Совершенствование подходов к осуществлению экологического страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических аспектов экологического страхования, выявить подходы к его совершенствованию и рассмотреть примеры зарубежных стран по данной теме.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретический аспект вопроса;
2.Изучить опыт зарубежных стран;
3.Рассмотреть перспективу рынка экологического страхования в России.
Работа будет состоять из трех глав.

Содержание

Введение..………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты экологического страхования ..……….…….......5
Сущность экологического страхования..………..……………………..............5
Проблемы отечественного рынка экологического страхования……………..9
Глава 2. Зарубежный опыт по страхованию в сфере природопользования и охраны окружающей среды ……………………………………………………….....12
Глава 3. Перспективы развития экологического страхования в Российской Федерации ……………………………………………....……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………........29
Список литературы…………………………………………………………….......31

Работа содержит 1 файл

Совершенствование подходов к осуществлению экологического страхования NEW.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Например, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилось  со 130 до 145 количество городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий. Этому воздействию подвергаются более 61,5 млн. жителей этих городов. В 210 городах (где проживает более 66 млн чел.) средние концентрации одного или нескольких веществ превышают 1 ПДК. В основном наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха определяют предприятия черной и цветной металлургии, объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, выбросы автотранспорта. Во многих городах высокий уровень загрязнения формирует также неблагоприятные для рассеивания примесей климатические условия. Наиболее высокий уровень фонового загрязнения атмосферного воздуха регистрировался в центральных и юго-восточных областях европейской территории России.

     Качество  поверхностных вод не соответствует  нормативам по таким наиболее распространенным веществам, как нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые вещества, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот. В крупных реках, качество воды изменяется в широком диапазоне — от «загрязненной» до «чрезвычайно грязной». Качество прибрежных вод морей России изменяется от «умеренно загрязненных» до «загрязненных». Наиболее загрязненные водные объекты расположены на территориях Центрального, Северо-Кавказского, Уральского регионов, Мурманской области, Дальнего Востока, Сахалина. В 2003 г. было отмечено 1307 случаев высокого и 462 случая экстремально высокого загрязнения водных объектов. Ежегодно в стране происходит более 30 тысяч прорывов нефте- и газопроводов. Например, на протяжении многих лет наблюдается тенденция роста загрязнения нефтепродуктами среднего и нижнего течения реки Оби и ее притоков, рек на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми.

     Согласно  оценкам специалистов Росгидромета, в настоящее время основная масса загрязняющих веществ поступает в поверхностные воды от рассредоточенных источников, транспорта, лесосплава. Для крупных городов с населением более 1 млн жителей поступление загрязняющих веществ с поверхностным стоком с их территорий может составлять до 50% общего загрязнения. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в ближайшие годы большая часть загрязняющих веществ будет поступать в поверхностные воды не от стационарных точечных источников, а в результате смыва ливневыми стоками с поверхности водоразделов и с территорий крупных городов. Это указывает на отсутствие ясно выраженной государственной политики в области охраны вод.

     Под значительным техногенным воздействием в результате глобального и регионального переносов находится более 1300 тыс. га лесов. Установлено, что в радиусе 20 км вокруг городов в почвах среднее содержание тяжелых металлов за пятилетний период иногда достигает значения, наблюдаемого в ближней одно-километровой зоне.

     Все это свидетельствует о существенном ухудшении за последние 10 лет показателей  относительных выбросов и сбросов загрязняющих веществ на единицу валового внутреннего продукта, характеризующих экологическую эффективность национальной экономики. Снижения уровней загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, адекватных спаду производства, не произошло. Имеет место недостаточно эффективная природоохранная деятельность хозяйствующих субъектов, и, кроме того, в перспективе вследствие низкого материально-технического уровня производственных объектов и еще более низкого уровня финансирования природоохранной деятельности может усилиться тенденция роста загрязнения природных сред при ожидаемом росте производства.

     Несмотря  на значительное развитие в 1990-х гг. федерального законодательства в области охраны окружающей среды, законодательная, и особенно, существующая нормативная правовая и нормативная база в области качества окружающей среды и в области регулирования природоохранной деятельности требует коренного пересмотра и гармонизации с международными подходами и правовой базой в сфере охраны окружающей среды.

     Экологическое страхование может быть обеспечено только на основе учета экологических рисков причинения ущерба окружающей среде. Поэтому в самом широком смысле экологическое страхование — это ни что иное, как использование механизма страхования для защиты от экологических рисков.

     В результате как аварийного, так и  постепенного загрязнением природной  среды, или иного негативного  воздействия (в т.ч. вследствие технических  аварий или технологических сбоев, влияния природных процессов, стихийных бедствий и катастроф) возможно изменение качественных и количественных характеристик компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов. Таким образом, главным признаком экологического риска можно считать вероятность неблагоприятных последствий для компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов, выраженных в имущественных потерях государства, физических и юридических лиц.

     Экологическое страхование обеспечивает права  государства, как собственника природных ресурсов, на поддержание приемлемого качества окружающей среды и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов. В экономическом плане экологическое страхование представляет собой огромный государственный интерес, так как государство сейчас практически в одиночестве несет убытки по возмещению ущерба. Страхование же является классическим внебюджетным финансовым источником.

