Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:32, шпаргалка
1.История возникновение страхования.
2.Истоки развития страхования в Украине.
3.Сущность страхового фонда и его основные формы.
1.История возникновение страхования.
История возникновения страхования начинается в XIII—XIV вв . Систему страхования ввели в обиход торговые люди некоторых итальянских городов. С развитием мореходства торговцы постепенно осознавали необходимость как-то защитить перевозимые товары и принадлежащие им суда от произвола стихии и пиратского нападения. Первыми стали заботиться о получении каких-то гарантий владельцы кораблей, на которых перевозились товары; вслед за ними и сами торговцы взяли на себя функции, выражаясь современными терминами, страховых агентов.
Первые договоры, которые можно квалифицировать как страховые, появились в Генуе, Флоренции и Пизе. В конце XVII и на протяжении всего XVIII в. эта система претерпевала значительные изменения. Частные страховые агенты больше не могли гарантировать защиту от всех видов риска, поэтому их функции стали переходить к страховым обществам. Кроме того, появились страховые агенты, для которых страхование имущества стало уже не случайным занятием, а единственной профессией. А главное, возникавшие во все большем количестве страховые общества начали интересоваться страхованием от опасностей, подстерегающих… на суше: ужасный пожар, случившийся в Лондоне в 1666 г., показал необходимость защиты не только движимого, но и недвижимого имущества.
В эпоху великих географических открытий возникали новые портовые рынки и пути продвижения товара. Соответственно, стали появляться и новые опасности и потребности в защите имущественных интересов. Вместе с ними развивалась и требовала совершенствования идея страхования. В 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни. В XVIII—XIX в. образуется достаточно широкий круг страховых рисков — начинается страхование сельскохозяйственных животных, от краж со взломом, долгов (прототип кредитного страхования). С развитием экономики, расширением диапазона имущественных интересов росло число страховых организации, увеличивались их обороты и капиталы, вложения в другие отрасли хозяйствования.
2.Истоки развития страхования в Украине.
История развития страхования в Украине. До получения Украиной статуса независимого государства страхования проводили согласно экономическими, социальными и правовыми условиями, существовавшими в соответствующий период.
В
Украину классическое страхование пришло
из Западной Европы еще в XVЬI ст. С возникновением
филиалов английских страховых компа-ний.В
1857 г. в Одессе было создано Российское
общество пароходства и торговли, величина
страхового капитала которого составляла
один миллион рублей. Этот фонд применяли
при страховании судов.
В городах действовали
общества взаимного страхования от огня.
Одно из таких обществ было образовано
в Полтаве в 1863 г. Впоследствии те же общества
появились в Киеве, Одессе и Харькове.
их деятельность ограничивалась территорией
соответствующего города. Эти общества
обслуживали риски преимущественно крупных
домовладельцев, купцов и фабрикантов.
Во второй половине XIX в. спектр страховых услуг был довольно широким, но самым популярным и впредь оставалось страхование от огня. Страховые общества принимали заявления на страхование строений, животных, мебели, грузов. Получило распространение страхования жизни.
По примеру Лифляндской общества в Киеве было организовано общество взаимного страхования землевладельцев. Его задача - возмещать ущерб, нанесенный огнем землевладельцам Киевской, Подольской и Волынской губерний.
3.Сущность страхового фонда и его основные формы.
Формирование государственного страхового фонда производится в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов. Фонд может быть сформирован как в натуральной, так и в денежной форме. Целью его создания является возмещение ущерба, вызванного крупномасштабными авариями, стихийными бедствиями, а также необходимость устранения их последствий.
Фонд самострахования имеет организационно обособленный характер, формируется за счет натуральных и денежных запасов хозяйствующих субъектов. Назначение фонда самострахования — обеспечение бесперебойной деятельности субъекта и его финансовой устойчивости в неблагоприятных экономических условиях.
Страховой фонд страховой организации формируется только в денежной форме. Его создание определяется большим количеством участников (страхователей), уплачивающих страховые взносы. Средства, накопленные в страховом фонде, имеют строго целевое назначение — выплата возмещений и страховых сумм участникам фонда в соответствии с правилами и условиями страхования. Внутри страхового фонда происходит перераспределение убытка одного из участников между всеми оставшимися. При определении необходимого размера фонда страховая организация применяет методы актуарных расчетов, основанные на действии закона больших чисел и теории вероятности.
