Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и значение социального страхования;
определить виды социального страхования;
рассмотреть фонды социального страхования и их функции;
проанализировать состояние Фонда социального страхования;
рассмотреть перспективы развития Фонда социального

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социального страхования 5
1.1. Экономическая сущность и значение социального страхования 5
1.2. Виды социального страхования 8
1.3. Фонды социального страхования и их функции 11
Глава 2. Оценка состояния и перспективы развития Фонда социального страхования 18
2.1. Оценка состояния Фонда социального страхования 18
2.2. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 29

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

План:

Введение 3

Глава 1. Теоретические и методологические основы социального страхования 5

1.1. Экономическая  сущность и значение социального  страхования 5

1.2. Виды  социального страхования 8

1.3. Фонды  социального страхования и их  функции 11

Глава 2. Оценка состояния  и перспективы развития  Фонда социального страхования 18

2.1. Оценка состояния Фонда социального страхования 18

2.2. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ 22

Заключение 25

Список  использованной литературы 27

Приложение 29 
 

 

Введение 

       Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

        В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, основной составляющей которых является социальное страхование.

       Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

       Обоснованная система социального  страхования - одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической  стабильности.

       К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных  фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

       Учитывая особую важность социального  страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

       Целью данной работы является  определение места и роли социального  страхования в обществе как  ведущего института социальной  защиты.

       Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  • раскрыть экономическую сущность и значение социального страхования;
  • определить виды социального страхования;
  • рассмотреть фонды социального страхования и их функции;
  • проанализировать состояние Фонда социального страхования;
  • рассмотреть перспективы развития Фонда социального

страхования.

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы социального страхования 

     1.1. Экономическая сущность и значение социального страхования 

     Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения в связи с наступлением определенных событий.

          Социальное страхование непосредственно связано с системой социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

          Сфере социальной защиты населения присущи такие термины, как «социальное обеспечение» и «социальное страхование». Термин «социальное обеспечение» появился в обиходе в 1919 г., когда социальное страхование было заменено социальным обеспечением. Последнее носило характер материальной помощи рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым. Расходы покрывались за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было заменено социальным страхованием. 
В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование — в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования.

          В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет специфическую смысловую нагрузку.

          Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства». 
          Характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.

          В системе социального страхования место страхования реализуется за счет взносов от определенной части заработной платы работников и фонда заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод страхования носит накопительный характер, в других — солидарный. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При солидарном характере социального страхования работающие содержат нетрудоспособных.

     Истоки  социального страхования тесным образом связаны с движением  рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования были кассы и общества взаимопомощи, а законодательная база и наиболее совершенная структура социального страхования были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.

     Социальному страхованию присущи следующие  признаки:

  1. страховые взносы являются централизованными доходами государства, так как внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;
  2. страховые взносы представляют обязательный платеж из суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;
  3. страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
  4. привлекаемые страховые взносы обезличены, отсутствует персонификация;
  5. временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

     Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость. 

     1.2. Виды социального страхования 

       Социальное страхование – это  механизм социальной защиты, который  предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.1

       В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски2, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

1Грязнова А.Г. Финансы. М.,2007. С. 429.

2Перечень рисков представлен в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

     Таким образом, выделяют четыре основных вида социального страхования:

  • пенсионное страхование;
  • страхование на случай безработицы;
  • страхование на случай общего заболевания (риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

       Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит “обложению”.

       Страхование на случай болезни.  Здесь также взносы производятся  в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение  некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.

       Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.

       Размер   взносов   по   обязательному   государственному   пенсионному страхованию  составляет  17,7%  от  дохода,   который   подлежит   обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило,  составляет 65 лет, но  женщины  и  безработные  получают  право  на  такую  пенсию  при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек,  самозанятых предусматривается  добровольное  пенсионное   страхование.   Государственная пенсия по  старости  составляет  примерно  45-60%  от  последнего  “чистого” дохода:  подразумевается доход,  не   превышающий   предела,   с   которого исчисляются   взносы.   Такой    же    размер    пенсий    назначается    по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной  трудоспособности  пенсия, как правило, равняется 30-45% от  прежнего  “чистого”  дохода.  Повлиять  на размер  пенсии  при  обязательном  государственном  пенсионном   страховании практически невозможно, разве что увеличением  своего  дохода,  и  то  здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании  размер  пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.

       Другой вид обязательного государственного социального страхования – страхование на случай болезни. Функции страховщика осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

       О  страховании  от  несчастных  случаев   население   в   целом   мало информировано,  так  как   взносы   по   нему   уплачиваются   исключительно работодателем за  работающих  по  найму.  Задачами  этого  вида  социального страхования являются: предотвращение  несчастных  случаев  на  производстве, восстановление  трудоспособности  пострадавшего,  в  том  числе   помощь   в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты  пострадавшему  или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

Информация о работе Социальное страхование