Содержание и виды добровольного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. То есть риск выступает объектом страхования. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Содержание

1. Оценка рисков…………………………………………………………………..3
2. Содержание и виды добровольного медицинского страхования………..…10
3. Задача…………………………………………………………………………...19
4. Список использованной литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Печать КР Страхование.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Управление риском в страховании осуществляется в  два этапа: 

  • подготовительный, который предполагает сравнение  характеристик и вероятностей риска, полученных в результате анализа  и оценки риска. На этом этапе выявляются альтернативы, в которых величина риска остается социально приемлемой. Устанавливаются приоритеты, т.е. выделяется круг проблем и вопросов, требующих первоочередного внимания. Таким образом, возникает возможность ранжировать имеющиеся альтернативы по принципу приемлемости содержащегося в них риска: риск приемлем полностью, приемлем частично, неприемлем вообще;
 
  • выбор конкретных мер, способствующих устранению или  минимизации возможных отрицательных  последствий риска. Данный этап включает в себя разработку организационных  и операционных процедур предупредительного характера. Для страховщика этот этап может состоять в подготовке и выдаче конкретных рекомендаций лицам, принимающим или реализующим рисковые решения.
 

Одним из вариантов  процедур и мер, позволяющих своевременно реагировать на отрицательные последствия  деятельности в ситуации риска, служит специально разработанный ситуационный план, содержащий предписания, что должен делать каждый человек в той или иной ситуации, и описание ожидаемых последствий. Опираясь на ситуационный план, лица, реализующие рискованные решения, получают возможность быстро действовать в неблагоприятных условиях, становятся более подготовленными к действиям в непредвиденных ситуациях. Таким образом, ситуационные планы служат средством уменьшения неопределенности и оказывают положительное воздействие на деятельность субъектов в условиях риска. 

Осуществляя управления риском, страховщик обращает внимание на правовой аспект. Правовое обеспечение  состоит в разработке и принятии законов и подзаконных актов, минимизирующих или ограничивающих риск. В актах должен быть отражен  вопрос, когда и при каких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным. 

Эффективность управления риском в рамках страховой совокупности во многом зависит от степени участия коллектива в выработке и принятии решений. Общая закономерность, отражающая сущность этого процесса, сводится к следующему: чем меньше степень вовлечения человека в события и чем меньше он знает о последствиях своих решений, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательного результата. 

Неоднородная  оценка людьми фактического риска в рамках страховой совокупности обнаруживается многими исследованиями. В них отмечается, что вероятности одних явлений и событий явно переоцениваются, других, наоборот, недооцениваются. Возникает вопрос: почему объективно существующая величина риска неодинаково воспринимается людьми? 

Можно выделить следующие основные причины, обусловливающие  различное восприятие риска людьми: 

информативность. Расхождение между объективно существующей величиной риска (она может, например, исчисляться на основе анализа официальных статистических данных) и ее субъективным восприятием зависит от степени доступности информации по данному вопросу. Люди, как правило, переоценивают опасность тех событий, о которых чаще сообщается в средствах массовой информации. И наоборот, отсутствие широкой информации приводит к недооценке вероятности как негативных, так и положительных последствий реализуемых рискованных решений; 

методы подачи информации. Человек может недооценивать  опасность, связанную с автомобильными катастрофами, если данные о них изложены сложным статистическим языком. В то же время он может переоценить величину этого риска, если приводятся примеры отдельных транспортных происшествий; 

отсрочка возможных  отрицательных последствий. Например, при оценке риска вреда курения возможные опасности отдалены во времени. Поэтому, несмотря на то что на Земле ежегодно умирает 1,5 млн. человек от болезней, спровоцированных курением, объективно существующая опасность многими людьми недооценивается и не вызывает существенных изменений в их поведении. И наоборот, если речь идет о принятии решений, реализация которых сразу повлечет за собой негативные изменения, то их отрицательные последствия могут значительно переоцениваться. 

Ложные данные, слишком ограниченная или чрезмерно преувеличенная информация ведут к неправильной оценке действительного риска. Всестороннее изучение закономерностей, отражающих своеобразие восприятия риска отдельными людьми и группами населения, помогает достоверно прогнозировать вероятностное поведение людей, их реакции на принятие и осуществление решений, содержащих риск. 