Страховой фонд представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Денежная форма более предпочтительна в силу своей универсальности. Источниками формирования страхового фонда являются платежи населения, предприятий, организаций, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение представляют собой часть системы финансовых отношений
Существуют три формы организации страхового
фонда.
1. Децентрализованная форма организации страхового фонда —
это страховой фонд отдельного предприятия.
Он обособлен, и его средства аккумулируются
и расходуются в рамках одного предприятия,
то есть происходит самострахование. Как
правило, такая форма страховых фондов
создается в виде натуральных запасов
и должна возобновляться ежегодно.
Самостоятельная форма организации страхового фонда предполагает,
что каждое отдельно взятое хозяйство
будет в ожидании бедствия накапливать
необходимые материальные и финансовые
средства, которые смогли бы перекрыть
возможный ущерб, не прерывая надолго
нормального функционирования.
Однако такие формы организации страхового фонда не
могут полностью достигнуть поставленной
задачи. Во-первых, нельзя заранее предвидеть
ни момента наступления несчастного случая
или бедствия, ни его разрушительной силы,
ни его последствий, следовательно, нельзя
и определить время, достаточное для создания
такого фонда. Во-вторых, поставив перед
собой такую задачу, хозяйство должно
накопить фонд, равный стоимости всех
его основных и оборотных средств, что
экономически бессмысленно, так как основная
часть этих средств окажется замороженной,
выбывшей из оборота, или в силу каких-либо
обстоятельств, будет использована не
по назначению.
Натуральные резервы формируются из регулярно
возобновляемых запасов готовой продукции
сырья, материалов, топлива, продовольствия
и т. п. Денежные резервы фондов образуются
ежегодно при составлении государственных
бюджетов. В отраслях народного хозяйства
денежные резервы создаются в виде фондов
для оказания финансовой помощи предприятиям
и организациям Данной отрасли.
3. Страховой фонд страховщика (централизованная
и децентрализованная формы организации страхового фонда).
В результате страховой деятельности
децентрализовано образуется денежный
фонд, основным источником которого являются
поступления страховых платежей и взносов
и отчисления от дохода. Этот фонд, созданный
для организации замкнутой раскладки
ущерба, носит строго целевой характер,
функционирует и используется централизованно.
Перераспределительные отношения в страховом
фонде характеризуются временным показателем,
который обосновывает необходимость резервирования
в благоприятные годы части поступивших
платежей с целью формирования запасного
фонда для возмещения ущерба в неблагоприятные
годы. 4.Сущностьи функции страхования.
Сущность
страхования заключается в формировании
и распределении страхового (денежного)
фонда с целью возмещения возможного ущерба
его участникам при наступлении несчастных
случаев, стихийных бедствий, а также других
обстоятельств, которые приводят к потере
материальных и других видов собственности,
предусмотренных условиями договора.
Страхование
— это сфера перераспределительных отношений,
возникающих по поводу формирования и
использования целевых фондов денежных
средств, предназначенных для защиты имущественных
интересов юридических и физических лиц,
а также возмещения им материального ущерба
в связи с наступлением неблагоприятных
последствий.
Страхование
является составной частью финансов и
выражает свою экономическую сущность
через распределительную функцию. Распределительная
функция, в свою очередь, находит проявление
в страховании через специфические функции,
такие как рисковая, предупредительная,
сберегательная и контрольная.
Рисковая функция
является главной функцией, так как именно
риск выступает стимулом к возникновению
страхования. В рамках действия рисковой
функции осуществляется перераспределение
денежной формы стоимости среди участников
страхования вследствие наступления чрезвычайных
страховых событий.
Предупредительная
функция заключается в финансировании
мероприятий по уменьшению страхового
риска (предупреждению и ограничению негативных
последствий аварий, катастроф и т.д.) за
счет средств страхового фонда.
Сберегательная
функция состоит в том, что при помощи
страхования сберегаются денежные накопления
населения, так как существует потребность
в страховой защите семейного достатка.