     Прошлый опыт показывает, что развивающаяся  страховая отрасль в нашей  стране всегда была в состоянии предложить концепцию отдельных видов страхования и страховые продукты в соответствии с требованиями рынка. Тем самым она значительно способствует развитию самого общества, его экономической устойчивости, в чем заключается ее высокая социальная ответственность. В большой степени это касается страхования экологических рисков, которые постоянно возникают как следствие технического, социального, политического и экономического развития общества. В ряде стран, например, США, страховщики успешно разрабатывают и предлагают страховые продукты в области страхования экологической ответственности и ликвидации последствий экологического ущерба.

     Всегда  необходимо время для того, чтобы  разработать новый или адаптировать продукт к условиям меняющегося рынка. Это также применимо для страхования экологической ответственности, как и для любого другого вида страхования. И поэтому мы должны быть уверены, что как только будет создана достаточная нормативно-правовая база для этого вида страхования, на рынке появится страховые продукты, отвечающие условиям страхования экологических рисков. Однако решение этой задачи во многом будет зависеть от активной позиции общества, воли и желания органов законодательной и исполнительной власти учитывать при разработке и осуществлении стратегии экономических преобразований, экологические факторы развития.

     В рамках описанной выше системы экологического страхования нужно предложить следующие услуги:

      1. для органов государственной власти всех уровней:

           - проведение научно-исследовательских  работ и разработок в области  экологического страхования на  федеральном, региональном или местном уровне, в том числе:

а) подготовка нормативно-правовых документов, включая  законопроекты и финансово-экономические обоснования к ним, методик и регламентов, определяющих порядок практического применения, осуществления и сопровождения экологического страхования,

б) организация  и выработка условий взаимодействия государственных структур с участниками отношений в области экологического страхования;

в) разработка методик оценки ущерба, нанесенного  окружающей природной среде, а также программного обеспечения, позволяющего автоматически рассчитывать такой ущерб.

           - перевод и анализ  зарубежных законодательных актов  в области экологии и экологического страхования, анализ возможности их использования в российском праве;

     -  разработка специальных программ развития экологического страхования и его отдельных видов в Российской Федерации и на уровне субъектов (например, страхование лесов от пожаров, накопительное страхование расходов на проведение консервации и ликвидации последствий добычи природных ископаемых, страхование договорной ответственности пользователей природными ресурсами и т.д.);

     -    разработка перечня предупредительных  мероприятий для отраслей промышленности, направленных на снижение вероятности  реализации экологических рисков;

     - разработка концепций и программ  использования других инструментов  финансовых гарантий в области  природопользования и охраны  окружающей среды;

     - разработка механизмов и инструментов  для реализации стратегии устойчивого развития страны;

     -  разработка стратегии устойчивого развития России в части охраны окружающей среды и рационального природопользования.

      1. для страховых компаний и их объединений:

           - создание и разработка  документов, позволяющих осуществлять  экологическое страхование – бизнес-план, расчёт тарифных ставок, правила экологического страхования, шаблоны документов, регламент урегулирования и сопровождения убытков, методика определения ущерба и расчёта возмещения вреда;

     -  консультационные, информационные  и аналитические услуги, в том  числе:

а) подготовка аналитических материалов в соответствующей сфере, анализ российского страхового рынка в контексте страхования экологических рисков и направлений его развития;

б) перевод и анализ материалов на иностранных языках, касающихся зарубежного опыта осуществления экологического страхования, исследование возможностей для использования этого опыта;

в) консультирование по вопросам перестрахования экологических рисков и др. 

      1. для предприятий  и организаций (в том числе  для организаций, занимающихся экологическим аудитом):

    - риск-менеджмент  и построение страховой защиты  на случай наступления экологических рисков;

    - консультации  и предоставление информационных  услуг в области экологического страхования. 
     
     
     
     
     

Заключение 

    В нынешней социально – экономической ситуации существуют объективные условия только для введения добровольного экологического страхования, в которое будут включаться субъекты хозяйственной деятельности, располагающие необходимыми экономическими возможностями.

     По мере стабилизации экономического положения страны, развития финансово – кредитной системы и укрепления хозяйственных связей возникнут условия для создания обязательного государственного экологического страхования, которое, в отличие от добровольного, может стать действительным составным элемент экономического механизма, природопользования.

    Об  этом свидетельствует уже накопленный  опыт обязательного экологического страхования в отдельных регионах России.

    При содействии территориальных природоохранных  органов созданы специализированные страховые организации, что по результатам эксперимента предполагается приять решение о целесообразности создания Федеральной системы экологического страхования.

     Принятые  в России федеральные законы, например, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей среды" и "О соглашениях о разделе продукции" предусматривают возможность такого страхования, но их практическое применение пока вызывает многочисленные вопросы. Кроме того, Государственная Дума РФ уже несколько лет рассматривает законопроекты "Об экологическом страховании" и "Об обязательном страховании гражданских объектов", однако пока ни один из них не дошел до стола президента, а значит, законодательная база для экологического страхования в России фактически отсутствует.

     Страхование экологических рисков развито в  странах-членах Евросоюза. В ряде стран, например, в Великобритании, Швеции, Испании, Дании, действует система, при которой, выдавая лицензии на хозяйственную деятельность, государство требует от компании доказательства финансовой возможности покрыть возможные ущербы окружающей среде. При этом одним из вариантов такой гарантии зачастую является страхование экологической ответственности предприятий. Для чего была принята отдельная Директива ЕС.

Информация о работе Совершенствование подходов к осуществлению экологического страхования