Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Как правило, в роли страховщиков выступают профессиональные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика иногда используется термин андеррайтер.
Государственные страховые компании – это организации, базирующие свою деятельность на государственной собственности. В Российской Федерации государственный сектор на страховом рынке представлен АО «Росгосстрах», имеющим разветвленную сеть региональных дочерних компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА…………….5
1.1 Страховой рынок и его структура………………………………………5
1.2 Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность……………………………………………………………………...13
2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ…………17
2.1 История страхования в России………………………………………...17
2.2 Современное состояние страхового рынка РФ………………………21
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА………………………………………………………..31
3.1. Проблемы развития страхового рынка в РФ………………………31
3.2. Тенденции развития страхового рынка России……………………..35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………45

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая.docx

— 666.84 Кб (Скачать)

Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества подлежали передаче государству. Только за кооперативными организациями было сохранено право проведения взаимного страхования имущества.

Однако овладение техникой страхования оказалось слишком обременительным делом для большевистских кадров. Поэтому в 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

Печальный опыт военного коммунизма очень скоро привел новых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. В декабре 1921 г. выходит декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922—1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование.

Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными организационными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носили в довоенный период. Декретом 1921 г. «О государственном имущественном страховании» предписывалась организация во всех сельских и городских местностях имущественного страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином пользовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию. За кооперативами было оставлено право на самостоятельную организацию страхования собственного имущества вместо обязательного государственного страхования.

Другое важное организационное нововведение было связано с организацией Ингосстраха. Первоначально страхованием внешнеторговых сделок занимался сам Госстрах, страховой полис которого не признавался иностранными фирмами в качестве надежной гарантии по контракту. Зарубежные партнеры требовали страхования от западных страховых компаний, что стоило немалых денег. В результате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две страховые компании за рубежом. Так в 1925 г. в Лондоне возникло под английской юрисдикцией акционерное общество «Блэкбалси», а в Германии в 1927 г. — Черно-морско-балтийское транспортное акционерное общество «Софаг». В связи с ростом страховой деятельности за рубежом после окончания Второй мировой войны в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.

Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в системе страхования. До 1958 г. Госстрах был жестко централизованной общесоюзной структурой, затем в соответствии с общей политикой децентрализации страховое дело передано в ведение союзных республик. С 1967 по 1991 г. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому принципу. Руководство ею осуществляло Правление государственного страхования СССР, подчинявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление государственного страхования, которое подчинялось, с одной стороны, Правлению государственного страхования СССР, а с другой — министерству финансов союзной республики.[14, с.26]

С началом рыночных реформ в 1991 — 1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята принятием в мае 1988 г. Закона СССР «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.

Принятое в июне 1990 г. Советом Министров СССР Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний в данных организационно-правовых формах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. был принят Закон РСФСР «О страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка.

За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством компаний. К началу 1997 г. их число выросло до 2,7 тысячи. Особенностью формирования российского страхового рынка являлось массовое появление новых компаний, не связанных ранее со страховым делом. Это объяснялось весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым ресурсам.

В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежал государству. В его состав вошло 80 дочерних предприятий, созданных по территориальному принципу и ведущих свою деятельность на началах полного хозрасчета и самофинансирования.

 

2.2 Современное состояние страхового  рынка России

 

Прошедшие 2010 - 2011 гг. стали для российской экономики годами восстановления после мирового финансово-экономического кризиса второй половины 2008 – 2009 гг.

Активизация экономических  процессов, происходящих в стране, и  рост доходов населения отразился  на состоянии финансового, и в  т.ч.е страхового, рынка. Спрос на страховые услуги постепенно начал восстанавливаться.

В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2011 было зарегистрировано 572 страховые организаций, из них 3 не проводили страховые операции и 63 не предоставили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работало 618 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 7,4%, или 46 компаний. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховые премии (их сборы равны нулю) сократилось с 26 в 2010 до 24 – в 2011 году.

В настоящее время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг. На конец 2009 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования — отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.

Одними из ключевых показателей развития национального страхового рынка являются отношение совокупных страховых взносов к валовому внутреннему продукту (рис. 1) и средняя страховая премия на душу населения. Уровень проникновения страхования в России остается крайне низким.  В 2011 году доля страховых премий, включая ОМС, в ВВП России составила около 2,2 %, доля классического страхования в ВВП достигла своего максимума в 2001 году, составив 2,9%, а впоследствии ежегодно снижалась и в 2011 году составила 1,22 процента.

Рис. 1. Динамика изменения доли страховых премий в ВВП России  за 2006-2011 годы (без учета ОМС).[21]

Начиная с 2006 года, ежегодные  темпы роста  премий по обязательным видам страхования существенно превышают темпы роста  премий по добровольным видам страхования. Это привело к тому, что  начиная  с 2009 года доля обязательного страхования в общей страховой премии превысила долю добровольного страхования. В течение 2009-2011 годов доля обязательного страхования составляла 57-56% совокупной страховой премии.

Помимо ОМС ключевым сегментом  обязательного страхования является обязательное страхование автогражданской ответственности.  Страховые премии по ОСАГО составили 103,3 млрд. руб., что на 12,4% больше аналогичного показателя  2010 года. Следует отметить, что такому росту в значительной степени способствовали рост продаж автомобилей и повышение тарифов по ОСАГО с середины 2011 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.  На остальные виды обязательного страхования приходился 1% премий по обязательному страхованию.

