Автор: i*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа
Раскрытие данной темы я начала с изучения истории развития и понятия страхования. Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Введение.
I. Развитие страховых отношений в условиях рынка.
1.1. История развития страхования.
1.2. Понятие страхования.
1.3. Организация страховых отношений в РФ.
1.4. Современное состояние страхового рынка.
1.5. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке.
II. Отрасли и формы страхования.
2.1. Формы проведения страхования.
2.2. Имущественное страхование.
2.3. Личное страхование.
2.4. Страхование ответственности.
2.5. Страхование предпринимательских рисков.
III. Финансовые аспекты страховой деятельности.
3.1. Финансы страховой компании.
3.2. Инвестиционная политика страховщика.
3.3. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика.
IV. Перспективы развития страхового дела.
4.1. Зарубежный опыт страхования.
4.2. Перспективы развития страхового дела в России.
Заключение.
Список литературы.
В-четвертых, в развитии рынка наблюдается большая диспропорция по регионам. Из 1893 учтенных Госкомстатом России за 1997 г. страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность, в Москве работали 492, или 26% от их общего числа. Страховыми компаниями Москвы за прошедший год собрано по всем видам страхования 16 трлн. руб., или 44% суммарной страховой премии в целом по России.
К районам
с относительно развитым страхованием
можно отнести также Санкт-
В Дальневосточном же регионе страховую деятельность осуществляли всего 83 страховые организации, а сумма собранной ими премии составила 1 трлн. 248,3 млрд. руб., или 3,4%.
В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают: нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране, отсутствие четкой государственной политики в области страхования; российский менталитет («авось») и, как производное, отсутствие привычки страховаться у большинства населения и т.д.
1.5. Сущность
и роль конкуренции на
Конкуренция
в страховании – это
Конкуренция – это непременная предпосылка развития страхового дела, расширения страховых услуг и повышения их качества. Конкуренция – это неотъемлемая часть развитого страхового рынка в условиях рыночной экономики.
Базирующаяся на основе стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм. Не имеющий конкурентов страховщик стремится реализовать прежде всего свои экономические интересы, а не интересы страхователей.
В странах
с развитой экономикой безопасной в
отношении монополизации
Конкуренция
возникает на основе преодоления
монополии государства в
Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.
Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.
При проведении одинаковых видов страхования конкуренция выражается в создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной выплате страховочных сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении обязательных видов страхования.
Существует
ценовая и неценовая
В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются договора. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков – аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными компаниями.
Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные юридические консультации и др.) Сильное орудие неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей организации в глазах страхователей.
Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна содержаться информация о страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях у страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой страховой компании доверить средства.
К незаконным методам ценовой конкуренции относятся: шпионаж, переманивание специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.
Из предположения, что конкуренция – главное условие перехода к рыночным отношениям, вытекает право различного рода организаций и граждан заниматься страховым делом.
Но страхование
– это особая сфера деятельности,
которая должна обеспечивать защиту
юридических и физических лиц
при наступлении тяжелых событий.
Эта сфера должна быть надежной и
гарантированной, следовательно, страхование
нуждается в особых мерах государственного
регулирования. Оно должно базироваться
на прочном экономическом и
Сочетание конкуренции и государственного регулирования – необходимо для стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков).
Конкурирующие
организации, исходя из своих интересов,
отдают приоритет менее трудоемким
и более дорогим видам
Выделяют
экономические и
Экономические:
-
расходы на
-
комиссионное вознаграждение
-
налогообложение доходов от
Организационные: система скидок и льгот страхования по срокам и условиям договоров страхования.
В идеале оба
параметра
2.1. Формы проведения страхования.
Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в объеме страховой ответственности, степени риска и категориях страхователей однородные и взаимосвязанные понятия в области страхования подлежат классификации.
Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно по форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным.
Обязательную
форму страхования отличают
1. Обязательное
страхование устанавливается
Закон обычно предусматривает:
-
перечень подлежащих
- уровень или нормы страхового обеспечения;
- порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
-
периодичность внесения
- основные права страховщиков и страхователей.
2. Сплошной
охват обязательным
3. Автоматичность
распространение обязательного
страхования на объекты,
4. Действие
обязательного страхования
5. Бессрочность
обязательного страхования.
6. Нормирование
страхового обеспечения по
В РФ к сфере
обязательного страхования
· Обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения, животные), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;
· Государственное обязательное личное страхование должностных лиц таможенных органов РФ;
· Государственное обязательное страхование личности от риска, радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;
·
Государственное обязательное страхование
медицинских и научных
· Государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;
· Государственное обязательное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
·
Государственное обязательное личное
страхование сотрудников
· обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, горноспасательные отряды, полярники, взрывники, инкассаторы, испытатели новой техники и др.)
Добровольная форма страхования построена на соблюдении следующих принципов:
1. Добровольное
страхование действует в силу
закона, и на добровольных началах.
Закон определяет подлежащие
добровольному страхованию
2. Добровольное
участие в страховании в
Информация о работе Страхование как вид финансовой деятельности