Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:22, реферат
Страхование ответственности производителя или исполнителя, продавца за качество реализуемых товаров, работ или услуг, позволяет существенно повысить конкурентоспособность товара, торговой марки, повысить имидж производителя или торговой организации в глазах потребителей. В финансовом плане страхование позволяет избежать расходов, связанных с возмещением возможного вреда потребителям.
Страхование гражданской ответственности перевозчика ори-ентировано на имущественные интересы, связанные с ответст-венностью страхователя (транспортной компании) за вред, при-чиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам (например, грузополучателям).
При страховании гражданской ответственности потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события.
Применительно к гражданской авиации субъектом гражданской ответственности перед третьими лицами яв-ляется владелец воздушного судна, использующий его в момент причинения вреда. Страхователями при страховании граждан-ской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.
Под вредом понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.
Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика регулируются нормами международного воздушного права, в частности, Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, в которой участвует и Россия. По договору, страхования ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (т.е. авиаперевозчик) обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесение телес-ных повреждений или причинение ущерба имуществу третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично проводится страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а также за со-хранность груза.
На морском транспорте проводится страхова-ние ответственности судовладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причи-нением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объек-том страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имуще-ства входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, порто-вые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).
К числу рисков, принимаемых на страхование, также отно-сятся обязательства:
* связанные с причинением вреда окружающей среде (напри-мер, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
* возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъяв-ляемых к судовладельцу;
* по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);
* расходы судовладельца по предупреждению ущерба, умень-шению или определению размера убытка.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. в связи с бурным развитием морской торговли. Клуб вза-имного страхования -- это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб представляет собой общество взаимного страхо-вания. В настоящее время в мире действует около 70 клубов вза-имного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущих клубов взаим-ного страхования, на долю которых приходится около 90% стра-хования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бер-мудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Со-единенного Королевства Великобритании и Северной Ирлан-дии. Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассо-циации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн. По пра-вилам Бермудской ассоциации в России работает страховое об-щество Ингосстрах.
На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключив-ших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия насту-пления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре между-народной перевозки грузов по дорогам).
Страхование ответственности авто пере возчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном ав-томобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автопе-ревозчиком.
В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие ос-новные риски:
* ответственность автоперевозчика за фактическое поврежде-ние и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
* ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения слу-жащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
* ответственность автоперевозчика перед таможенными вла-стями (за нарушение таможенного законодательства);
* ' ответственность перед третьими лицами в случаях причине-ния вреда грузам.
4. Страхование гражданской ответственности предприятий -- источников повышенной опасности
Специфика гражданской ответственности предприятий -- владельцев источников повышенной опасности (т.е. тех, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, меха-низмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.д.) заключается в том, что они всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невоз-можно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоя-тельств).
Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных благ (объектом кото-рых являются жизнь, достоинство личности). : В силу установленного законодательством права потерпев-шего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмеще-ния у владельца источника повышенной опасности естествен-ным образом появляется имущественный интерес. Следователь-но, объектом страхования гражданской ответственности пред-приятий -- источников повышенной опасности служит имуще-ственный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.
Субъектами страхового правоотношения здесь являются:
.страхователь -- юридическое лицо -- владелец источни-ка повышенной опасности; страховщик -- юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, зарегистрированное в установленном порядке и обладающее ли-цензией на право проведения страхования гражданской ответст-венности предприятия -- источника повышенной опасности. Эти субъекты страхования являются сторонами страхового обязательства, т.е. сторонами договора страхования.
Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхова-телем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица -- потерпевшего. По*договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда: повреждение или уничтожение его имущества; упущенная выгода; моральный вред; затраты стра-хователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Стра-ховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности воз-местить вред, причиненный потерпевшему в результате использо-вания источника повышенной опасности.
Размер страховой премии по договору зависит от объема при-нимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.
5. Страхование профессиональной ответственности
Страхование профессиональной ответственности объеди-няет виды страхования имущественных интересов раз-личных категорий лиц, которые при осуществлении профессиональной деятельности могут нанести ущерб третьим лицам. Объектом страхования здесь являются имущественные интересы страхователя (например, частнопрактикующего врача, нотариуса), связанные с ответственностью за вред, причиненный третьим лицам в результате ошибки или упущения, совершен-ных при исполнении профессиональных обязанностей. Требова-ние к профессиональной деятельности и порядок ее осуществ-ления устанавливаются соответствующими законодательными и нормативными актами. Страхование проводится исключительно в отношении физических лиц, осуществляющих частную про-фессиональную деятельность.
Факт наступления страхового случая признается после вступ-ления в законную силу решения суда, устанавливающего имуще-ственную ответственность частнопрактикующего специалиста (страхователя) за причинение материального ущерба клиенту и его размер. Кроме того, страховым случаем может признаваться факт установления ответственности страхователя за нанесение ущерба третьим лицам при досудебном урегулировании претен-зий, но при наличии бесспорных доказательств причинения вре-да частнопрактикующим специалистам.
Договор страхования профессиональной ответственности считается заключенным в пользу третьих лиц, перед которыми частнопрактикующий специалист должен нести ответственность за свои действия при осуществлении профессиональной дея-тельности.
Сроки выплаты страхового возмещения определяются в до-говоре страхования. Размер страхового возмещения устанавлива-ется в соответствии с договором страхования и зависит от вели-чины страховой суммы. Например, в РФ в отношении нотариу-сов, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, минимальная страховая сумма определяется как 100 минимальных размеров заработной платы.
Страховая премия устанавливается из тарифных ставок и за-висит от избранной страховой суммы. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем всей страховой премии, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Страхование ответственности -- отрасль (класс) страхования, где в качестве риска вы-ступает ответственность физического или юридического лица за имущественный вред перед третьими (физическими или юридиче-скими) лицами, который может быть причинен действиями, в том числе профессиональными, со стороны страхователя. Через страхование возмещается имущественный вред, причинен-ный третьим лицам. Сам страхователь при этом не освобождается от уголовной или администра-тивной ответственности за причиненный ущерб третьим лицам. Различают страхование ответст-венности по закону (обязательное) и в силу до-говорных обязательств (добровольное). Граж-данская ответственность носит имуществен-ный характер.
Литература:
Шахов В.В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 2000
Шиминова Н.Я. Основы страхового права России. М.: Анкил, 1993
"Страхование ответственности производителей за качество продукции"
Представленная работа посвящена теме "Страхование ответственности производителей за качество продукции".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Страхование ответственности производителей за качество продукции" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Страхование ответственности производителей за качество продукции".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Страхование ответственности производителей за качество продукции". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Страхование ответственности производителей за качество продукции" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Страхование ответственности производителей за качество продукции" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Страхование ответственности производителей за качество продукции" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Страхование ответственности производителей за качество продукции".
Теоретическое значение изучения проблемы "Страхование ответственности производителей за качество продукции" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Страхование ответственности производителей за качество продукции".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Информация о работе Страхование ответственности за качество продукции