Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Как правило, в роли страховщиков выступают профессиональные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика иногда используется термин андеррайтер.
Государственные страховые компании – это организации, базирующие свою деятельность на государственной собственности. В Российской Федерации государственный сектор на страховом рынке представлен АО «Росгосстрах», имеющим разветвленную сеть региональных дочерних компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА…………….5
1.1 Страховой рынок и его структура………………………………………5
1.2 Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность……………………………………………………………………...13
2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ…………17
2.1 История страхования в России………………………………………...17
2.2 Современное состояние страхового рынка РФ………………………21
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА………………………………………………………..31
3.1. Проблемы развития страхового рынка в РФ………………………31
3.2. Тенденции развития страхового рынка России……………………..35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………45

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая.docx

— 666.84 Кб (Скачать)

В 2011 году уровень страховых  выплат (рассчитываемый как отношение страховых  выплат к страховым премиям)  с учетом ОМС составил 70,1% и за последние шесть лет увеличился почти на 13%, что является, главным образом, следствием опережающего развития видов страхования с высоким уровнем страховых  выплат: ОМС  – 96,9%, ДМС  – 75,5%, автоКАСКО  – 64,3%, ОСАГО – 54,4% страховых премий. На долю этих видов страхования приходится более 70% страховых премий и страховых выплат,  что оказывает решающее влияние на формирование тенденций снижения рентабельности страхового рынка.[7, с.43]

Уровень страховых выплат без учета выплат по ОМС  составил 45,7 процента.

Рис.10. Уровень  выплат страхового рынка Российской Федерации по видам страхования за 2006-2011 годы (без учёта ОМС).

В добровольном личном страховании уровень страховых выплат снизился до 55,8%, что явилось следствием опережающего роста страховых премий в данном сегменте страхового рынка по отношению к росту выплат. В добровольном страховании имущества,  включая страхование грузов и сельскохозяйственных рисков, уровень  страховых  выплат снизился до  43,9 процента.

Рис.11. Премии и выплаты страхового рынка по федеральным округам Российской Федерации за 2009-2011 годы (без учёта ОМС).

Динамика  страхового рынка  по федеральным округам Российской Федерации в 2011 году существенно не изменилась. Страховые премии без учета ОМС в  Центральном федеральном округе в 2011 году составили 372,51 млрд. руб. или 56% страховых премий  российского рынка, что соответствует уровню 2010 года. Наибольший прирост страховых премий, более 20%, достигнут в Южном и Приволжском федеральных округах, а наименьший  - в Дальневосточном федеральном округе - 11,5 процента. Наибольшие страховые выплаты без учета ОМС сложились в Центральном и Приволжском федеральных округах, а  наименьшие - в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наибольший  уровень страховых выплат был зафиксирован  в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, соответственно,  56,1% и 51,7%, а наименьший  – в Дальневосточном федеральном округе – 34,7 процента.[12, с.59]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА

 

3.1. Проблемы развития страхового  рынка в РФ

 

В сложных условиях  мирового финансового кризиса страховщикам стало необходимым переориентировать  свою маркетинговую политику на страхователей  – обновляют и расширяют линейки  страховых продуктов, создают бюджетные  продукты, более активно используют франшизу, развивают прямое страхование. Если ранее высокие комиссии страховым  посредникам позволяли быстро нарастить  рыночную долю, то в условиях кризиса  возможности посредников существенно  сократились, при этом участились случаи их недобросовестного поведения.

Изменилась и основная стратегия собственников страховых  компаний. Если до кризиса они были ориентированы на захват рыночной доли и последующую продажу компании, то теперь главная цель – выживание, а основные целевые показатели –  ликвидность, убыточность, рентабельность.

Изменились ориентиры  и у страхнадзора. Если раньше усилия ФССН почти полностью были направлены на пресечение деятельности схемных компаний, то теперь надзор переориентировался на борьбу с неплатежеспособными страховщиками. В условиях отсутствия адекватных инструментов раннего выявления финансовых затруднений у страховщиков практически единственным основанием приостановления и отзыва лицензии у неплатежеспособных компаний стали жалобы страхователей, говорится в исследовании агентства.

