Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей андеррайтинга в страховании ином, чем страхование жизни, выявление его особенностей и методов.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие, цель и функции андеррайтинга;
2) Разобрать виды и методологию андеррайтинга;
3) Изучить процедуру андеррайтинга, современные подходы;
4) Изучить особенности, проблемы и перспективы развития страхового андеррайтинга в Российской Федерации.
Введение 4
1.Теория андеррайтинга 6
1.1 Понятие, цель и функции андеррайтинга 6
1.2 Виды и методология андеррайтинга 12
2. Разработка процедуры андеррайтинга 15
2.1 Процедура андеррайтинга, организация андеррайтинга в страховых компаниях 15
2.2 Анализ приоритетной процедуры андеррайтинга в ОАО «СГ МСК» 28
3. Проблемы и перспективы развития страхового андеррайтинга в РФ. 35
3.1 Проблемы развития андеррайтинга 35
3.2 Перспективы развития андеррайтинга 41
Заключение 44
Список используемой литературы 46
После заключения договора страхования андеррайтер участвует в его сопровождении, осуществляя мониторинг состояния объекта (предмета) страхования и контроль выполнения плана мероприятий по снижению рисков, и, в случае изменения параметров принятых на страхование рисков, пересчитывает страховой тариф и готовит изменения в договор. При нарушениях страхователем своих обязательств по договору страхования андеррайтер готовит заключение о расторжении договора или об уменьшении страховой выплаты при наступлении страхового случая.
В последнее
время большинство
Специалисты подчеркивают следующие особенности роли андеррайтера в страховой компании:
В полном цикле андеррайтинга принимают участие не только андеррайтеры.
Для организации эффективной службы андеррайтинга необходимо обеспечить эффективную работу традиционных служб страховщика, прежде всего финансовый и операционный учет.
Руководитель службы андеррайтинга должен в первую очередь:
Служба андеррайтинга обычно включает главного андеррайтера, ведущих андеррайтеров по направлениям (дирекциям) страхования в центральном офисе страховщика и андеррайтеров по видам страхования в региональных структурных подразделениях (филиалах). Руководит службой главный андеррайтер, назначаемый исполнительным органом страховой компании. Решения по андеррайтингу и тарифной политике, обязательные для всех подразделений, принимаются также исполнительным органом страховщика.
Служба андеррайтинга обычно является коллегиальным органом, который вырабатывает предложения по андеррайтерской и тарифной политике, рассматривает и выносит на утверждение исполнительного органа страховщика предложения по методологии андеррайтинга, андеррайтерским (тарифным) руководствам, рассматривает предварительные финансовые итоги своей работы. Техническую работу по обеспечению деятельности службы андеррайтинга в целом обеспечивают специально создаваемые для этих целей отделы.
Подписание договоров страхования вправе осуществлять уполномоченные на то лица при неукоснительном соблюдении следующих требований:
Результаты работы андеррайтерской службы оформляются в виде следующих документов и материалов:
а) андеррайтерская и тарифная политика страховщика по видам страхования и по портфелю в целом;
б) методология андеррайтерской работы;
в) андеррайтерские и тарифные руководства для массовых видов страхования;
г) типовые андеррайтерские заключения по индивидуальным договорам страхования;
д) типовые формы условий договоров, полисов в части разделов, подпадающих под сферу компетенции службы андеррайтинга;
е) рекомендации экспертам по ключевым факторам, подлежащим описанию при осмотре объектов страхования для целей андеррайтинга;
ж) лимиты ответственности по видам страхования на один договор (предмет) страхования и порядок согласования договоров с лимитами ответственности, превышающими установленные лимиты;
з) рекомендации продавцам по предварительным переговорам с потенциальными страхователями в части возможных условий страхования по индивидуальным договорам;
и) аналитические материалы
для руководства страховой
к) решения службы андеррайтинга;
л) проекты решений
Эффективность андеррайтинга оценивают обычно по финансовым результатам страхования. Для этого в общем финансовом результате выделяют следующие уровни:
1) андеррайтерский результат – заработанная нетто-премия (зачисленная премия за минусом страховых резервов и понесенных расходов на ведение дела);
2) страховой результат – сумма андеррайтерского результата и доходов от инвестирования страховых резервов;
3) операционный результат – сумма страхового результата и доходов от инвестирования акционерного капитала.
Страховая компания, созданная для того чтобы приносить прибыль своим учредителям, должна быть заинтересована в контроле этих трех результатов.
Грамотно поставленный в страховой организации андеррайтинг является одной из основ ее эффективной деятельности. В общепринятом понимании отечественных страховщиков андеррайтинг – это процесс анализа предлагаемых на страхование рисков, принятия решения о страховании того или иного риска и определения условий, на которых риск может быть принят. Однако данное определение лишь в узком смысле отражает содержание андеррайтинга.
На самом деле на андеррайтинг необходимо смотреть шире – это специфический бизнес процесс, который затрагивает не только прямое страхование, но и перестрахование, как в части перераспределения рисков в
цессию, так и в части принятия рисков извне, а также – комплекс иных мероприятий по защите портфеля.