Рис. 2. Динамика  изменения  страхового рынка Российской Федерации за 2006-2011 годы по добровольным и обязательным видам страхования (включая ОМС), млрд. руб.[24]

Премии по добровольному  страхованию составили 552,9 млрд. руб., что 

на 20,3% больше аналогичного показателя 2010 года. Рост страховых премий по добровольным видам страхования возобновился после падения в 2009 году в основном в связи с увеличением рынка автострахования и страхования имущества юридических лиц.

Крупнейшим сегментом  рынка добровольного страхования и вторым по величине  сегментом  является  страхование имущества. Страховые премии по этому виду достигли 333,2 млрд. руб., что на 19,2% больше показателя 2010 года. При этом доля страхования имущества в совокупных  страховых премиях продолжает сокращаться и в  2011 году составила 26,2% по сравнению с 26,7% годом ранее.[12, с.17]

Рис. 3. Структура премий страхового рынка Российской Федерации по видам страхования за 2009-2011 годы (без учета ОМС).

Премии по  добровольному  личному страхованию, кроме страхования 

жизни, увеличивались меньшими темпами, чем премии по имущественному страхованию, и составили 145,6 млрд. руб., что на 18,8% превышает показатель 2010 года. Рост премий происходил во всех видах добровольного личного страхования. В страховании от несчастных случаев рост премий опережает динамику выплат, что связано с развитием страхования при потребительском кредитовании.

Премии по страхованию  ответственности увеличились незначительно  и 

достигли 27,3 млрд.  руб., что  на 2,2% превышает показатель 2010 года, что свидетельствуют о недостаточном  развитии добровольного страхования ответственности в различных отраслях экономики.

Премии по страхованию  жизни составили  34,7 млрд. руб., что на 53,1% превышает уровень  2010 года. Увеличение страховых  премий после резкого падения в кризисный период обусловлено, в основном, возобновлением роста ипотечного и потребительского кредитования. Тем не менее, уровень проникновения страхования жизни в ВВП крайне низок и составляет 0,06%.

Рис.4. Динамика изменения доли премий по страхованию жизни в ВВП России за 2006-2011 годы (по данным ФСФР России и Росстата).[21]

В настоящее время происходит беспрецедентная консолидация рынка страхования жизни. В 2011 году ТОП-10 страховых компаний обеспечили 96% поступлений по новым договорам, из них 42% – страхование заемщиков банков, 22%  – корпоративные программы страхования жизни, 18%  - агентские продажи накопительного страхования, 12%  – накопительные программы, продаваемые через банки.

В структуре страховых  премий без учёта ОМС,  то есть  в классическом страховании, преобладают премии по страхованию имущества, удельный вес которых составил 50,2%, добровольному личному страхованию – 21,9%, ОСАГО –15,6 процента.

Согласно данным ФСФР России наибольшие страховые премии без  учета ОМС в  2011 году приходятся на: страхование средств наземного транспорта (автоКАСКО)  –164,5 млрд. руб. или 24,8% всех премий по сравнению с 24,9% в 2010 году; страхование имущества юридических лиц и физических лиц (кроме автоКАСКО) – соответственно 120,4 млрд. руб. или 18,1% и 18,3%; ОСАГО – 103,3 млрд. руб. или 15,6% и 16,4%; ДМС – 97,0 млрд. руб. или 14,6% и 15,4%; страхование от несчастных случаев и болезней – 48,6 млрд. руб. или 7,3% и 6,6%; страхование ответственности  – 27,3 млрд. руб. или 4,1% и 4,8%; прочие виды страхования – 102,6 млрд. руб. или 15,5% и 13,6 процента.[20]

Рис.5. Структура премий  страхового рынка  Российской Федерации за 2010-2011 годы по видам страхования (без учёта ОМС).

В 2011 году  выплаты страховых  организаций по страховым случаям, включая ОМС, составили 888,39 млрд. руб., что на 14,8% превышает показатель 2010 года.

За последние два года  темпы роста страховых премий с учетом ОМС опережали темпы роста страховых выплат  и составили соответственно в 2010 году 6,7 и 4,9%, в 2011 году 21,5% и 15,2%.

Рис.6. Премии и  выплаты страхового рынка Российской Федерации за 2006-2011 годы (с учетом ОМС), млрд. руб.

В структуре страховых  выплат наибольшую долю занимали выплаты по ОМС  – 65,9%, имущественному страхованию  – 16,5%, добровольному личному страхованию иному, чем страхование жизни – 9,1%, ОСАГО – 6,3 процента. Доля выплат в других видах страхования не превышает 2,2% по отношению к выплатам в целом.

Рис.7. Структура выплат страхового рынка Российской Федерации по видам страхования за 2009-2011 годы (с учетом ОМС).

Страховые выплаты, за исключением  выплат по ОМС, составили 303,1 млрд. руб., что на 2,8% больше, чем в 2010 году. Выплаты без учета выплат по ОМС увеличивались темпами более низкими, чем выплаты с учетом ОМС.

Рис.8. Премии и выплаты страхового рынка Российской Федерации за 2006-2011 годы (без учета ОМС), млрд. руб.

Наибольшие страховые  выплаты произведены по договорам страхования автоКАСКО – 105,7 млрд. руб. или 34,9% общей суммы выплат, ДМС – 73,3 млрд. руб. или 24,2%, ОСАГО – 56,2 млрд. руб. или 18,5 процента. На три вида страхования приходится более 75% общей суммы страховых выплат.[6]

Рис.9. Структура выплат страхового рынка Российской Федерации по видам страхования за 2010-2011 годы (без учёта ОМС).

Информация о работе Развитие страхового рынка в России