 «Эксперт РА» выделил  5 угроз, поджидающих рынок при  введении новых видов страхования:

1. Необязательность выполнения. Предпосылки: при введении обязательных  видов страхования не будет  предусмотрен механизм контроля  наличия полиса и ответственность за его отсутствие. Вывод: необходимо создать эффективный механизм принуждения и контроля.

2. Обязательные убытки. Предпосылки:  тарифы, фиксированные на законодательном  уровне в обязательных видах  страхования, окажутся заниженными.  Вывод: необходимо максимально  точно просчитать тарифы и  предусмотреть механизмы их корректировки  их в зависимости от среднерыночной  убыточности.

3. Нестандартное страхование  (для страхования крупных рисков). Предпосылки: будут разработаны  такие правила обязательного  страхования, которые не будут  соответствовать международным  стандартам (пример: страхование ответственности  по госконтрактам, действующие в настоящее время правила сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой). Вывод: необходимо проводить проверку на соответствие правил страхования мировым стандартам.

4. «Рынок лимонов». Предпосылки:  введение новых обязательных  видов страхования не будет  сопровождаться ростом реальной  финансовой устойчивости страховщиков, надежность страховщика – не  будет ключевым параметром его  выбора. Вывод: необходимо повысить  требования к надежности страховых  компаний, использовать рейтинги  надежности при выборе страховщика.

5. Возращение к схемам. Предпосылки: при стимулировании  спроса на страхование с помощью  налоговых льгот, дотаций и  других преференций появятся  страховые схемы или присвоения  бюджетных средств. Поэтому необходимо  тщательно проверять все принимаемые  законы в области стимулирования  страхования. ФССН должен продолжать  борьбу со схемными страховыми  компаниями, лишать их лицензии  за финансовое мошенничество.[8]

На сегодняшний день мошенничество  в сфере страхования, методы его  распознавания и предотвращения являются наиболее обсуждаемой и  актуальной проблемой в кругу  специалистов российского страхового рынка. Страховое мошенничество совершается в области, связанной с заключением, действием и выполнением договоров об обязательном или добровольном страховании. Так, например, ОСАО «Ингосстрах» за 2011 год удалось пресечь 1469 попыток страхового мошенничества, что на 446 фактов больше, чем за аналогичный период прошлого года. По выявленным попыткам страхового мошенничества предотвращены незаконные выплаты на общую сумму около 619,5 млн рублей, что на 17,9% больше, чем в 2010 году. В целом по результатам работы департамента анализа и защиты информации ОСАО «Ингосстрах» для компании сохранены денежные средства в сумме 827,3 млн рублей.[22]

Одной из главных проблем  рынка, конечно, является отсутствие простого перечня и учета его участников. Ни страховщики, ни государственные  статистические органы - никто точно  не знает, какое количество, на сегодняшний  день, работает компаний и индивидуальных предпринимателей - страховых агентов.

Отсутствие такого перечня (реестра) приводит и к беспрепятственному появлению недобросовестных игроков, и к замедлению развития рынка  страховых посредников. И страховщик, и клиент должны иметь возможность  получить информацию о страховом  посреднике, давно ли он работает на рынке, какова его история, действительно  ли он является профессиональным страховым  посредником и можно ли ему  доверять.

Одновременно к числу  важнейших задач развития страхования  в России можно отнести повышение  уровня капитализации страховых  компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых  компаний, улучшение качества страховых  услуг, повышение страховой культуры населения. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного  и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных  основ обязательного страхования, создание и развитие современной  инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы.

По нашему мнению также  одной из проблем развития страхового рынка России является низкий уровень  развития рынка страхования жизни, который абсолютно не развит и  оценивается в 60 млрд. долл. США. Для  развития этого сегмента страхового рынка необходимо внесение изменений  на законодательном уровне, чтобы  сделать этот вид страхования  обязательным для организаций с  опасными условиями труда, например, таких как добыча полезных ископаемых, строительство, химические производства и другие, где страхователем будет  выступать предприятие, а выгодоприобритателем застрахованный или его родственники. Решение этой проблемы позволило бы снять рисковую нагрузку с предприятий, а также создать дополнительную социальную защиту для сотрудников опасных предприятий.

Прогноз роста российского  страхового рынка должен опираться  на общий прогноз экономического развития. В целом прогнозы роста  российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными.