Могут быть использованы на практике следующие основные элементы системы управления в ситуациях  риска: 

выявление в  альтернативах риска, допущение  его только в пределах социально приемлемого уровня; 

разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска; 

создание специальных  планов, позволяющих оптимальным  образом действовать в критической  ситуации людям, реализующим решения с риском или контролирующим этот процесс; 

подготовка и  принятие нормативных актов, помогающих претворить в жизнь выбранную  альтернативу; 

учет психологического восприятия рискованных решений  и программ. 

Опираясь на положения изложенной теории, общественная практика выработала четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение. 

Упразднение заключается  в попытке упразднения риска. Для отдельного лица это означает, что не следует курить, летать на самолете и т.д.; для фирмы это означает, что, выпуская в продажу продукцию, надо тщательно продумать, как сделать ее применение безопасным. Упразднение - это эффективный способ избежать потерь. Проблема состоит в том, что упразднение риска упраздняет и прибыль. 

Предотвращение  потерь и контроль выражаются в мерах  по предупреждению наступления страховых  случаев и ограничению размера  потерь в случае, если убыток имеет  место. 

Страхование с  позиций управления риском означает процесс, в котором группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь получают компенсацию. Главная идея страхования состоит в распределении потерь среди большой группы физических и юридических лиц (страховой совокупности), подвергающихся однотипному риску. 

Поглощение состоит  в признании ущерба риска без  распределения его посредством  страхования. Управленческое решение  о поглощении может быть принято  по двум причинам. Во-первых, есть случаи, когда не могут быть использованы другие методы управления риском. Зачастую это риск, вероятность которого достаточно мала. Во-вторых, поглощение достигается самострахованием. 

Процесс управления риском может быть разбит на шесть  этапов: 

Определение цели. Для человека конкретная цель может включать заботу о хорошем состоянии здоровья, поддержке уровня жизни семьи в случае смерти или потери источников дохода, страховую защиту домашнего имущества, транспортных средств в частной собственности и т.д. Для предпринимательской структуры главной целью является обеспечение существования фирмы в непредвиденных обстоятельствах (пожар, ограбление и т.д.). 

Выяснение риска  выражается в осознании риска  хозяйствующим субъектом или  индивидом. Осознание риска всегда протекает в общественной среде и опирается на общественную практику. 

Оценка риска - определение его серьезности  с позиций вероятности и величины возможного ущерба. 

Выбор методов  управления риском из перечисленных  выше: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение. Конкретный метод выбирается в зависимости от вида риска. На практике встречается использование нескольких методов управления риском. 

Применение выбранного метода. Если, например, методом управления риском выбрано страхование, то следующий шаг - оформление договора страхования (покупка страхового полиса). Кроме страхования стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. 

Оценка результатов  производится на базе хорошо отлаженной системы точной информации, дающей возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения. 
 
 

2. Содержание и виды добровольного медицинского страхования 

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и осуществляется на территории Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года № 1499-1 (в ред. Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288, Федерального закона от 01.07.94 № 9-ФЗ) и других законодательных и подзаконных актов.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное  медицинское страхование является всеобщим для населения

РФ и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам  получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.

В классификации  видов страхования, представленной в приложении 2 Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ, медицинское страхование определяется как «совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования».

Медицинское страхование  является для развивающегося российского  страхового рынка новым видом  страхования. Оно появилось в  1991 г. в связи с принятием Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», а также с появлением платных медицинских услуг.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты имущественных  интересов населения страны в  охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантирование гражданам при наступлении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных целевых средств страхового фонда, а также финансирование профилактических мероприятий.

Отношения, возникающие  при проведении медицинского страхования, регулируются законами РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об организации страхового дела в РФ», ГК РФ, нормативно-методическими документами государственного органа по надзору за страховой деятельностью, другими ведомственными нормативными актами и заключаемыми договорами между страхователями и страховщиками.

По организационным, экономическим и правовым основам  проведения обязательное медицинское  страхование (ОМС) имеет черты государственного страхования:

в соответствии с законом о медицинском страховании ОМС охватывает все население страны и проводится на основе программ ОМС, которые гарантируют определенный объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам;

формирование  и использование средств специальных фондов ОМС осуществляется на основе законов РФ, ГК РФ при участии и контроле государства, специальных государственных органов управления (Федерального и территориальных фондов ОМС) этими средствами, находящимися в государственной собственности, а также субъектов данного вида страхования;

часть средств  фондов ОМС формируется за счет местных  бюджетов;

ОМС проводится страховыми медицинскими организациями (СМО) на некоммерческой основе.

Информация о работе Содержание и виды добровольного медицинского страхования