Контрольная
функция заключается в строго целевом
формировании и использовании средств
страхового фонда и осуществляется через
финансовый контроль за законным проведением
страховых операций.
5.Экономическая категория страховой защиты,ее объективная необходимость и главные признаки.
Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории и представляет собой систему экономических отношений между страховщиками и страхователями по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), а также - систему хозяйственной и предпринимательской деятельности, вложения капитала и инвестирования временно свободных денежных средств с целью получения дохода в прибыльные объекты материального производства, ценные бумаги, депозиты, облигации, недвижимость и т. п. Можно выделить следующие признаки, характеризующие экономическую категорию страхования: замкнутая раскладка ущерба, основанная на вероятности того, что число пострадавших, как правило, меньше числа участников страхования; перераспределение ущерба как между территориальными единицами (внутренний, внешний, глобальный (мировой) страховые рынки), так и во времени (годы, сезонность и т.д.). Только при соблюдении территориального перераспределения страховых резервов возможна эффективная раскладка ущербов от стихийных бедствий и других явлений, охватывающих большие территории и суверенные государства. Специфичность экономической категории страховой защиты общественного производства обуславливают три основных признака: случайный характер наступления страхового случая; материальный ущерб, выраженный в натуральном или денежном измерениях; необходимость преодоления последствий страхового случая и возмещения материального ущерба. В страховом риске и в защитных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты.
Необходимость страховой защиты имеет несколько аспектов: естественный, экономический, социальный, юридический, международный.
С позиций естественных интересов общества и отдельных его граждан, страхование возникло как средство сохранения материального благополучия при наступление случайных не предполагаемых, а также предполагаемых но нежелательных и таких, которых нельзя избежать, случаев с целью распределения понесенных отдельными гражданами убытков между другими членами общества, что бы облегчить положение потерпевших.
Экономическая необходимость страховой защиты объясняется необходимостью создания такой разновидности человеческой деятельности, которая основывается на аккумуляции финансовых средств с целью возмещения убытков, причиненных наступлением вредных для здоровья и материального благополучия событий, как физическим, так и юридическим лицам, что создает благоприятные условия для бесперебойного процесса общественного воссоздания.
В социальном плане страхования является формой (способом) участия государства, работодателей и граждан в деле защиты личных интересов граждан и создания условий для обеспечения социальной и политической стабильности в обществе.
В юридическом аспекте страхование является разновидностью гражданско-правовых отношений относительно защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), определенных договором страхования действующим законодательством за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты гражданами и юридическим лицам страховых платежей.
Международный аспект страховой защиты сводится к устранению национальных различий в законодательствах различных стран и унификации способов защиты интересов хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и разработки таких юридических норм, которые бы обеспечивают страховикам наличие достаточных финансовых гарантий, с другой стороны.
Специфика этой экономической категории определяется следующими признаками:
- наличие страхового риска (и критерия его оценки);
- случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявления разрушительных сил природы;
- объективная потребность возмещения ущерба;
- наличие перераспределительных отношений в пространстве и во времени;
- замкнутая раскладка ущерба;
- формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
- выражение ущерба в натуральной или денежной форме;
- реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события;
- возвратность страховых платежей;
- самоокупаемость страховой деятельности.
6.Франшиза.
Франши́за (в страховании) — предусмотренное условиями страхования (перестрахования) освобождение страховщика (перестраховщика) от возмещения убытков страхователя (перестрахователя), не превышающих заданной величины. Франшиза бывает условной и безусловной. Также выделяют временну́ю и совокупную франшизы, минимальный размер ущерба, на который распространяется страховое покрытие. Франшиза может быть выражена как пропорциональная доля (в процентах от страховой суммы, либо убытка) либо как абсолютная величина (в денежном выражении). Размер франшизы и её тип устанавливаются договором или правилами страхования.
При условной франшизе:
— если размер
ущерба не превышает установленный договором
размер франшизы, то страховое возмещение
не выплачивается;
— если размер
ущерба превышает установленной договором
размер франшизы, то страховое возмещение
выплачивается в полном объёме;
При безусловной франшизе:
— во всех случаях
из размера страхового возмещения вычитается
установленный договором размер франшизы.
