Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и значение социального страхования;
определить виды социального страхования;
рассмотреть фонды социального страхования и их функции;
проанализировать состояние Фонда социального страхования;
рассмотреть перспективы развития Фонда социального

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социального страхования 5
1.1. Экономическая сущность и значение социального страхования 5
1.2. Виды социального страхования 8
1.3. Фонды социального страхования и их функции 11
Глава 2. Оценка состояния и перспективы развития Фонда социального страхования 18
2.1. Оценка состояния Фонда социального страхования 18
2.2. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 29

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

5Федеральный закон от 21.07. 2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

6http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

       Представленный проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве  и профессиональных заболеваний  в 2008 и 2009 годах.

     Расходы Фонда предусмотрены - в 2008 году в  сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году - 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в  сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование - в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году - 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.7

       Размер единовременного пособия  при рождении ребенка предусмотрен  из расчета 8000 рублей, при этом  индексация не предусмотрена.  Для застрахованных работников  размер ежемесячного пособия  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40% их среднего заработка. При этом минимальный размер пособия устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей на второго и последующих детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей.

       В проекте бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности  в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом индексации  на уровень инфляции (107,0%). Следует   отметить,    что   в   2009   и   2010    годах    такая    индексация    не

7 http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

предусматривается.

       Будет   увеличен   максимальный   размер   пособия по беременности  и 

родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

       Предусматривается увеличение максимальной  суммы, из которой исчисляется  размер единовременной выплаты  в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в 2009 году - 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень инфляции и определен на 2008 год в размере 38500 рублей, в 2009 году - 41000 рублей и в 2010 году - 43500 рублей.8

       Проект бюджета Фонда на 2008 год  определяет прогнозируемый дефицит  бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.

       Счетная палата Российской Федерации  полагает целесообразным обратить  внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

     В составе  трансфертов,  перечисляемых  бюджету  Фонда  социального

8 http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

страхования Российской Федерации запланированы  ассигнования на: выплаты пособий  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора

лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному  страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).9

     Структура расходов Фонда социального страхования  на период 2010 года сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» - 3 164,4 тыс. рублей, «Образование» - 17 120 287,5 тыс. рублей, «Социальная политика» - 338 943928,1 тыс. рублей.10

       Затраты Фонда социального страхования  по разделу «Общегосударственные  вопросы» предусмотрены в сумме  3 164,4  тыс. рублей на уплату ежегодного членского взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 года № 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения».

     Также предусмотрено, что Фонд социального страхования передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере

здравоохранения     и     социального    развития,     средства     обязательного

9http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

10Федеральный закон от 28.11. 2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год»

социального страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных        заболеваний      на       финансирование       научно    -

исследовательских работ по вопросам охраны труда в  размере 59 423,6 тыс. рублей.

     Затраты Фонда социального страхования, связанные с финансированием расходов в связи со страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, отражены по разделу «Социальная политика». Основным видом расходов ФСС на 2010 год остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 128 267 460,0 тыс. рублей (без учета средств, направляемых из федерального бюджета. Большая часть этих средств будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) - 1 768 181,8 тыс. рублей.

     Затраты Фонда социального страхования на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте в сумме 33 901 200,0 тыс. рублей, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 52 220 719,8 тыс. рублей, при рождении ребенка - 13 772 000,0 тыс. рублей.11 

2.2. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ 

           Общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо  уже  в  ближайшее  время  разработать  и  принять  федеральный

11http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

закон об основах социального страхования  в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России, а также внести поправки в работу  внебюджетных фондов, особенно в работу Фонда социального страхования.

          Так Фонд социального страхования Российской Федерации вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками отдельных категорий граждан и др. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах,

создавая   соответствующие   базы данных.  По   мере   сокращения  долгов и

перехода работы Фонда  социального  страхования РФ в нормальный режим

основной   задачей Фонда останется обеспечение населения пособиями по

временной нетрудоспособности, в том числе  связанной с профессиональными  заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

       Должно быть прекращено постепенное  превращение внебюджетных фондов  в бюджетные. Доходы Пенсионного  фонда РФ, Фонда социального страхования  РФ, Фонда обязательного медицинского  страхования в значительном своем объеме формируются сегодня за счет средств федерального бюджета. В результате работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач.

     Более профильной станет и деятельность Фонда обязательного медицинского страхования, в работе которого есть свои проблемы, касающиеся, к примеру, справедливости применения существующих ставок отчислений в Фонд.

     В политике расходов требуется обеспечить реальный приоритет расходам социального  характера. О преобладающем значении тех или иных направлений расходов необходимо судить по изменению их долей в общих расходах бюджета. Недопустимо запланированное сокращение доли расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в федеральном бюджете с 3,8% в 2007 г. до 3,7% в 2009 г., на образование - с 5,1 до 4,8% соответственно.12 Провозглашение и реализация "Инфраструктуры" как национального приоритета также потребуют увеличения соответствующего финансирования.

       В заключение можно отметить, что для повышения эффективности  бюджетных расходов необходимо:

     - закрепить в бюджетном процессе  технологию бюджетирования по  результату;

     - формализовать единую систему  государственного финансового контроля  с четким разграничением органов  и компетенций внутреннего и  внешнего контроля;

     - широко распространить в практике контрольных органов аудит эффективности бюджетных расходов и т.д.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin29g.htm

 

Заключение 

       Социальное страхование — это  инструмент реализации социальной  политики государства, который  позволяет создавать специальные страховые фонды для выплаты денежных пособий престарелым и нетрудоспособным лицам.

       Россия является государством, где экономика социально ориентирована, поэтому у нас уделяется серьезное внимание вопросам социальной защиты граждан, включая социальное страхование и социальную помощь. Актуальность этих вопросов возрастает, когда во всем мире резко увеличивается безработица, а валюта демонстрирует неустойчивость.

       Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан. А в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

      Социальное страхование имеет специфическую  особенность,  определяемую природой страхования, а именно: создание  механизма  возмещения  убытка  при возникновении  страхового  случая  и  обеспечения   дохода,   невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как  при  социальном обеспечении. Возмещение предполагается  только  при  наступлении  страхового случая и участии гражданина в системе социального страхования.

Информация о работе Социальное страхование