Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основ формирования: понятия, структуры и условий назначения трудовых пенсий.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность трудовой пенсии по старости;
2.Выявить условия назначения трудовой пенсии по старости;
3.Изучить структуру трудовых пенсий по старости
4. Проанализировать проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования является оценка уровня трудовых пенсий на основе сформированных пенсионных обязательств.
Введение
1. Общая характеристика трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и сущность трудовой пенсии по старости
1.2.Условия назначения трудовой пенсии по старости
1.2.1. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости
1.2.2. Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
2. Структура трудовых пенсий по старости
2.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)
2.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)
2.3. Размер накопительной и общей части трудовой пенсии (НЧ)
2.4.Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
15
Титул
Содержание
_Toc318043913
Введение
1. Общая характеристика трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и сущность трудовой пенсии по старости
1.2.Условия назначения трудовой пенсии по старости
1.2.1. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости
1.2.2. Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
2. Структура трудовых пенсий по старости
2.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)
2.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)
2.3. Размер накопительной и общей части трудовой пенсии (НЧ)
2.4.Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ признана социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главным показателем, как государство выполняет эту обязанность, является уровень пенсионного обеспечения, который напрямую зависит от размеров пенсий.
Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Забота о престарелых, нетрудоспособных, детях признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет 38,4 млн. человек. Проблемы, связанные с исчислением и сохранением размеров пенсий, на сегодняшний день имеют первостепенное значение, так как пенсии коснутся в будущем каждого и от того, насколько эффективно и совершенно законодательство об исчислении размеров пенсий, зависит не только уровень жизни пенсионеров, но и продолжительность жизни этих людей.
Пенсионное обеспечение рассматривается как самая важная государственная гарантия стаби
Целью курсовой работы является исследование основ формирования: понятия, структуры и условий назначения трудовых пенсий.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность трудовой пенсии по старости;
2.Выявить условия назначения трудовой пенсии по старости;
3.Изучить структуру трудовых пенсий по старости
4. Проанализировать проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования является оценка уровня трудовых пенсий на основе сформированных пенсионных обязательств.
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в ПФР.
Соответственно, страховой стаж и трудовая деятельность - взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа.
Нужно отметить, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.
В соответствии со ст. 2 Закона N 173-ФЗ[1] трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Либо это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода в случае, если они были утрачены нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
Право на ежемесячную денежную выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными упомянутым Законом. Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на нее имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Закона N 167-ФЗ устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе[2].
Следующим признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Оно обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. ПФР как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
Напомним, что право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:
1) право на нее обуславливается трудовым стажем;
2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости - это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Пенсия устанавливается пожизненно.
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда. А также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты[3].
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях.
В соответствии Законом N 173-ФЗ устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России.
К таким законодательным актам относится Закон N 173-ФЗ, который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом.
Положения упомянутого Закона дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Закон N 167-ФЗ и Закон N 166-ФЗ, а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Статья 15 Конституции Российской Федерации в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если положения Закона N 167-ФЗ не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора Российской Федерации. Обратим внимание на некоторые из них.
Международные акты, предусматривающие права на социальное обеспечение, действующие на территории Российской Федерации:
1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН[4]. Статья 22 этого документа устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение.
В ст. 25 названной декларации указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение - основополагающее признанием права человека в рассматриваемом вопросе;
2) Соглашение от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.
В Соглашении указывается, что каждое государство - участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. Государства-участники, подписавшие данное Соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения» [5];
3) Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.1959;
4) Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.1960;
5) Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.1962[6];
6) Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981;
7) Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994;
8) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.1996[7];
9) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997[8].
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Закон N 173-ФЗ предусматривает льготные основания для назначения пенсии - в ст. ст. 27 и 28[9]. В соответствии с ними трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного Законом возраста.
Категории работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин:
1) работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах[10];
7) работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;