Если убыток по страховому случаю, при наличии условной франшизы, не превысил её оговорённого в договоре размера, то страховщик по такому убытку не выплачивает страхового возмещения. В том случае если убыток превысил размер франшизы, то такой убыток возмещается полностью.
В договоре страхования может быть предусмотрена франшиза (условная или безусловная).
Безусловная франшиза — это часть убытка, не подлежащая возмещению страховщиком и вычитаемая при расчёте страхового возмещения, подлежащего выплате страхователю, из общей суммы возмещения. Сама же «Франшиза» определяется в денежном выражении или в процентах от страховой суммы и подлежит учёту при расчёте страхового возмещения
При временно́й франшизе, страховое возмещение не выплачивается, если срок действия оговоренного обстоятельства, могущего привести к наступлению страхового случая, был менее установленного. Временная франшиза обозначается в единицах исчисления времени. Если в договоре не определён тип временной франшизы (условная или безусловная), то она считается условной, то есть убытки, возникшие вследствие действия оговоренного обстоятельства дольше установленного срока, подлежат возмещению как если бы временная франшиза отсутствовала.
7.Государственное регулирование страхования.
В условиях
переходного периода регулирующая функция
государства в страховой деятельности
должна проявляться в различных формах:
принятие законодательных актов, регулирующих
страхование, установление в интересах
общества и отдельных категорий его граждан
обязательного страхования, проведение
специальной налоговой политики, установление
различного рода льгот страховым компаниям
для стимулирования такого рода деятельности,
а также создание особого правового механизма,
обеспечивающего надзор за функционированием
страховых предприятий и организаций.
Выполнение регулирующей функции государства,
как правило, возлагается на специальный
орган (специальную структуру) - государственный
страховой надзор (контроль). Подобная
структура существует во многих странах.
Государственное
регулирование страховой деятельности
представляет собой воздействие государства
на участников страховых обязательств,
проводимое по нескольким направлениям:
а) прямое участие
государства в становлении страховой
системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное
обеспечение становления и защиты национального
страхового рынка:
в) государственный
надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной
конкуренции на страховом рынке, предупреждение
и пресечение монополизма.
Повышение эффективности
государственного регулирования страховой
деятельности, совершенствование нормативной
базы страховой деятельности рассматриваются
в качестве средств для создания эффективной
системы страховой защиты имущественных
интересов граждан и юридических лиц в
Российской Федерации.
Прямое участие
государства в становлении страховой
системы защиты имущественных интересов
обусловливается необходимостью, во-первых,
предоставления гарантий социальной защиты
определенных групп населения и проведением
обязательного государственного страхования
за счет бюджетных средств; во-вторых,
определением основ и порядка участия
государства в страховании некоммерческих
рисков для защиты инвестиций, в том числе
и иностранных, в страховании экспортных
кредитов; в-третьих, предоставлением
дополнительных гарантии тем средствам
страховщиков, которые размещаются в форме
специальных нерыночных государственных
ценных бумаг с гарантированным доходом;
в-четвертых, созданием целевых резервов,
компенсирующих несостоятельность отдельных
страховых организаций при исполнении
ими обязательств по договорам долгосрочного
страхования жизни и пенсионного страхования
граждан.
Законодательство
о страховании имеет комплексный характер
и может быть выделено в качестве отдельной
комплексной отрасли законодательства,
включающей в себя законы, регулирующие
страховую деятельность, указы Президента
РФ, постановления Правительства РФ, приказы
и инструкции, издаваемые в пределах своей
компетенции федеральными органами по
надзору за страховой деятельностью.
Как институт
гражданского права страхование регулируется
нормами только ГК Российской Федерации
и ряда других специальных законов. Но
сама страховая деятельность как вид хозяйственной
деятельности, основывающейся на массиве
частноправовых и публично-правовых отношений,
регулируется целым комплексом различных
нормативно-правовых актов, начиная от
закона и заканчивая приказами и инструкциями
федерального органа по надзору за страховой
деятельностью. Сюда же следовало бы отнести
и локальные, внутрифирменные акты, действующие
только в пределах и на территории конкретного
юридического лица.
8.Современный страховой рынок Украины.