Главной целью андеррайтинга принято считать обеспечение сбалансированности и рентабельности страхового портфеля страховой организации в целом и достижения заданных показателей убыточности портфеля посредством селекции рисков и управления ими, установления оптимальных с точки зрения страховщика условий страхования и перераспределения принятых обязательств.
Поэтому стратегия андеррайтинга как общий не детализированный план деятельности охватывающий длительный период времени, должна быть подчинена данной цели и раскрывать способы достижения этой цели посредством решения необходимых задач, поставленных с учетом имеющихся ресурсов.
Касаясь вопросов организации андеррайтинга в ОАО «СГ МСК», он представляет собой трехуровневую иерархическую систему, которая включает:
1) андеррайтинг портфеля страховой организации в целом;
2) андеррайтинг по отраслям страхования (по видам страхования);
3) андеррайтинг начального уровня (в продающих подразделениях).
На каждом из этих уровней ставятся свои цели и задачи, которые в конечном счете направлены на достижение общего положительного результа деятельности компании, поэтому каждый уровень наделен четко определенными функциями, а для оптимальной работы между смежными уровнями четко организовано взаимодействие и обмен информацией, гарантирующие быстрое принятие необходимого решения. Каждый вышестоящий уровень осуществляет контрольные функции в отношении нижестоящего.
Андеррайтинг первого уровня затрагивает основополагающие вопросы обеспечения сбалансированности портфеля страховой организации в целом. Поэтому на данном уровне в качестве основной выделяется аналитическая функция, которая заключается в анализе струкуры и параметров портфеля, его динамики, установление приемлемого уровня убыточности в целом и по осуществляемым видам страхования в отдельности. Все аналитические прогнозы делаются с учетом глобальных тенденций рынка, его динамики, изменения его конъюнктуры. На данном уровне принимаются решения об определении направлений, на которых необходимо активизировать страхование, ставиться задачи коррекции имеющихся страховых продуктов и разработки новых страховых продуктов, в том числе инновационных, принимаются решения о расширении спектра страховых услуг в целом и установлении принципов тарифной политики.
Дополнительно выделяется управленческая функция, которая заключается в управлении системой андеррайтинга второго уровня и установлении основных принципов андеррайтерской политики, в том числе и особенностей осуществления перестрахования, как активного, так и пассивного. Важную роль должен играет за качеством андеррайтинга по всем видам страхования, а также контроль за деятельностью обособленных (региональных) подразделений страховой организации, чтобы своевременно определить проблемные подразделения, установить и устранить причины имеющихся проблем.
Из практики достаточно много можно привести примеров перекоса страхового портфеля структурных подразделений в регионах, увлекшихся страхованием каско, по устанавленым низким тарифам. И когда на смену роста рынка пришел кризис 2009–2010 годов и объем собираемой премии резко упал, возник кассовый разрыв между поступающими премиями и выплатами. Недальновидность такой политики, ввиду недоформирования резервов, приводила к необоснованным задержкам и отказам по выплатам из-за отсутствия средств, что, во-первых, наносит серьезный удар по имиджу любого страховщика и страхования в целом, а во_вторых, нарушает права потребителей страховых услуг.
На втором уровне осуществляется андеррайтинг по отраслям страхования, который предполагает стратегию на обеспечение приемлемого уровня убыточности по конкретным видам страхования в пределах, установленных андеррайтерами первого уровня.
Андеррайтинг данного уровня уже непосредственно связан с процессом принятия рисков и выполняет свое техническое предназначение. Он связан с установлением порядка и условий принятия рисков на страхование, как для «массовых» страховых продуктов, так и для «индивидуальных», с установлением критериев приемлемости рисков для страхования, а также – критериев их оценки и тарификации.
Поэтому и здесь особое значение отдается аналитической функции. А вот задачи на данном уровне сводятся к конкретным видам страхования:
Важно отметить,
что в целях понимания
На андеррайтеров данного уровня также возложена методическая функция, предусматривающая разработку регламентов по видам страхования, рабочих инструкций по заключению и оформлению договоров страхования, обучение продавцов страховых услуг приемам и методам оценки и тарификации риска, рекомендации по предотвращению страхового мошенничества.
В отношении «массовых» страховых продуктов часть полномочий на принятие на страхование передана непосредственно в продающие подразделения.
Контрольная функция на данном уровне предусматривает мониторинг уже заключенных договоров страхования в рамках конкретного вида страхования в целях проверки соблюдения андеррайтерской политики продающими подразделениями компании, а также мониторинг выплатных дел в целях анализа качества самого страхового продукта и выявления оснований для его корректировки.
Андеррайтинг начального уровня проводится специалистами продающих подразделений в пределах предоставленных им полномочий в рамках общепринятой андеррайтерской политики компании.
Цель андеррайтинга в продающих подразделениях заключается в принятии на страхование объектов и рисков, удовлетворяющих стандартным (типовым) требованиям в рамках правил страхования, типовых страховых продуктов и базовых тарифных. Специалисты продающих подразделений, как правило, проводят андеррайтинг «массового» страхового продукта в рамках предписанных методических рекомендаций, однако при взаимодействии с андеррайтерами вышестоящего уровня обеспечивают первичный андеррайтинг даже по эксклюзивным рискам, руководствуясь единой выработанной андеррайтерской политикой в рамках компании.