг по отраслям страхования, который предполагает стратегию на обеспечение приемлемого уровня убыточности по конкретным видам страхования в пределах, установленных андеррайтерами первого уровня.

Андеррайтинг данного уровня уже непосредственно связан с процессом принятия рисков и выполняет свое техническое предназначение. Он связан с установлением порядка и условий принятия рисков на страхование, как для «массовых» страховых продуктов, так и для «индивидуальных», с установлением критериев приемлемости рисков для страхования, а также – критериев их оценки и тарификации.

Поэтому и здесь особое значение отдается аналитической функции. А вот задачи на данном уровне сводятся к конкретным видам страхования:

  • к анализу убыточности по соответствующей части страхового портфеля;
  • к определению степени риска по договору страхования;
  • к выявлению условий, способствующих уменьшению или увеличению
  • вероятности наступления страховых случаев в рамках конкретного вида страхования;
  • к анализу тарифной политики.

Важно отметить, что в целях понимания потребностей рынка, сущности рисков, подлежащих страхованию, андеррайтеры данного уровня непосредственно участвуют в процессе страхования, ведет переговоры с потенциальными страхователями и со страховыми брокерами, оказывают консультационную и методическую поддержку агентскому персоналу. Это позволяет не только создавать продукты максимально адаптированные к потребностям рынка, но и способствовать формированию правильного понимания сущности страховых услуг у потребителей.

На  андеррайтеров данного уровня также возложена методическая функция, предусматривающая разработку регламентов по видам страхования, рабочих инструкций по заключению и оформлению договоров страхования, обучение продавцов страховых услуг приемам и методам оценки и тарификации риска, рекомендации по предотвращению страхового мошенничества.

В отношении «массовых» страховых  продуктов часть полномочий на принятие на страхование передана непосредственно в продающие подразделения.

Контрольная функция на данном уровне предусматривает мониторинг уже заключенных договоров страхования в рамках конкретного вида страхования в целях проверки соблюдения андеррайтерской политики продающими подразделениями компании, а также мониторинг выплатных дел в целях анализа качества самого страхового продукта и выявления оснований для его корректировки.

Андеррайтинг начального уровня проводится специалистами продающих подразделений в пределах предоставленных им полномочий в рамках общепринятой андеррайтерской политики компании.

Цель  андеррайтинга в продающих подразделениях заключается в принятии на страхование объектов и рисков, удовлетворяющих стандартным (типовым) требованиям в рамках правил страхования, типовых страховых продуктов и базовых тарифных. Специалисты продающих подразделений, как правило, проводят андеррайтинг «массового» страхового продукта в рамках предписанных методических рекомендаций, однако при взаимодействии с андеррайтерами вышестоящего уровня обеспечивают первичный андеррайтинг даже по эксклюзивным рискам, руководствуясь единой выработанной андеррайтерской политикой в рамках компании.

Информация о работе Страховой андеррайтинг