Ожидаемые темпы роста  страховой премии в ближайшие  годы останутся довольно скромными, нельзя ожидать бурного роста  российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для  того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый  рост производства, денежной массы  и доходы, превосходящие потребности  предприятий и населения. В этом случае избыточные (по сравнению с  первоочередными нуждами) ресурсы  будут направляться, в том числе  и на страхование. Однако в ближайшие  несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в  целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Так что  заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.[25]

В целом ситуацию на рынке  страхования можно оценить как  негативно стабильную. Страховщики  растягивают использование резервов, и, если с рынка «внезапно не исчезнет»  какая-либо относительно крупная компания или две, оставив долги перед  страхователями, рынок в течение 2011–2012 гг. значительно структурируется  и, достигнув нового качества и закаленный, будет готов осваивать новые  виды страхования.

 

3.2. Тенденции развития страхового  рынка России

 

За последние годы страховой  рынок в России  прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.

Благодаря страхованию снижается  степень такой зависимости, когда  человеческие ошибки или злой умысел, просто стихийные бедствия могут  поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.

Несмотря на то, что по основным макроэкономическим показателям  Российский страховой рынок значительно  уступает развитым странам он вышел  на новый этап своего развития, поскольку  поменялись идеология страховых  компаний и их целевые ориентиры.

Как показывает опыт, динамика российского страхового рынка тесно  связана с развитием экономики. Можно констатировать, что страхование  колеблется вместе со всей остальной  российской экономикой. В этой связи  показательна динамика страхового рынка в кризис.[6]

 

 

 

Таблица 1.

Основные изменения, произошедшие на российском страховом рынке

Направления

изменений

До  кризиса

После кризиса

Перспективные сегменты

Розница и банкострахование — локомотивы роста страхового рынка

Лидеры падения и наиболее проблемные сегменты рынка — страховая розница и банкострахование. Усредненный комбинированный коэффициент убыточности-нетто розничных компаний в 2009 году составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 п. п. Усредненные темпы падения взносов розничных страховщиков в 2009 году составили — 12 %, одновременно темпы прироста взносов корпоративных страховщиков были равны +7 %

Ориентированность бизнеса страховщиков

Ориентация на посредников (банки, автосалоны, брокеров, агентов), так  как они обеспечивают быстрый  прирост бизнеса

Посредники дискредитированы (их бизнес резко сократился в результате падения  кредитования, сокращения продаж новых  автомобилей, увеличилось число  случаев мошенничества среди брокеров и страховых агентов) и уже не могут диктовать свои условия страховым компаниям. Ориентация на страхователя — обновление и расширение страховых продуктов, более активное использование франшизы, введение бюджетных страховых продуктов, развитие прямого страхования.

Стратегия страховых компаний

Захват рыночной доли. Основные целевые  показатели — объем полученных взносов, доля рынка, темпы роста взносов. В результате продажа с максимальным мультипликатором

Выживание. Основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизация бизнес — процессов, реструктуризация


 

 

Начало нового этапа развития страхового рынка связано с постепенным  выходом сектора из кризиса и  изменением отношения государства  к страховой отрасли. В 2010 году были приняты или активно обсуждались законопроекты, которые будут определять ускоренное развитие страхового рынка на ближайшие 3—5 лет.

Для оценки уровня развития страхового рынка Российской Федерации, необходимо сравнить значения основных макроэкономических индикаторов проникновения страхования в экономику страны.

Таблица 2.

Сопоставление российских и  мировых показателей уровня проникновения  страхования в экономику в 2011 году

Показатель  

Российский

страховой рынок

Мировой

страховой рынок

Взносы  всего по отношению к ВВП, %

2,5

7,0

Взносы  по видам иным, чем страхование жизни, по отношению к ВВП, %

2,5

3,0

Взносы  по страхованию жизни по отношению  к ВВП, %

0,0

4,0

Взносы  всего на душу населения, долл.

280,9

595,1

Взносы  по видам иным, чем страхование  жизни, на душу населения, долл.

276,4

253,9

Взносы  по страхованию жизни на душу населения, долл.

4,5

341,2

Информация о работе Развитие страхового рынка в России